Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций по Географии почв

4.

3.

2.

5.

4.

3.

2.

1.

Правоохранительные органы обеспечивающую общую и экономическую безопасность РФ.

План.

1. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Органы внешней разведки.

3. Таможенные органы.

4. Федеральная служба государственной охраны.

5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Органы Федеральной службы безопасности являются со­ставной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обес­печивают безопасность личности, общества и государства. Ру­ководство деятельностью органов Федеральной службы безо­пасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

• Федеральная служба безопасности РФ;

• управления Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ;

• управления Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских форми­рованиях, а также в их органах управления.

В систему органов Федеральной службы безопасности также входят:

• подразделения в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

• авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения;

• научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные под­разделения;

• иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности и пограничных войск.

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России). Oрганы ФСБ в своем причинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно - медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти. Ее возглавляет Директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью;

- разведывательная деятельность.

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность органов ФСБ по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной против безопасности России.

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных гocударств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость проверки лиц, оказы­вающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контра­банды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодей­ствии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности государства.

Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения ее противоправного прохождения;

- обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государ­ственную границу РФ;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной территории, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа государства;

- охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности:

- по реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

- по обеспечению криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами страны.

Полномочия органов ФСБ России. Органы федеральной службы безопасности обязаны:

- информировать Президента РФ, Председателя Прави­тельства РФ об угрозах безопасности государству;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведыватель­ную и иную деятельность специальных служб и организа­ций иностранных государств, а также отдельных лиц, на­правленную на нанесение ущерба безопасности России;

- добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономичес­кого, научно-технического и оборонного потенциала;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления;

- производить дознание и предварительное следствие; осуще­ствлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

- разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с кор­рупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных воору­женных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью на­сильственное изменение конституционного строя;

- проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ мероприятия по обеспечению безопасности уч­реждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.

Органы ФСБ имеют право:

- устанавливать на конфиденциальной основе отноше­ния сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступле­ний, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных форми­рований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изме­нение конституционного строя России;

- осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разве­дывательную и иную деятельность, направленную на нане­сение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

- беспрепятственно входить в жилые и иные принад­лежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24 часов;

- временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности, обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества граж­дан, проведения неотложных следственных действий, опера­тивно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

- получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для вы­полнения возложенных на органы ФСБ обязанностей, за ис­ключением случаев, когда федеральными законами уста­новлен специальный порядок получения информации;

Кадры органов Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ комплектуются военнослужащими и граждан­ским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ.

Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин Рос­сийской Федерации, способный по своим личным и дело­вым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоро­вья выполнять возложенные на него обязанности.

Сотрудники органов ФСБ в своей служебной деятельно­сти руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, обществен­ных движений и общественных организаций. Сотрудникам и гражданскому персоналу органов ФСБ запрещается зани­маться предпринимательской деятельностью, а также ока­зывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов ФСБ не вправе совмещать военную службу с иной оплачи­ваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподава­тельской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за ис­ключением случаев, когда это вызвано служебной необхо­димостью).

Органы внешней разведки РФ — это совокупность специально создаваемых государством органов, которые являются составной частью сил обес­печения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органа­ми внешней разведки РФ посредством:

- добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реаль­ных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

- оказания содействия в реализации мер, осуществля­емых государством в интересах обеспечения безопасности России,

Необходимость осуществления разведывательной деятель­ности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государ­ства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

- обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологи­ческой областях;

- обеспечение условий, способствующих успешной реа­лизации политики России в сфере безопасности;

- содействие экономическому развитию, научно-техни­ческому прогрессу страны и военно-техническому обеспе­чению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществлять­ся для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следую­щие полномочия:

- установление, на конфиденциальной основе отноше­ний сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

- использование в целях конспирации документов, за­шифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организа­ций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

- взаимодействие с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими контрразведыватель­ную деятельность, и Федеральными органами государ­ственной охраны РФ;

- организация и обеспечение в пределах своей компетен­ции защиты государственной тайны в учреждениях Россий­ской Федерации, находящихся за пределами ее территории;

- обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, и чле­нов их семей в государстве пребывания;

- обеспечение безопасности командированных за пре­делы территории Российской Федерации граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

- взаимодействие с разведывательными и контрразве­дывательными службами иностранных государств;

- обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных дей­ствий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как са­мостоятельными, так и входящими в структуру других фе­деральных органов исполнительной власти органами внеш­ней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе феде­рального органа исполнительной власти принимаются Пре­зидентом РФ по представлению руководителя соответству­ющего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих пол­номочий осуществляют:

• Служба внешней разведки РФ — в политической, эко­номической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безо­пасности учреждений РФ, находящихся за' пределами тер­ритории Российской Федерации, и командированных за ее пределы граждан России, имеющих по роду своей деятель­ности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

• органы внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, во­енно-экономической и экологической сферах;

• Федеральная служба безопасности РФ во взаимодей­ствии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осу­ществляет Президент РФ, который в пределах своих полно­мочий:

- определяет задачи разведывательной деятельности;

- контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

- принимает в пределах полномочий, определяемых фе­деральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесооб­разности заключения договоров межведомственного харак­тера между органами внешней разведки РФ и разведыватель­ными и контрразведывательными службами иностранных государств;

- назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и неглас­ные методы и средства, особый характер которых определя­ется условиями этой деятельности. Методы и средства раз­ведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной де­ятельности в отношении граждан России на территории Российской Федерации не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Прези­денту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным орга­нам исполнительной и судебной власти, предприятиям, уч­реждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам испол­нительной власти, входящим в состав сил обеспечения бе­зопасности РФ.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внеш­ней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав воен­нослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступив­шие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин России, способный по своим профессио­нальным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Предельный возраст пребывания на военной службе во­еннослужащего кадрового состава органов внешней развед­ки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки России либо руководителем феде­рального органа исполнительной власти, в структуру кото­рого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, опреде­ляемом Президентом РФ.

Пе­речень должностей кадрового состава определяется поло­жением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадрово­му составу органов внешней разведки РФ, включая сотруд­ников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней развед­ки РФ для выполнения своих функциональных обязаннос­тей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях. Должностные лица указанных фе­деральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федераль­ными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней раз­ведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней раз­ведки РФ запрещается принимать негласное участие в дея­тельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и ре­лигиозных организаций в России в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместитель­ству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельнос­ти, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на без­возмездной либо возмездной основе отношения сотрудни­чества с совершеннолетними дееспособными лицами, доб­ровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимо­отношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, депутатам законода­тельных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федера­ции, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в России религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфи­денциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречива­ния сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руково­дитель и уполномоченные им на то сотрудники соответ­ствующего органа внешней разведки РФ.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия переме­щения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, тамо­женного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных ор­ганов государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использова­ния инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите россий­ского рынка, стимулированию развития национальной эко­номики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную территорию Российской Федерации со­ставляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное простран­ство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусст­венные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отноше­нии таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Рос­сии, является Федеральная таможенная служба РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют тамо­женные органы РФ, являющиеся правоохранительными орга­нами и составляющие единую систему, в которую входят:

• ФТС РФ;

• региональные таможенные управления РФ;

• таможни РФ;

• таможенные посты РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС РФ. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в та­моженных целях ФТС РФ создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повыше­ния их квалификации в системе ФТС РФ действуют научно-исследовательские уч­реждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

ФТС РФ создает вычис­лительные центры, полиграфические, строительно-эксплуата­ционные и иные предприятия и организации, деятельность ко­торых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основ­ные функции:

участвуют в разработке таможенной политики Россий­ской Федерации и реализуют эту политику;

обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;

- принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществле­нии таможенного дела;

обеспечивают в пределах своей компетенции экономи­ческую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;

защищают экономические интересы Российской Фе­дерации;

применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные тамо­женные платежи;

участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через тамо­женную границу РФ;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможен­ных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международ­ным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют и совершенствуют таможенный конт­роль и таможенное оформление, создают условия, способ­ствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

осуществляют валютный контроль в пределах своей • компетенции;

реализуют единую финансово-хозяйственную полити­ку, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Государственная охрана — это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности РФ. Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Основными задачами федеральных органов государственной охраны являются:

- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важ­ным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- обеспечение в пределах своих полномочий организа­ции и функционирования президентской связи;

- участие в пределах своих полномочий в борьбе с тер­роризмом;

- защита охраняемых объектов;

- выявление, предупреждение и пресечение преступле­ний и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Государственная охрана предоставляется:

- Президенту РФ — со дня официального объявления о его избрании. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока его полномочий государственная охрана пре­доставляется членам его семьи;

- Председателю Правительства РФ;

- Председателю Совета Федерации Федерального Со­брания РФ;

- Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- Председателю Конституционного Суда РФ;

- Председателю Верховного Суда РФ;

- Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Генеральному прокуроруРФ.

При необходимости по решению Президента РФ госу­дарственная охрана может быть предоставлена иным ли­цам, замещающим государственные должности.

Мерами по осуществлению государственной охраны яв­ляются:

- предоставление объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопас­ности;

- осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государ­ственных органов обеспечения безопасности;

- проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

- поддержание порядка, установленного уполномочен­ными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Для достижения поставленных задач Федеральные орга­ны государственной охраны вправе:

- привлекать силы и средства обеспечения безопаснос­ти, необходимые для участия в подготовке и проведении ох­ранных мероприятий;

- осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр на­ходящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением техни­ческих средств;

- производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;

- задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны;

- использовать в служебных целях средства связи, вклю­чая и специальные, принадлежащие организациям независи­мо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;

- беспрепятственно входить в жилые и иные принадле­жащие гражданам помещения при пресечении преступле­ний, создающих угрозу безопасности объектов государ­ственной охраны;

- принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;

- получать безвозмездно необходимую информацию;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;

Федеральные органы государственной охраны выполняют следующие обязанности:

- выявляют, предупреждают и пресекают противоправные посягательства на объекты государственной охраны и' охраняемые объекты;

- организуют и проводят охранные, режимные, технические и иные мероприятия;

- устраняют обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны;

- обеспечивают в необходимых случаях сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;

- организуют и проводят мероприятия по развитию и совершенствованию системы президентской связи;

- производят шифровальные работы;

- организуют и проводят на охраняемых объектах опера­тивно-технический, санитарно-гигиенический, экологичес­кий, радиационный и противоэпидемический контроль;

- осуществляют информационно-аналитическое обес­печение своей деятельности;

- обеспечивают собственную безопасность.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту. Систему органов ФСКН России составляют управления, ФСНК по федеральным округам, региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам РФ, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач возложенных на эту правоохранительную структуру.

Основными задачами ФСКН России являются

- обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов наркоконтроля;

- координация деятельности органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств;

- участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств;

- осуществление в соответствии с международными дого­ворами РФ взаимодействия и информационного обмена с; международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.

Общее руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФСКН России, который непосредственно возглавляет эту структуру. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСКН России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Полномочия Директора ФСКН России:

- устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними;

- информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

- представляет ФСКН России в отношениях с федеральными органами государственной власти, а также с компетентными органами иностранных государств, международными и иными организациями;

- издает нормативные правовые акты ФСКН России, организует проверку их исполнения;

- определяет порядок приема на службу и увольняет со службы сотрудников органов наркоконтроля;

- организует в органах наркоконтроля защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую зако­ном тайну;

- присваивает сотрудникам органов наркоконтроля спе­циальные звания;

- определяет порядок передачи органами наркоконтро­ля оперативной информации и специальных технических изделий компетентным органам иностранных государств.

ФСКН России наделена следующими полномочиями:

- осуществляет координацию деятельности органов ис­полнительной власти по организации исполнения законода­тельства РФ о наркотических средствах и психотропных ве­ществах;

- организует и осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, участвует в реа­лизации этих программ

- осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;

- осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;

- организует и осуществляет розыск лиц, которые обви­няются или подозреваются в совершении преступлении, от­несенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахож­дение которых неизвестно;

- производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законода­тельством РФ к подследственности органов наркоконтроля;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство по делам об административных правонаруше­ниях;

- осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в преде­лах своей компетенции — в области оборота сильнодей­ствующих веществ;

- осуществляет лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществляет в пределах своей компетенции противо­действие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений;

- представляет интересы Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркоти­ческих средств и психотропных веществ в международных организациях;

- обеспечивает собственную безопасность органов нар­коконтроля;

ФСКН России в целях реализации своих полномочий имеет право:

- вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства предложения по совершенствованию законодательства о наркотических средствах и психотропных веще­ствах, а также о противодействии их незаконному обороту;

- координировать деятельность органов исполнитель­ной власти по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах, а также о противодействии их незаконному обороту;

- запрашивать и получать справочные и иные материа­лы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России;

- проводить проверки юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотроп­ных веществ, а также сильнодействующих веществ;

- предъявлять в суд требования о прекращении деятель­ности или ликвидации юридических лиц в случаях, преду­смотренных законодательством РФ о наркотических сред­ствах, психотропных веществах;

- заключать в порядке, установленном законодатель­ством РФ, международные договоры РФ межведомственно­го характера в целях решения задач, возложенных на орга­ны наркоконтроля.

 

Лекция 12.

АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.

План.

1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности.

2. Правовой статус адвоката.

3. Система адвокатуры.

4. Организация юридической помощи по уголовным делам.

 

1.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональ­ной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к право­судию.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

— работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказыва­ющих юридические услуги, а также индивидуальными; предпринимателями;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключе­нием случаев, когда в качестве патентного поверенного выс­тупает адвокат, либо другими лицами, которые законом спе­циально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Не является также адвокатской деятельностью осуществление представительства в силу закона.

В соответствии с федеральным законодательством адво­катом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

- дает консультации и справки по правовым вопросами как в устной, так и в письменной форме;

- составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие, документы правового характера;

- представляет интересы доверителя в конституцион­ном судопроизводстве;

- участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

- участвует в качестве представителя или защитника до­верителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

- участвует в качестве представителя доверителя в раз­бирательстве дел в третейском суде, международном ком­мерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

- представляет интересы доверителя в органах государ­ственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- представляет интересы доверителя в органах государ­ственной власти, судах и правоохранительных органах ино­странных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных госу­дарств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или междуна­родными договорами Российской Федерации;

- участвует в качестве представителя доверителя в ис­полнительном производстве, а также при исполнении уго­ловного наказания;

- выступает в качестве представителя доверителя в на­логовых правоотношениях.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоратив­ности, равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юриди­ческой помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую по­мощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случа­ях, предусмотренных.законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

 

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специ­альности. Кроме этого, указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании.

Не вправе претендовать на приобретение статуса адвока­та и осуществление адвокатской деятельности лица: при­знанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством РФ порядке; имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Порядок наделения адвокатскими полномочиями. Лицо, отвечающее необходимым требованиям, вправе обра­титься в квалификационную комиссию с заявлением о при­своении ему статуса адвоката.

Квалификационная комиссия при необходимости орга­низует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Квалифика­ционный экзамен состоит из письменных ответов на вопро­сы (тестирование) и устного собеседования. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его по­вторной сдаче не ранее чем через год.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему ста­туса адвоката принимает решение о присвоении либо об от­казе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Статус адвоката присваивается претенденту на неопре­деленный срок и не ограничивается определенным возрас­том адвоката.

В порядке, установленном адвокатской палатой, претен­дент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу. Со дня при­нятия присяги претендент получает статус адвоката и ста­новится членом адвокатской палаты.

Территориальный орган министерства юстиции ведет ре­естр адвокатов субъекта РФ. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семиднев­ный срок со дня принятия соответствующего решения уве­домляет территориальный орган юстиции, который в месяч­ный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соот­ветствующее удостоверение.

Адвокат может одновременно являться членом адвокат­ской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр, и он вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокат­ском образовании, учрежденном в соответствии с федераль­ным законодательством.

Приостановление статуса адвоката. Статус адвоката (в том числе осуществление им адвокатской деятельности) приостанавливается по следующим основаниям:

- избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

- неспособность адвоката более шести месяцев испол­нять свои профессиональные обязанности;

- призыв адвоката на военную службу;

- признание адвоката безвестно отсутствующим в уста­новленном федеральным законом порядке.

Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональ­ный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

Прекращение статуса адвоката. Статус адвоката пре­кращается по следующим основаниям:

- личное заявление адвоката в письменной форме о пре­кращении статуса адвоката;

- вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

- смерть адвоката или вступление в законную силу ре­шения суда об объявлении его умершим;

- совершение поступка, порочащего честь и достоин­ство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры;

- неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвока­том своих профессиональных обязанностей перед довери­телем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

- вступление в законную силу приговора суда о призна­нии адвоката виновным в совершении умышленного пре­ступления.

Решение о прекращении статуса адвоката принимает со­вет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

Гарантии независимости адвоката. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельно­сти каким бы то ни было образом запрещаются. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса ад­воката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность ад­воката в преступном деянии (бездействии).

Истребование от адвокатов, а также от работников адво­катских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юриди­ческой помощи по конкретным делам, не допускается.

Права и обязанности адвоката. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в кон­ституционном, гражданском и административном судопро­изводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регла­ментируются соответствующим процессуальным законода­тельством РФ.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, ад­вокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выда­ваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основа­нии доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юри­дической помощи для вступления адвоката в дело.

Адвокат вправе:

- собирать сведения, необходимые для оказания юри­дической помощи, в том числе запрашивать справки, харак­теристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законода­тельством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;

- опрашивать с их согласия лиц, предположительно вла­деющих информацией, относящейся к делу, по которому ад­вокат оказывает юридическую помощь;

- собирать и представлять предметы и документы, кото­рые могут быть признаны вещественными и иными доказа­тельствами, в порядке, установленном законодательством РФ;

- привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

- беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ог­раничения числа свиданий и их продолжительности;

- фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, со­блюдая при этом государственную и иную охраняемую за­коном тайну;

- совершать иные действия, не противоречащие законо­дательству РФ.

Адвокат не вправе:

- принимать от лица, обратившегося к нему за оказани­ем юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

- принимать от лица, обратившегося к нему за оказани­ем юридической помощи, поручение в случаях, если он:

а) имеет самостоятельный интерес по предмету согла­шения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

б) участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по дан­ному делу потерпевшим или свидетелем, а также, если он являлся должностным лицом, в компетенции которого нахо­дилось принятие решения в интересах данного лица;

в) состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает уча­стие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

г) оказывает юридическую помощь доверителю, интере­сы которого противоречат интересам данного лица;

- занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

- делать публичные заявления о доказанности вины до­верителя, если тот ее отрицает;

- разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

- отказаться от принятой на себя защиты:

Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, запре­щается.

Адвокат обязан:

- честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными за­конодательством РФ средствами;

- исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизвод­стве по назначению органов дознания, органов предвари­тельного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодатель­ством РФ;

- постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

- соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов РФ;

- отчислять за счет получаемого вознаграждения сред­ства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и по­рядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ (далее — собрание (конференция) адвокатов), а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро;

- осуществлять страхование риска своей профессио­нальной имущественной ответственности.

 

Адвокатская палата субъекта РФ. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией» основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения ока­зания квалифицированной юридической помощи, ее дос­тупности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказыва­емой гражданам Российской Федерации бесплатно, пред­ставительства и защиты интересов адвокатов в органах го­сударственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контро­ля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокатская палата образуется учредительным собрани­ем (конференцией) адвокатов и является юридическим лицом. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образо­вывать свои структурные подразделения, филиалы и пред­ставительства на территориях других субъектов РФ. Обра­зование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адво­катской палаты, принятые в пределах их компетенции, обя­зательны для всех членов адвокатской палаты.

Органы управления адвокатской палатой субъекта РФ. Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ яв­ляется собрание (конференция) адвокатов. В случае если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомоч­ным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конферен­ции). Решения собрания (конференции) адвокатов принима­ются простым большинством голосов адвокатов, участву­ющих в собрании (делегатов конференции).

К компетенции собрания (конференции) адвокатов отно­сятся:

- формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ и принятие решений о досрочном прекращении полно­мочий членов совета;

- утверждение порядка определения норм представи­тельства и порядка избрания делегатов на конференцию;

- избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

- избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов;

- определение порядка направления адвокатов для рабо­ты в юридических консультациях;

- определение размера обязательных отчислений адво­катов на общие нужды адвокатской палаты;

- утверждение сметы расходов на содержание адвокат­ской палаты;

- утверждение отчета ревизионной комиссии о результа­тах ревизии финансово-хозяйственной деятельности палаты;

- утверждение отчетов совета, в том числе об исполне­нии сметы расходов на содержание совета;

- утверждение регламентов собрания (конференции) ад­вокатов, совета и ревизионной комиссии;

- определение места нахождения совета;

- утверждение штатного расписания аппарата и органов адвокатской палаты;

- установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов.

Совет адвокатской палаты является коллегиальным ис­полнительным органом адвокатской палаты. Он избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокат­ской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет адвокатской палаты наделен следующими полно­мочиями:

- избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению од­ного или нескольких вице-президентов сроком на два года;

- определяет нормы представительства на конференцию;

- обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно.

В этих целях совет:

- принимает решения о создании по представлению ор­ганов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций;

- направляет адвокатов для работы в юридических кон­сультациях в соответствии с порядком, определенным со­бранием (конференцией) адвокатов;

- финансирует деятельность юридических консульта­ций и работающих в них адвокатов в соответствии со сме­той, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов;

- определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уго­ловном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда;

- определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юри­дическую помощь гражданам Российской Федерации бес­платно;

- представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях;

- содействует повышению профессионального уровня | адвокатов;

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

- защищает социальные и профессиональные права ад­вокатов.

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения со­вета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обяза­тельными для всех членов адвокатской палаты.

Президент адвокатской палаты представляет адвокат­скую палату в отношениях с органами государственной вла­сти, местного самоуправления, общественными объедине­ниями и иными организациями, а также с физическими ли­цами. Он действует от имени адвокатской палаты без доверенности и наделен следующими полномочиями:

- выдает доверенности и заключает сделки от имени ад­вокатской палаты;

- распоряжается имуществом адвокатской палаты по ре­шению совета адвокатской палаты субъекта РФ;

- осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты;

- созывает заседания совета адвокатской палаты субъек­та РФ;

- обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйствен­ной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта РФ.

Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия от­читывается перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ре­визионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комис­сии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.

Квалификационная комиссия создается для приема ква­лификационных экзаменов у лиц, претендующих на при­своение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она формируется на срок два года в количестве 13 членов.

Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности. Квалифика­ционная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии.

Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере не­обходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание счи­тается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии. Решения квалификационной комиссии по вопросу о приеме квали­фикационных экзаменов у лиц, претендующих на присвое­ние статуса адвоката, принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями.

Протокол заседания квалификационной комиссии подпи­сывается всеми членами квалификационной комиссии незави­симо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Решение квалификационной комиссии объявляется претен­денту немедленно после голосования.

Квалификационная комиссия по результатам рассмотре­ния жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или не­надлежащем исполнении им своих обязанностей.

Федеральная палата адвокатов РФ является общерос­сийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского са­моуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах го­сударственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения вы­сокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов образуется Всероссий­ским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Устав Федеральной палаты адвокатов при­нимается Всероссийским съездом адвокатов.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Органы управления Федеральной палатой адвока­тов. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей деле­гатов съезда.

Всероссийский съезд адвокатов наделен следующими полномочиями:

- принимает устав Федеральной палаты адвокатов;

- принимает кодекс профессиональной этики адвоката;

- утверждает единую норму представительства от адво­катских палат на Всероссийский съезд адвокатов;

- формирует состав совета Федеральной палаты адвока­тов и принимает решение о досрочном прекращении полно­мочий его членов;

- определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат;

- утверждает смету расходов на содержание Федераль­ной палаты адвокатов;

- утверждает отчеты совета Федеральной палаты адво­катов, в том числе об исполнении сметы расходов на содер­жание Федеральной палаты адвокатов;

- избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;

- утверждает регламенты Всероссийского съезда адво­катов и совета Федеральной палаты адвокатов;

- утверждает штатное расписание аппарата Федераль­ной палаты адвокатов;

- определяет местонахождение совета Федеральной па­латы адвокатов;

- осуществляет иные функции, предусмотренные уста­вом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов является коллеги­альным исполнительным органом Федеральной палаты адво­катов. Избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в.количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты ад­вокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет Федеральной палаты адвокатов наделен следу­ющими полномочиями:

- избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представ­лению трех вице-президентов Федеральной палаты адвока­тов сроком на два года;

- представляет Федеральную палату адвокатов в орга­нах государственной власти, органах местного самоуправ­ления, общественных объединениях и иных организациях в России и за рубежом;

- координирует деятельность адвокатских палат;

- содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональ­ной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;

- защищает социальные и профессиональные права ад­вокатов;

- участвует в проведении экспертиз проектов федераль­ных законов по вопросам, относящимся к адвокатской дея­тельности;

- обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необ­ходимые рекомендации;

- созывает не реже одного раза в два года Всероссий­ский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;

- распоряжается имуществом Федеральной палаты адво­катов в соответствии со сметой и назначением имущества.

Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созы­ваются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвока­тов. Решения совета Федеральной палаты адвокатов прини­маются простым большинством голосов членов совета Фе­деральной палаты адвокатов, участвующих в заседании.

 

В качестве защитников в уголовное судопроизводство до­пускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Защитник — это лицо, осуществляющее в порядке, ус­тановленном УПК, защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Защитник вправе начать участвовать в уголовном судо­производстве и осуществлять защиту прав и свобод своего подзащитного:

- с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

- с момента фактического задержания лица, подозрева­емого в совершении преступления, в случаях:

— задержания лица по подозрению в совершении пре­ступления на 48 часов;

— применения к лицу меры пресечения в виде заключе­ния под стражу на срок до десяти суток;

- с момента объявления лицу, подозреваемому в совер­шении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

- с момента начала осуществления иных мер процессу­ального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в со­вершении преступления.

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в каче­стве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обя­зан дать подписку об их неразглашении.

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников. По просьбе подозреваемого, обвиняемого уча­стие защитника обеспечивается дознавателем, следовате­лем, прокурором или судом.

В случае неявки приглашенного защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о приглашении за­щитника дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить дру­гого защитника, а в случае его отказа принять меры по на­значению защитника.

Если участвующий в уголовном деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конк­ретного следственного действия, а подозреваемый, обвиня­емый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произ­вести данное следственное действие без участия защитни­ка, за исключением случаев, когда участие защитника явля­ется обязательным.

В том случае, если в течение 24 часов с момента задер­жания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиня­емого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника является обязательным.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обя­зательно, если:

- подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

- подозреваемый, обвиняемый является несовершенно­летним;

- подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуще­ствлять свое право на защиту;

- подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на ко­тором ведется производство по уголовному делу;

- лицо обвиняется в совершении преступления, за кото­рое может быть назначено наказание в виде лишения свобо­ды на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

- уголовное дело подлежит рассмотрению судом с учас­тием присяжных заседателей;

Если защитник не приглашен самим подозреваемым, об­виняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, об­виняемого, то дознаватель, следователь, прокурор или суд обеспечивают участие защитника в уголовном судопроиз­водстве.

Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи за­щитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заяв­ляется в письменном виде.

Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиня­емого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защит­ника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.

С момента допуска к участию в уголовном деле защит­ник вправе:

- иметь с подозреваемым, обвиняемым свидание без ог­раничения продолжительности во времени;

- собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи;

- привлекать специалиста для поиска и исследования доказательств по уголовному делу;

- присутствовать при предъявлении обвинения;

- участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его хода­тайству или ходатайству самого защитника;

- знакомиться с протоколом задержания, постановлени­ем о применении меры пресечения, протоколами следствен­ных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиня­емому;

- знакомиться по окончании предварительного рассле­дования со всеми материалами уголовного дела, выписы­вать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

- заявлять ходатайства и отводы;

- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приго­вора;

- приносить жалобы на действия (бездействие) и реше­ния дознавателя, следователя, прокурора, суда и участво­вать в их рассмотрении судом;

- использовать иные не запрещенные УПК средства и способы защиты.

Защитник не вправе разглашать данные предваритель­ного расследования, ставшие ему известными в связи с осу­ществлением защиты, если он был об этом заранее предуп­режден. За разглашение данных предварительного рассле­дования защитник несет ответственность в соответствии со ст.310 УК.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция №1. Почвы тундрово-арктической зоны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.421 сек.