КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая власть в обществе
1. Власть как социальный феномен. 2. Легитимность власти.
1. Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определенное влияние на людей посредством авторитета, права и насилия. Политика – стремление к участию ко власти или к оказанию влияния на власть. Авторитет, право и насилие входят в число средств власти.
Вебер, «Политика как призвание и профессия»: «Если налицо способность субъекта А влиять на В и С и добиваться поставленной цели, несмотря на сопротивление В и С, можно сказать, что А имеет власть над В и С». Это определение можно отнести к реляционистской трактовке власти.
Наиболее важный вид власти – политическая власть. Политическая власть – способность субъекта власти проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Социальная гипотеза власти:
Общество без государства: · Истоки в социальной жизни людей, общество без государства. · Не точно очерчены территории государства. · Кочевой образ жизни. · Социальные группы малочисленны и однородны. · Экономика несовершенна. · Власть неопределенна · Норму устанавливает обычай. · Лидерство от одного к другому. · Нет монополизации властных функций законов
Общество с государством: · Четко определены границы территории. · Оседлый образ жизни. · Общество неоднородно. · Экономика: 1. Прямые (активные участники) 2. Непрямые (надзор) 3. Производство. · Появляются политические институты с помощью законов: одни владеют, другие подчиняются, то есть разделение труда, люди производят излишек продуктов. Излишек необходимый и прибавленный · Социальные конфликты (за прибавочный продукт) ведут к социальной дифференциации, стратификации.
Антрополого-психологическая гипотеза власти: · Бихевиоризм – рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Лассуэл: большинство, подчиняющееся начальству, не испытывают удовольствия от власти. Стремятся к власти те, кто видят во власти средство улучшения жизни. · Психологическая трактовка власти видится в индивидуальном поведении. В рамках «Психоанализа» стремление к власти трактуется как сублимация подавленного либидо, которое трансформируется в волю к власти. Это функция компенсации физической или духовной неполноценности. «Диктаторы в зеркале медицины». · Антропологизм видит истоки власти в таких качествах личности как: агрессивность, потребность в независимости, воля к власти. Ассиметричные отношения между людьми, когда одни управляют другими, возникают в связи с двойственной природой человека. С одной стороны, у каждого есть потребность в автономии, но с другой человек не может жить вне общества.
2. Легитимность – «законность» или «узаконенность». Однако такой перевод с французского языка не совсем точно характеризует это понятие. Действовать в соответствии с законом может и нелегитимная власть. Поэтому под легитимностью политология понимает оправданность власти, принятие власти большинством, законность власти в глазах большинства, ее репутационную сторону. Это признание правомерности власти обществом и международным сообществом. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность власти связана с наличием у нее авторитета, ее соответствием ценностям большинства граждан.
Макс Вебер выделял три идеальных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Власть обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти и вере в непоколебимость давно существующих порядков. Такой тип легитимности характерен для монархии. Он схож с отношениями в патриархальной семье, где беспрекословно повинуются старшим и с личными взаимоотношениями между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью, поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии будет полезно сохранение наследственного монарха, который подкрепит авторитет государства традициями почитания власти, сложившимися в веках. 2. Харизматическая легитимность. Основывается на вере в чудесный дар, исключительные качества правителя, то есть на его харизме. В некоторых случаях это может привести к культу личности руководителя. Этот способ легитимации наблюдается часто в период революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю общества. В этом случае сознательно создается величие самой личности вождя, авторитет которого и будет способствовать принятию населением институтов власти. Такой тип легитимности базируется на вере и на личностном отношении массы и вождя. 3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Источник этого типа легитимности – рационально понятый интерес, побуждающий население подчиняться решениямправительства. В таком государстве подчиняются не личности правителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Такая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (в отличие от персональной легитимности). Хотя иногда в молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. Однако этими тремя классическими типами легитимности власти, выделенными Максом Вебером, легитимность не ограничивается. Существует также, например, идеологическая легитимность, суть которой – в оправдании власти с помощью идеологии, которая вносится в массовое сознание. Такая идеология обосновывает соответствие действий власти интересам народа, право власти на управление государством.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |