![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика системы образования
Цель как системообразующий компонент образовательной системы Общепризнанно, что образование сегодня является общечеловеческой ценностью в обществе. Этот факт имеет законодательную базу, так как в конституциях большинства стран указывается на право человека на получение образования. К целям образования относятся следующие. 1. Формирование знаний и развитие способностей и умений, которые дают возможность человеку быть стойким, упорным, встречая жизненные трудности. 2. Становление характера и ответственности человека в тех жизненных ситуациях, когда необходимо приспосабливаться к условиям общественной, социальной и природной среды. 3. Наличие необходимых средств и форм для реализации личностного и профессионального роста. 4. Усвоение знаний, опыта, которые необходимы для развития личной свободы и автономии. 5. Формирование средств и условий для развития творческой активности и становления морально-нравственных норм. Образование является средством передачи культуры, усваивая которую человек не только приспосабливается к изменяющимся условиям, но так же у него формируется жизненная активность. Это дает возможность выходить за пределы ограниченного круга, формировать собственную индивидуальность и быть свободным в принятии решений и отстаивании личных позиций. Анализ целей образования приводит к значимому выводу о том, что общая направленность образования на гармоничное развитие личности и есть назначение, призвание и задача каждого человека. В то же время каждая составляющая педагогической системы имеет свой взгляд на пути достижения целей образования, а также на его гуманистическую направленность. В содержание целей образования следует внести не только информацию о современных новейших научно-технических достижениях, но и информацию гуманитарного плана, которая формирует, развивает знания и умения, опыт творческой деятельности. Концептуальным документом развития образовательной системы России до 1991 г. являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в России. Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б. Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования» (Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», июнь 1991 г.). Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№ 402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России – «Программа-92». Данная программа имела законченный характер, являла собой поэтапную и систематическую программу развития высшего образования в России. В основу авторами проекта было положено направление эволюционного становления российской системы высшего образования. На основании проведенного анализа социально-экономических факторов были определены стратегические цели, среди которых важнейшими были следующие. 1. Повышение образовательного уровня населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 г., которое достигалось путем предоставления каждому гражданину возможности интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями. 2. Обеспечение широты и качества образования, которое повышает профессиональную способность, значимость и социальную защищенность человека в сложных условиях рыночной экономики. Была разработана многоуровневая система высшего образования (1992–1993 гг.). В связи с этим были определены шесть принципов, на которые необходимо опираться при достижении намеченных целей. 1. Принцип саморазвития – представляет собой отсутствие централизованной и авторитарной власти, а следовательно, демократизация управления образованием, что означает предоставление относительной самостоятельности вузам при решении поставленных перед ними проблем и задач. 2. Принцип качества – означает наличие качества образовательных программ, которое достигается посредством объединения в программах личностных и общественных ценностей. 3. Принцип разнообразия – предполагает наличие разнообразных типов высшего образования, которые различаются по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям. 4. Принцип единства – наличие преемственности и разделение ступеней образования в рамках системы образования. 5. Принцип равенства – наличие этого принципа означает предоставление всем гражданам одинаково равной возможности получить любое образование, т. е. это реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования. 6. Принцип эффективности – это возможность удовлетворить потребность регионов в высококвалифицированных кадрах с условием вложения наименьших затрат. Несмотря на все продуманные и логические принципы, «Программа-92» оказалась слишком оптимистичной, принимая во внимание объявленные Правительством Российской Федерации показатели роста экономики в ближайшие годы. Не было выделено средств на такие ее проекты, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы, и они не были выполнены в намеченные сроки. «Программа-92» в качестве одного из проектов определила создание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОС ВПО (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.). Данный проект должен был закрепить на нормативном уровне предложенные мысли и идеи в области обновления содержания образования. Таким образом, ГОС ВПО должен был стать основным нормативным документом системы высшего образования и определить уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса. Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят: 1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.); 2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.); 3) Федеральная программа развития образования; 4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность: 1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов; 2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; 3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования, назначенного на уровне образца. Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования (табл. 2). Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |