![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Социальные конфликты
Понятие конфликта: - конфликт – проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон - социальный конфликт – борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют соперников (Л. Козер) Под объектом подразумевают конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта. Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Типология конфликтов: - По проблемно – деятельностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие) - По времени протекания конфликта (острые и хронические, быстротекущие, длительные, вялотекущие) - По содержанию конфликта (содержательные, проблемные) - По тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, неконструктивные) - По степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война) - По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные - Типология по зонам разногласий: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликт с внешней средой Конструктивные функции конфликта: - на общем уровне: информационная, снятие социальной напряженности, интегративная функция, функция объединения и т.д. Деструктивные функции конфликта: - на общем уровне: дестабилизация и дезорганизация общества, замедление темпов экономического и социального развития - на личностном уровне: негативное воздействие на социально – психологический климат в группе, вызывает чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций Стадии конфликта: - предконфликтная стадия: это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника – информация, власть, связи, престиж) - непосредственно конфликт: наличие инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. - разрешение конфликта: внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Причины социальных конфликтов: - наличие противоположных ориентаций - идеологические причины - причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства - причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной культуры Стратегия поведения в конфликте – ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. К. Томас выделяет типы поведения в конфликтной ситуации: - соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому - избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей - компромисс: взвешенность, сбалансированность, осторожность - приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого - сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон Разрешение конфликта: - полное разрешение конфликта: если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, то конфликт разрешается полностью - неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п. Предпосылки разрешения конфликта: - достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства - потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить - наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических Процесс разрешения конфликта (этапы): - подготовительный этап: диагностика конфликта - второй этап: разработка стратегии разрешения конфликта - третий этап: непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств Условия разрешения конфликта: - наличие организационно – правового механизма разрешения конфликтов - достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе - развитая социальная активность главных слоев населения - наличие опыта конструктивного решения конфликтов, развитие коммуникативных связей Методы разрешения конфликта: - негативные методы - позитивные методы
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |