КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурные ориентиры науки
Периодизация развития науки Наука как отрасль общественного труда Научная деятельность Наука Наука — три смысла: ♦ особая совокупность знаний; ♦ особый вид деятельности; ♦ особая отрасль общественного труда. Научное знание — его особенности: 1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой. 2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений. 3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях. 4. Логическая строгость, точность и однозначность. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука — логически упорядоченная система. ♦ Главный вид — исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п. ♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания. ♦ Этика научной деятельности. Ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т. д. ♦ Учреждения и организации — институты, лаборатории, академии... ♦ Система научных коммуникаций — научные издания, журналы, патентная служба, конференции... ♦ Дифференциация профессий и специальностей. ♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция. 1. Iвек до н. э. — XVI век н. э. — период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI-XVII века — эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон. 3. XVIII-XIX века — классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса. 4. XX век — постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века — огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения. ♦ Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза. ♦ Автономия и социальный контроль. Автономия науки — для свободы выбора тем, методов, целей исследования — условие ее развития. Но социальный контроль — чтобы исследования не наносили вреда обществу. ♦ Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |