Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние здоровья как фактор деформации личностных качеств детей-сирот




Тема 10. СОЦИАЛЬНО-педагогические и ПсихологИЧЕСКИЕ особен­ности ребёнка, нуждающегося в ГОСУДАРСТВЕНной защите

 

1. Состояние здоровья как фактор деформации личностных качеств детей-сирот.

2. Характеристика отклонений в поведении детей сиротской категории.

3. Социальные факторы деформации характера детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

4. Основные про­блемы взаимоотношений приёмныхродителей и детей.

5. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях. Типичные ожидания и разочарования приём­ных родителей.

Рекомендуемая литература

 

1. Простак, Г.Л. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Л. Простак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 4. –С. 15–22.

2. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 1999. – 340 с.

3. Шилова, М.И. Многофакторный анализ деформации харакетера детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения / М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева // Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 25–31.

Как показывает социально-педагогическая практика, искажение характера детей-сирот и детей-социальных сирот происходит под влиянием ряда биологических и соци­альных факторов, сопровождающих жиз­ненный путь ребенка-сироты, как-то: пло­хое состояние здоровья; неблагоприят­ные условия раннего детства; приобре­тенный в семье асоциальный опыт; усло­вия институционального воспитания в интернатном учреждении (относитель­ная закрытость от социума, жесткая рег­ламентация жизнедеятельности, интрагрупповая иерархия и взаимопередача асоциального опыта в среде воспитанни­ков); недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; отношение общества к детям-сиротам.

Среди указанных факторов на формирование деформаций характера и личностных качеств детей-сирот прежде всего влияет состояние здоровья. Социальное сирот­ство наносит вред психическому, физи­ческому и социальному здоровью детей, что подтверждается статистическими данными: те или иные нарушения нервно-психического развития имеют 94,1% детей-сирот (около 60% – в форме тяжелой хронической патологии), у 80% выявляются нарушения поведения, у 74,5% – эмоциональной сферы, почти 55% отстают в физическом развитии.

По статистическим данным анализ состояния здоровья социальных сирот, находящихся на воспитании в государственных учреждениях и замещающих семьях в Беларуси, показывает, что только около 8% детей являются практически здоровыми, остальные, как правило, имеют определенную патологию. Так 22% детей страдают различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, чаще всего это врожденные пороки сердца различной степени тяжести. Помимо этого, наиболее часто у детей отмечаются такие заболевания, как хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, рецидивирующие инфекции мочеполовых путей, энурезы.

Как правило, у этой детской категории широко распространены расстройства психоневрологической сферы: около 14 % детей имеют задержку речевого развития, более 30% детей имеют задержку как речевого, так и психического развития вследствие поражения центральной нервной системы, около 16% детей демонстрируют расстройство поведения, около 17% – проявляют гиперактивность, двигательную расторможенность, для 13,6% детей характерны неврозы.

С медицинских позиций, основными причинами таких заболеваний данной категории детей являются:

– патология внутренних органов ребенка вследствие неблагополучной наследственности по причине заболеваний родителей на основе алкоголизма;

– аномальное внутриутробное развитие на основе злоупотребления будущей матерью алкоголем, табаком и другими психоактивными веществами в процессе (нежелательной) беременности;

– глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику ребенка, приобретенные еще до его изъятия из семьи на основе жестокого обращения с ребенком его родителями и (или) родственниками.

Медицинские и педагогические наблюде­ния показывают, что у детей, имеющих определенные отклонения от нормально­го психофизического развития или пере­несших одно и то же заболевание голов­ного мозга, формируются похожие чер­ты характера. Так, для переболевших энцефалитом характерны внушаемость, лег­комыслие, беззаботность, импульсив­ность, иногда назойливость, склонность к образованию чрезмерно косных привы­чек и др. Дети-эпилептики часто наделе­ны такими чертами, как аккуратность (доходящая до педантичности), скупость, злопамятность, лживость, слащавость и др.

Среди воспитанников детских домов и интернатов немало детей с задержкой психического развития и умственной от­сталостью (ЗПР). Такие дети, как прави­ло, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыка­ми самообслуживания. В дошкольном и младшем школьном возрасте характерная для них низкая познавательная актив­ность, неразвитость эмоциональной сфе­ры препятствуют обучению и нормально­му взаимодействию со сверстниками. Не­успешные в школьном обучении и отвер­гаемые другими детьми в играх, дети с ЗПР чаще, чем дети нормального разви­тия, прибегают к помощи и защите взрослых, общаются с детьми более млад­шего возраста, что обусловливает устойчивое формирование несамостоятельнос­ти, инфантилизма, стремления к ижди­венчеству.

Осложненное социальное взаимодей­ствие возникает также у детей-сирот со сниженным слухом и зрением. Наруше­ние слуховой функции заведомо ставит их в невыгодное положение по отношению к своим слышащим сверстникам, так как приводит к ограниченному пониманию обращенной к ним устной речи, неправильному произношению и употреблению слов. Бедность речевого запаса, искаженная речь ребенка нередко становится источником в лучшем случае передразниваний, мелких обманов и розыгрышей, в худшем – настоящих мучений и издевательств со стороны слышащих детей. В результате у слабослышащего ребенка формируются недоверчивое и настороженное отношение к людям, обидчивость, упрямство, мстительность и др. У слабовидящих детей-сирот возникают бытовые проблемы, трудности в игре, учении, овладении профессиональ­ней деятельностью, вызывающие сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях это приводит к развитию у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Таким образом, отклонения в психо­физическом развитии, плохое состояние здоровья детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, можно рассматривать как фактор формирования деформаций их характера. При этом важно понимать, что его патогенное влияние обусловлено не только наличием болезни или отклонений от нормального психо­физического развития, но в гораздо большей степени условиями жизни и воспитания ребенка. По мнению С.Я. Рубинштейн, «болезнь не создает никакого склада характера, но создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов, и, во-вторых, является сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому он как-то приспосабливается».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.