КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прикладная социальная психология в образовании
Так случилось, что примерно с конца 20-х гг. XX столетия и до «хрущевской оттепели» (50—60-е гг.) отечественная социальная психология в собственных рамках не развивалась. Пробел в ее развитии связан с прямым запретом заниматься социально-психологическими исследованиями в то время. Впрочем, это не совсем так. Социально-психологическая проблематика разрабатывалась, но на школьном материале. Это понятно. Изучать, скажем, социальные конфликты и другие реальные социально-психологические проблемы было невозможно. В связи с этим социальная психология ушла как бы под «крышу» педагогической науки. Несомненно, что последняя от этого оказалась в выигрыше. Что же касается социальной психологии, то она отдала в педагогические руки целую прикладную отрасль — «Социальную психологию образования». Последствия этого заметны не только для самой социальной психологии, но и для педагогики и педагогической психологии. Дело в том, что в конце концов историческая справедливость почти всегда торжествует. И социальная психология образования, как и другие прикладные отрасли, со временем вернется в материнское лоно. Хуже дело обстоит с ситуацией, которая сложилась в педагогике и педагогической психологии. Речь идет о последствиях заимствования, мягко говоря, из социальной психологии. Конечно, без взаимопроникновения идей и положений из одной науки в другую представить современный научный процесс нельзя. Любопытно другое: в какой степени компетентно распоряжаются педагогика и педагогическая психология теми материалами, которые они заимствовали в прошлом у социальной психологии, и продолжают это делать? Содержание программ по педагогике и педагогической психологии во многом социально психологизированно. В них нетрудно отыскать все основные социально-психологические понятия: социально-психологические теории личности, общение, конфликт, различные виды групп, фрагменты организационной психологии, социально-психологические тренинги, методики групповой работы, элементы социально-психологического консультирования и, разумеется, социально-психологическую диагностику, используемую «от» и «до». При этом искажается общепринятый социально-психологический понятийный аппарат (непонятно, почему надо вместо термина «социально-психологический тренинг» употреблять «педагогический тренинг», хотя имеется в виду одно и то же, и т.д.). Чего стоит одно только выражение «сознательно коммуникативный метод», употребляемое в методической литературе! Перевод сего выражения означает следующее: «сознательно коммуникативный метод — это передача (объяснение) грамматических моделей языка с помощью определенных средств общения». Но передавать языковые модели можно не только на сознательном, но и бессознательном уровне, в частности с помощью внушения и пр. Что имеется в виду под понятием «сознательно коммуникативный метод», так и не ясно. То ли «бессознательной коммуникации» вообще нет, то ли педагог должен быть всегда вменяемым, то ли что-то третье. Непонятно. И таких неточностей — масса, хоть отбавляй. Терминологический туман лишь усугубляет ситуацию. Выход — в соблюдении компетентности и корректности. Каждому свое. Каждый должен заниматься свои делом: социальная психология — социально-психологическим; педагогическая психология — соответственно своим. Применительно к данному случаю это означает, что должна развиваться социальная психология образования. Она имеет возможность это делать. Образование — это своего рода поле, которое нужно вспахивать своим плугом, а не чужим. Если нет собственной теоретической, диагностической и другой возможности это делать, уступить следует место другим, т.е. социальной психологии, профессионалам. Чтобы создать хотя бы учебный курс «Социальная психология образования», нужны исследования, литература. Это нужно для того, чтобы профилизировать курс «Социальная психология» в педагогических учебных заведениях. Студент должен не только получить знания по социальной психологии, но и уметь практически их применять в сфере образования.
В современной науке не сложилось единой непротиворечивой теоретической системы о воспитании, основывающейся на данных возрастной, педагогической и социальной психологии в комплексе. Однако накопленные традиции позволяют обозначить основные направления изучения проблем воспитания и образования. Во-первых, развитие ребенка в онтогенезе происходит всегда в обществе и в социуме. Начиная с момента рождения человек попадает в социально-культурную среду, во многом детерминирующую индивидуальный ход развития. Обычно на начальном этапе социальная среда представлена семьей. Как правило, в дальнейшем контекстом развития ребенка, т.е. определяющим социальным фактором влияния, выступают те или иные социальные институты: ясли, детский сад, школа и др. И наконец, в юношеском возрасте, становясь на путь выбора профессии, личность попадает в различные образовательные учреждения. Таким образом, человек на всем пути своего развития находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Именно синтез возрастной, педагогической и социальной психологии позволит обеспечить это взаимодействие: научить ребенка общаться, понимать окружающих, уметь репрезентировать себя, владеть различными навыками вербальной и невербальной коммуникации, отстаивать свое личное мнение, прислушиваться к мнениям других и т.д. Во-вторых, знания каждого ребенка об окружающем его мире и обществе представляют собой достаточно структурированное, комплексное образование. Но таковыми они выступают только в том случае, если будет организован планомерный процесс трансляции подобных знаний со стороны взрослых, основанный на знании возрастных особенностей психики ребенка и учете его индивидуальности. Иными словами, будет найден индивидуальный подход в воспитании ребенка и обучении его тому, в чем схожи все люди и чем они различаются, каковы причины того или иного поведения окружающих, как и почему произошло общество и пр. Проиллюстрировать сказанное можно целым рядом экспериментов по пониманию личностных характеристик окружающих детьми разного возраста. При анализе описаний других людей психологи обнаружили, что дети младшего возраста обращают внимание преимущественно на внешние характеристики человека (одежду, родственный статус, внешность и пр.), младшие школьники уже акцентируют черты характера, привычки, потребности, т.е. обнаруживают заметное усложнение восприятия окружающих. Дальнейшие описания отражают все большую долю внутренних психологических качеств человека. Таким образом, опираясь на обнаруженные закономерности, можно сознательно формировать и развивать у учащихся предпосылки последующего социального поведения. В-третьих, описанные выше пункты в воспитании и образовании ребенка не найдут своей реализации, если он не овладеет речью. Ведь любая коммуникация, любое взаимодействие со сверстниками, не говоря о взрослых, требует от ребенка навыков речеговорения. Совершенным атавизмом выступает все еще бытующее среди многих родителей и педагогов мнение о том, что «ребенок заговорит сам». Хотя овладение речью до недавнего времени считалось окончательно не изученным когнитивным процессом, с уверенностью можно констатировать, что в его основе лежит социальная деятельность. Конечно, высказанное утверждение не дает однозначного ответа на вопрос, как человек учится говорить, но призывает педагогов и воспитателей подходить к ребенку, предварительно вооружившись знаниями социальной психологии. В-четвертых, социальная включенность человека в общество, представленная на разных этапах его развития в онтогенезе с различными структурами: теми, с которыми он сталкивается ежедневно (родителями и родственниками, воспитателями, педагогами, одноклассниками, друзьями и пр.) и относительно отдаленными (другими народами, правительством, церковью и пр.), дает ему возможность не только наблюдать за другими и понимать, как они взаимодействуют, но и учиться у них. Зарубежные исследователи обнаружили, что дети Шотландии и Франции по-разному относятся к системе правил в школах. Так, шотландские школьники склонны считать, что учителя обязаны внедрять в школе правила поведения и субординации вне зависимости от того, как эти нормы воспринимаются учащимися (положительно или отрицательно). Французские школьники полагают, что учитель должен поступать справедливо независимо от того, что предписывают делать правила. Конечно, полученные результаты отражают не только национальную идеологию стран, но и особенности функционирования разных школ. Однако они проливают свет на представления, характерные для обществ, представителями которых выступили испытуемые. Таким образом, педагог имеет целый спектр возможностей организовать продуктивный педагогический процесс, зная закономерности функционирования и развития группы, организацию коммуникации между детьми и взрослыми, а также некоторые особенности национальной культуры учащихся. Подводя итоги, следует отметить, что задачи, стоящие перед педагогическим процессом, можно разбить на несколько взаимозависимых блоков. • Первый блок направлен на то, ЧЕМУ необходимо научить ребенка определенного возраста, согласуясь с образовательной программой по различным дисциплинам. • Второй блок раскрывает механизмы обучения, т.е. реализует процесс освоения учеником знаний, отвечает на вопрос: КАК научить школьника? • Третий блок определяет задачи обучения и воспитания ребенка, выступающие в неразрывном единстве с содержанием учебного процесса; это ответ на вопрос: ЗАЧЕМ учить и воспитывать? • Четвертый блок направлен на социальное образование и воспитание подрастающей личности и решает те задачи, которые необходимо реализовать в период подготовки к новой, взрослой жизни: приобрести основополагающие знания об обществе, его устройстве, правилах и общественных нормах, общении и т.д. • Пятый блок относится к огромному количеству психолого-педагогических проблем и вопросов, которые объединяются: КТО и КОГО учит, образовывает, воспитывает?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |