Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Е. Фурман

1. Парадоксальность образа Иисуса Христа заключается в том, что его «теологическая функция» невероятно велика. Он одновременно «совершенный бог» и обычный рядовой человек.

2. Противоречия христианства:

· признание распятого Христа Богом максимально сближает Бога и человека

· выводит Бога из мира «потустороннего» и вводит в мир земной

· полное пренебрежение к социальному порядку и земному, и тем самым оказывается куда более потусторонним богом, чем любой другой

3. Религия может выступать как форма протеста против угнетения и подавления, не терпит социального неравенства, любой тип эксплуатации и угнетения, благодаря чему может стать идеологией социального протеста.

 

Авторский текст:

Для первого периода (V-Хвв.) характерна неустойчивость государствен­ных и этнических образований на территории бывшей Западной Римской империи. Второй период (Х1-Х1Нвв.) - это эпоха сначала стабилизации социаль­ной жизни, а затем экономического и духовного расцвета средневекового Запада. Наконец, третий период (XIV— XV вв.) характеризуется возникновением мощных централизованных монархий, образованием великих европейских наций, упадком феодализма, кризисом теоцентрической средневековой культуры и возникновением под влиянием итальянского Ренессанса основ чисто светской культуры Нового времени

 

Жак Ле Гофф (р. 1924)

 

1. Теоретическая модель в Средние века имеет несколько особенностей:

· существование Бога - телесное представление его с человеческими чертами

· идея царской власти Бога

· представление о том, что Богу противопоставляется дьявол

В средние века Сатана не играл роль первого плана.

2. Эти особенности не могли не повлиять на социальную сторону. Высшей формой революционных движений были ереси. Средневековые ереси отвечали частям социальных категорий.

 

3. Культурные и научные знания в эпоху средневековья основаны на схоластическом методе. Так, в конечном счете, методика ведет к осознанию личности, её интеллектуальной ответственности. Активно применялись наблюдения и эксперименты.

 

Вопрос 5: Ф. эпохи Ренессанса

1-2.1. С точки зрения коэволюции в развитии природы и общества можно выделить следующие этапы:

1. архаическое

2. традиционно-аграрное

3. техногенное

Техногенное общество – человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, то есть те силы, которые определяются закономерностями, действующие во Вселенной.

2. В Европе закладываются предпосылки социального и культурного возникновения техногенного общества. Происходит крах полисной системы и демократии, появляется проблема выживания частного лица в сложных условиях.

3. Научные революции подготовили технологию освоения фундаментальной космической силы природы, социальные революции измели социальную структуру общества так, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

4. Социальная и научная революции подготовлены новыми философскими идеями, в которой синтезируются смыслы универсалий культур данной исторической эпохи и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культур.

5. Великий проект модерна – будущее реформационное движение, программа которого, представление о едином пути спасения, отрицании иерархического устройства самой церкви.

6. Великие модерны привели к социальной трансформации и изменениям в религиозной жизни, что больше подтолкнуло общество на путь к техногенной стадии развития.

3.1. В XIV в. произошли изменения:

· церкви перешли под контроль могущественных королей

· ослобление церкви как идейного и политического ядра европейского феодализма

· философия превращается в доминирующее и определяющее направление интеллектуальной деятельности человека

2. Для них реальны только единые вещи, и единой реальностью является только человеческий индивид, а иерархизированная церковь и иерархия сословий в феодальном обществе своим собственным существованием не обладает.

3. По мнению Экхарта и немецких мистиков XIV в. существует прямая связь между Богом и человеком, вследствие которого человек в мистическом экстазе сливается с Богом.

4. Их идеи подготовили интеллектуальную основу для научной революции, высказав идеи о том, что во Вселенной существует только движение тела, и нет никаких привилегированных зон и центров.

5. Церковь рассматривается как совершенно иная ступень на пути к Богу и как нечто отвлекающее человека от прямого слияния с божеством.

4. В создании своих концепций Лютер на идеи обличения папства и церковной иерархии в отступлении от идей первоначального христианства, представленных в работах деятелей немецкого Возрождения.

 

Н.Кузанский (1401-1464 гг.) – представитель раннего Возрождения: эпохи гуманизма, ставившей в центре своего познания человека, как наивысшую ценность. Основные идеи изложены в сочинении «Об ученом незнании». Создал концепцию развития: в бытии божества он видит все реальности мира. Снимает иерархические принципы строения природы.

1. Отмечает, что Бог един, прибывает в единой Вселенной. Бог – свернутый мир; он заключает в себе все в том смысле, что все – в нем.

2. Для самого пытливого человека не будет самого совершенного постижения, чем добыть высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем умнее, чем полнее увидит своё незнание.

3. Идея богочеловека заключается в том, что человек является Сыном Бога, то есть словом, которым все создано, самим равенством бытия, но он не перестает быть сыном человеческим.

4. Его философия создавала ту атмосферу научного поиска в естествознании, которая привела к разработке гелиоцентрической картины мира. Отрицал идеи центризма земли и создал теорию предпосылки для построения новой картины мира.

 

М. Лютер (1483-1546 гг.) – время Лютера – время глобальных перемен и преобразований христианской церкви, и христианского вероучения. Автор концепции sola fide (спасение только личной верой) – догматический фундамент протестантизма.

1. Убежден, что Римская курия отвратительна и является пастью ада и все, что говорится в возможности только папы истолковывать писания или утверждения его толкования, папу называли антихристом и идолом.

2. В отношении Я. Гуса он убеждён в его несправедливом осуждении. Он считает, что те, кто принял такое никудышнее решение, приступили христианской грамоте и Божьему писанию. Аристотелевские писания его привлекают, и он может их рассматривать.

3. Только лишь верой может быть принято и возвращено Слово Боже, поэтому душа оправдана верой.

4. Говорит о том, что неправильны слова «священник», «церковник» применять лишь к тем немногим, кто ошибочно называет себя «духовенством».

5. Считал, что глупо зная, что в писании все вероятно светло, говорить о темноте его содержания, из-за темноты некоторых слов. Если в одном месте они темны, то в другом – светлы и ясны.

6. О мятежах говорит, что они принимают боль бед невиновных больше, чем виновных. Поэтому мятеж нельзя оправдывать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стр189 | Т. Гоббс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.