Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивные действия

 

Согласно современным представлениям восприятие представляет собой совокупность процессов, обеспечи­вающих субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение действительности. Адекватность образа дана не изна­чально, она достигается благодаря тому, что при формировании образа восприятия происходит уподобление воспринимающих сис­тем свойствам воздействия.

 

По своему месту в структуре деятель­ности процессы восприятия обычно являются действиями, за ис­ключением тех случаев, когда создание адекватного или нового образа представляет собой самостоятельный мотив. Требования, предъявляемые к восприятию со стороны практической деятельно­сти, называются перцептивными задачами.

 

Воспринимать — это значит решать ту или иную перцептивную задачу, создавая адек­ватное отражение ситуации, поэтому восприятие представляет со­бой систему перцептивных действий.

 

Перцептивное действие вклю­чает в себя различные операции и функциональные блоки.

 

Перцептивное действие — это активный, динамический, регулируе­мый задачами деятельности процесс, обладающий механизмами обратной связи и предвосхищения, подчиняющийся особенностям обследуемого объекта.

 

Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Эти движения делятся на два больших класса.

 

В первый класс входят поисковые и установочные движе­ния, с помощью которых осуществляются поиск заданного объек­та, установка глаза в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаза и пр. Подобные движения <не только создают наиболее благопри­ятные условия для восприятия объекта, но и участвуют в опреде­лении его пространственного положения.

 

Во второй класс входят собственно-гностические движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, наконец, осуществляется сам процесс построения образа. В движениях руки, ощупывающей пред­мет, в движениях глаза, прослеживающих видимый контур, про­исходит непрерывное сравнение образа с оригиналом.

 

Несоответ­ствие их друг другу вызывает корректирование образа. Следо­вательно, роль моторики в восприятии не ограничивается созда­нием наилучших условий для работы афферентных систем и за­ключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного мира.

 

В целях более детального выяснения роли перцептивных дей­ствий в формировании образа целесообразно использовать ход рассуждений, в известной мере аналогичный тому, который был применен Н. А. Бернштейном для выяснения роли сенсорных кор­рекций в регуляции человеческих движений.

 

Вследствие множест­ва степеней свободы окружающих объектов по отношению к вос­принимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления они непрерывно меняют свое обличье, поворачиваются к нам различными сторонами. Иначе говоря, ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение само по себе не может однозначно определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, исправляющая неизбежные ошибки и при­водящая образ в соответствие с объектом.

 

Однако если такой образ будет материализован лишь во внут­ренних процессах организма (в состояниях рецептора и коркового конца анализатора), то сопоставление его с оригиналом окажется невозможным и, таким образом, требуемая коррекция не сможет осуществиться.

 

Следовательно, нужна экстериоризация отража­тельного процесса, которая и происходит в виде перцептивных действий. Подобно тому как двигательное поведение субъекта мо­жет согласовываться с условиями задачи лишь благодаря сенсор­ной коррекции, адекватность восприятия обеспечивается в конеч­ном счете коррекцией эффекторной.

 

Более широкий аспект этой проблемы состоит в том, что, во­обще, физиологическая схема активности (безразлично идет ли речь о схеме рефлекторной дуги или рефлекторного кольца) не может «включить в себя объект» с его специфическими предмет­ными свойствами. В пределах этой схемы объект может выступать лишь как внешний по отношению к данному процессу компонент, как раздражитель, подлежащий перешифровке в серию нервных импульсов.

 

Для включения объекта в систему человеческой актив­ности необходимо выйти за пределы ее физиологического описа­ния и рассмотреть ее психологически как внешнюю целесообраз­ную деятельность субъекта. Последняя включает в себя объект со всеми его специфическими особенностями как свой собствен­ный органический компонент. Сказанное в полной мере и в пер­вую очередь относится к орудиям труда, которые включаются в «схему тела» человека настолько, что чувствительность перено­сится на их границы.

 

Овладение системой перцептивных действий требует специаль­ного обучения и достаточно долгой практики. Существенно, что как сами перцептивные действия, так и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.

 

Процесс формирования образа включает в себя целый ряд пер­цептивных действий, таких, как

  • обнаружение,
  • выделение адекват­ных задачам деятельности информативных признаков,
  • обследова­ние выделенных признаков
  • и собственно построение образа.

 

Пер­цептивные действия в своей развернутой внешней форме выступа­ют лишь на ранних стадиях онтогенеза или функционального гене­за при столкновении наблюдателя с новым для него перцептив­ным содержанием.

 

В этих случаях наиболее отчетливо обнару­живаются их структура и роль в формировании образов восприя­тия. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных измене­ний и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генети­чески первичную форму восприятия.

 

Важнейшим свойством восприятия является возможность пере­стройки перцептивных образов и моделей внешнего мира и воз­можность смены способов их построения и опознания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных мо­делей.

 

В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в конце концов к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле.

 

Многообразие возможных перцептив­ных образов одной и той же ситуации или объекта объясняется тем, что внешние перцептивные действия, так же как и исполни­тельные действия, заключают в себе отражение двигательной за­дачи. Участие по-разному организованных движений и действий в процессах восприятия является основой и для объяснения субъ­ективности и пристрастности восприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение и свойства зрительных образов | Микроструктурный анализ становления образа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.