КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила построения отчетности по сегментам
Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 8 "Операционные сегменты" (применяется с 1 января 2009 г.). В соответствии с этим Положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий: Ø организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности; Ø организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.; Ø организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах. Для составления сегментарной отчетности в рамках управленческого учета правила формирования внутренней отчетности носят рекомендательный характер. В каждом конкретном случае последовательность выделения отчетных сегментов будет примерно одинакова. Один из возможных вариантов алгоритма выделения отчетных сегментов приведен на рис. 1.
┌──────┐ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Проанализировать управленческую отчетность компании. Выделить те│ │ │ │виды деятельности, по которым для лица, принимающего решение о │ │ │ │выделении ресурсов или распределении активов по видам │ │ │ │деятельности, готовится информация о доходах и расходах, │ │ Шаг 1├─┤рассчитываются аналитические показатели. Соотнести данные виды │ │ │ │деятельности с организационной структурой компании. │ │ │ │Проанализировать, есть ли в компании подразделения │ │ │ │(руководители), отвечающие за показатели по данным видам │ │ │ │деятельности. На основании такого анализа окончательно выделить │ │ │ │операционные сегменты │ └─┬──┬─┘ └────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┘ \┘ └/ \┘ └/ \ / \ / \/ \/ ┌──────┐ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Проанализировать возможность объединения операционных сегментов │ │ │ │со сходными экономическими показателями. Например, сегменты │ │ Шаг 2├─┤могут быть однородны по производимым продуктам (услугам), │ │ │ │производственным процессам, ориентированы на одинаковые типы или│ │ │ │классы потребителей. Их могут сближать способы распространения │ │ │ │продуктов или оказания услуг либо регулирующая среда │ └─┬──┬─┘ └────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┘ \┘ └/ \┘ └/ \ / \ / \/ \/ ┌──────┐ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Изучить количественные пороговые значения, необходимые для │ │ Шаг 3├─┤признания сегмента отчетным. Из ранее объединенных по │ │ │ │определенным признакам сегментов выделить те, показатели которых│ │ │ │выше количественных пороговых значений │ └─┬──┬─┘ └────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┘ \┘ └/ \┘ └/ \ / \ / \/ \/ ┌──────┐ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Проверить, приходится ли на выделенные таким способом сегменты │ │ Шаг 4├─┤75% общей выручки. Если нет, проводите дальнейшее выделение, │ │ │ │чтобы раскрыть по сегментам не менее 75% общей выручки. Данные │ │ │ │сегменты являются отчетными сегментами │ └─┬──┬─┘ └────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┘ \┘ └/ \┘ └/ \ / \ / \/ \/ ┌──────┐ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Шаг 5├─┤Те сегменты, которые не стали отчетными, объединить в категорию │ │ │ │"прочие" │ └──────┘ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Рис. 1. Последовательность выделения отчетных сегментов.
После выделения отчетных сегментов необходимо решить вопрос: в каком формате представлять информацию об их деятельности? Положением выделяются два понятия об информации по сегментам: «первичная» и «вторичная». Решение о том, какая из них должна быть первичным, в конечном счете зависит от организационной и управленческой структуры организации, от построения системы внутренней отчетности. Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным — по географическим. Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной — по операционным сегментам. В любом случае в составе первичной информации по отчетному сегменту раскрываются следующие показатели: • общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; • финансовый результат (прибыль или убыток); • общая балансовая величина активов; • общая величина обязательств; • общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; • общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно и должны удовлетворять одному из двух условий: • выручка от внешних продаж этого сегмента составляет не менее 10% общей выручки организации; • величина активов этого сегмента составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов. Если операционные сегменты выделены, в бухгалтерской отчетности по ним представляется следующая вторичная информация: • выручка от продаж внешним покупателям; • балансовая величина активов; • величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Если же организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то порядок формирования первичной и вторичной информации по сегментам определяется решением руководства организации. Сегментарная отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности. Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления. При решении всех этих вопросов администрация предприятия руководствуется принципом экономичности, в соответствии с которым затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический эффект от ее использования. Рекомендации по составлению сегментарной отчетности: 1) Внутренний отчет должен быть адресным и конкретным; 2) Для принятия управленческих решений необходима оперативная информация; 3) При составлении внутренних отчетов следует знать, какую форму представления информации предпочитает менеджер (табличную или графическую); 4) Не следует увлекаться ретроспективным анализом в ущерб будущим оценкам; 5) Не следует часто менять форматы сегментарных отчетов; 6) Не нужно перегружать отчетность расчетами; 7) Отчет должен содержать только необходимую и полезную информацию; 8) Помимо составления письменных отчетов возможно предоставление отчета в устной форме (в форме беседы). Пример 1. Головной медицинской компанией создан ряд небольших производств, ориентированных на разных потребителей: медицинскую промышленность косметологию, хозяйственный инвентарь (перчатки, кружки), и рекламу (плакаты, буклеты). В соответствии с требованиями ПБУ 12/2010 эти производства следует рассматривать как самостоятельные операционные сегменты (табл.1). Таблица 1.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |