Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Теория общинного социализма

Идейная жизнь в России после разгрома движения декабристов проходила в обстановке политической реакции. В общественно-политической мысли второй четверти XIX в. выделяют три направления:

1) консервативные тенденции в общественной мысли отстаивал министр просвещения граф С.С. Уваров. Он выдвинул теорию официальной народности, основные принципы которой были сформулированы в триаде, выражающей вековые устои русской жизни, – православие, самодержавие, народность. Теоретиками этой идеологической линии были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, издатели И.И. Греч, Ф.В. Булгарин;

2) либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли представляли два течения: славянофилы и западники;

3) революционно-демократическое направление общественной мысли представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, левое крыло кружка петрашевцев. Они выступали за свержение существующих в России порядков революционным путем.

В начале 30-х гг. в Москве возникают кружки А.И. Герцена и Н.В. Станкевича. Поиск фундамента новой концепции преобразования России стал необыкновенно сложной и малоблагодарной работой. Именно она выпала на долю кружков 30-40-х гг. Последним словом в философии были тогда работы немецких философов – Канта, Фихте, Шеллинга, чуть позже – Гегеля. Западная мысль осваивала классическую немецкую философию именно в данной последовательности, Россия начала с Шеллинга, а затем, минуя Канта, перешла к Фихте, который привлек внимание русских общественных деятелей к политическим и этическим проблемам. Но основой и либеральной, и революционной доктрины в России стало гегельянство.

М. Петрашевский, Н.А. Спешнев, Ф.М. Достоевский искали путь дальнейшего развития России в утопических проектах всеобщего равенства французского мыслителя Шарля Фурье.

А.Н. Герцен, революционный опыт которого начался со студенческой скамьи и завершился в эмиграции, в 1850-е гг. сформулировал идею русского крестьянского социализма, которая легла в основу народничества. Герцен начал с увлечения европейским либерализмом, однако уже в 30-е гг. XIX в. стал социалистом со взглядами, носившими ярко выраженную моральную окраску. Он критиковал действительность за укоренившееся общественное неравенство, а власти – за нежелание его устранить. Позже Герцен стал считать, что главная беда состоит в «неразумности», нерациональности общества. Эта «неразумность» носила уже экономический характер, причем она усугублялась нелепостью общественного устройства. Иными словами, от идеи социального равенства в духе Сен-Симона Герцен перешел к Фурье – к идее разумной организации общества. По Герцену, крестьянская община – это коммуна, которая уже сама по себе является готовой ячейкой социалистического общества. Для перехода к социализму необходимо свергнуть самодержавие и ликвидировать крепостное право.

М.А. Бакунин – основной авторитет в гегельянстве, а за ним В.Г. Белинский сделали иной вывод. Если все действительно разумно, значит, все существующее имеет разумную цель. Отсюда попытки Белинского оправдать в своих статьях 1838–1840 гг. существующие в России порядки, что привело его к ссоре с Герценом и другими радикалами. Позже нравственные чувства журналиста восстали против его разума, и в последние годы жизни он склонялся не столько к немецкой философии, сколько к французским социальным идеям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория официальной народности С. С. Уварова. Славянофильство и западничество | Царствование Николая I. Политическая реакция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.