КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теории о сущности и природе власти местного самоуправления
Основные функции местного самоуправления. Функции – это основные направления деятельности, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.Кутафин и Фадеев – их система функций. Функции местного самоуправления: 1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление будет таковым только тогда, когда в его осуществлении будут участвовать не только органы местного самоуправления, но и непосредственно само население. Если не привлекать население, то будет местное управление, а не самоуправление. У нас обязательно обсуждение наиболее важных проектов, решений… Обязательное опубликование отчётов, решений и т.д. Собрание, дежурства населения и т.д. 2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами муниципального образования. 3. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований. (Обеспечение населения муниципальными услугами, предоставление муниципальных услуг населению). Указ президента РФ в 2007 году, который был направлен на перечисление перечня стандартного набора того, каковы стандарты основных жизненных потребностей… 4. Обеспечение комплексного экономического и социального развития территории муниципального образования. (Планирование, в частности…). 5. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования (муниципальная милиция, закона о ней ещё не принято; у нас в порядке эксперимента, так как разрешалось в больших городах). 6. Защита прав и интересов местного самоуправления, гарантированных государством (органы местного самоуправления не записаны в числе тех, кто может обращаться в Конституционный суд за защитой, но в последнее время органы местного самоуправления как представители населения…). Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть?.. Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления. Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать… Общественная концепция. Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине) XIX во Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины. Критика этой теории: эта теория носит абстрактный характер, невозможно объяснить реалии современного государства закономерностями первобытнообщинного строя, создание этой теории на практике превратило бы государство в союз суверенных общин, что недопустимо, потому что государству не безразлично, как живут его граждане на отдельных территориях, как решаются вопросы на местах… Невозможно разделить непроходимой гранью дела государства и дела общины. Когда эту теорию раскритиковали, она несколько видоизменилась и на её месте появилась другая, тоже в XIX веке… Теперь упор делался не на историю, а на тех делах, что делают на местах. Это «Хозяйственная теория». Главное в хозяйственной теории – содержание коммунальной деятельности, содержание местных дел, вопросов, которые решаются на местах. Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться. В рамках этой же хозяйственной теории есть другой вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы должны признаваться юридическими лицами. Отсюда такая система аргументов: коммуна, община – обычное юридическое лицо, государство принимает закон, по которым живут и работают юридические лица, оно устанавливает правила их деятельности, но во внутренние дела их государство не вмешивается. Община – что-то вроде акционерного общества. Критика этой теории: 1) Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе. 2) Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел. 3) Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители… В Российской империи профессор Васильчеков отстаивал такую систему, сейчас наиболее развита в странах с англо-саксонской системой права (США, Великобритания, Австралия…). Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер. Появилась практически одновременно с общественной, родоначальником государственной теории стала Германия середины XIX века, основоположники профессора Штейн и Гнейс. В своих работах они говорили, что в современном государстве любая публичная власть есть государственная власть и иной быть не может, а самоуправление сводится к тому, что ему передаются некоторые государственные полномочия, на них возлагается некий круг государственных задач. Никаких особых задач и ничего такого не существует, да, выборность, могут формироваться населением, но… Местное самоуправление подконтрольно и подчинено государство, государство по своему управлению может изъять вопрос из их компетенцию, включить новый вопрос в него… Всегда существует примат государственных интересов над местными, то есть государство превалирует над местами. Она преобладала в монархических странах, в Российской империи, в СССР… Недостатки этой теории: 1. Её авторы не признают существование особых интересов на местах, местных территориальных коллективов, отличающихся от государственных интересов. 2. В рамках этой концепции всегда создаётся централизованная система управления, которая не всегда даёт должный эффект, не всегда эффективна. Спору этому уже более двух веков и в середине XX века появилась новая теория: «Теория дуалистической природы власти местного самоуправления», или теория дуализма. Сторонники этой теории говорят, что власть местного самоуправления носит государственно-общественный характер, она двойственна по своей природе. Черты, объединяющие с государственной теорией: 1. Власть носит обязательный характер, она создаётся не по инициативе населения. 2. Это право издавать нормативные акты. 3. Право привлекать к ответственности в некоторых случаях за неисполнения нормативных актов. 4. Наличие обязательных органов… Черты, объединяющие с общественной теорией: 1) Разнообразие форм осуществления. 2) Допустимость инициатив в решении местных вопросов. 3) Привлечение общественности к решению этих вопросов. Чичерин сказал, что «соотношение государственных и общественных начал объясняется конкретно-историческим этапом развития того или иного государства». Чем более общество способно принимать самостоятельные решения, чем оно организованнее, тем меньше необходимо вмешательство государства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |