Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2 Социология




Бихевиористский метод (бихевиоризм). Анализ поведения людей в жизни общества.

Основоположники: американцы Торндайк, Уотсон.

Анализ поведения людей: опираясь на выводы Павлова, Сеченова, они пришли к выводу, что условные и безусловные рефлексы есть не только у животных, но и у людей. А раз они есть, ими можно управлять, манипулировать. Бихевиористы вывели формулу:давая людям определённый стимул, получишь определённую реакцию.

Бихевиоризм при изучении поведения людей в социальных явлениях и процессах приводит к возникновению однообразного поведения.

Синергетический метод.

Синергетика: в переводе на русский язык означает совместные действия. Основоположником является австрийский учёный Хакен. Пригожин распространил вывод Хакена на социальную жизнь общества.

Синергетика – самоорганизующаяся система, для которой характерно: порядок – общие закономерности развития общества и хаос, непредвиденные, случайные, непредсказуемые явления, факторы, которые меняют всю социальную общества и весь мир.

Эмпирические методы.
К ним относятся: опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты, анализ документов.

Функции (от лат. funcio – исполнение, осуществление, предназначение и роль той или иной науки.)

ФУНКЦИИ:

1) Теоретико – познавательная или познавательная – обеспечивает прирост научного знания о закономерностях развития исторически определённых социальных систем, о различных сферах общественной жизни расширяет и конкретизирует знания и основные направления и тенденции развития и функционирования общества. Характерная черта этой функции: теория + практика.

2) Управленческая – призвана не ограничиваться познанием социальной реальности, а опираясь на научные знания эмпирические исследования вырабатывать определённые, обоснованные предложения и рекомендации направленные на совершенствование управления социальными процессами и их активное внедрение.

3) Мировоззренческая – проявляется в том, что вооружая людей знаниями законов и закономерностей развития социальных систем, она тем самым формирует их взгляды на общественные процессы, даёт им теоретическую основу практических действий для оценки явлений действительности и т.д.

4) Идеологическая – направлена на выработку обоснования и защиту определённого идеала общественной жизни, способствующего его устойчивости и стабильности. Социолог должен давать объективную информацию в жизни общества, скрывать трудности, причины, тормозящие его развития.

5) Прогностическая – от греч. Prognosis – означает предвидение, предсказание. Призвано дать научно – обоснованный прогноз, перспективу общественного развития в ближайшем и отдалённом будущем. Указать альтернативные пути и сроки их выполнения.

6) Воспитательная – реализуется в том, что знания, добываемые этой наукой, непосредственно используются в процессе воспитания и воздействия на сознание и поведение людей, с целью формирования у них определённых социальных качеств.

 

Возникновение социологии как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов.

1) Выделение её из философии обществознания.

2) Промышленная революция в развитых странах Запада в начале 19 века заметно активизировала внимание к социальным процессам революции не только к

3) Рыночные отношения создали новую социальную структуру общества, основанную на экономическом неравенстве в условиях нарастания антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке выработке механизма управления социальными процессами.

Агюст Конт (1798 - 1857) выдающийся учёный, философ, социолог, является основоположником курса позитивной социологии.

В работе дух позитивной философии Конт сформулировал закон 3х стадий развития общества или человеческого ума.

 

4-5 века до н.э.

Теологический этап

(theos –бог)

эпоха средневековья делится на 3 периода:

1) Фетишизм – люди видят богов во внешних предметах и им предписывают жизнь.

2) Политеизм – жизнью наделяются фиктивные существа, боги, их вмешательство и объясняется явления.

3) Монотеизм – христианство изменяет мораль людей, жизнь определяет единый бог.

 

Лекция №3

 

Г. Спенсер (1820-1903) английский учёный, философ, основоположник органической социологии.

Спенсер считал, что в развитии общества важную роль играют законы природы (органика).

Считал, что общество является целостным организмом, которое состоит из различных элементов.

Он приравнивал развитие общества к живому организму. Например функцию организации общества выполняем мозг человека. Земледелие и промышленность – функции питания. Торговля – кровообращение. Деньги – кровяные тельца. Армия – кожный покров, центральная нервная система – транспорт. Вместе с тем он не отождествлял общество с индивидуальным живым организмом. Он лишь сравнивал эти две сущности. Прослеживал между ними сходства и различия.

Спенсер считал, что подобно живому организму общество развивается:

1)от простейших форм к более сложным (интеграция)

2)От однородных к разнородным (дифференциация)

3)От неопределённых элементов к определённым формам (возрастание порядка)

 

На Спенсера огромное влияние оказал Чарльз Дарвин и его теория. Спенсер выступал против революции.

Основной закон развития общества – эволюция, путь реформ.

Спенсер выделяет 2 стадии развития общества:

1) До 18 века милитаристская стадия (военная) человек полностью подчинён диктату царей, князей и т.д.

2) Индустриальная стадия – развивать свои способности и удовлетворять свои потребности.

Подвергал резкой критике английское правительство, за то, что оно оказывает соц. помощь инвалидам, калекам и др. в след за Дарвином он считал что в обществе должны выживать только сильнейшие и в обществе должен преобладать естественный отбор.

Он впервые введёт в научный оборот понятие социальный институт. Будет выделять 5 типов социальных институтов.

1) Институт родства, институт семьи и брака.

2) Экономический институт, домашний институт.

3) Политический институт

4) Институт социализации.

Он не разделял общество на либеральное, капиталистическое и социалистическое общества. Он подходил к анализу общества с точки зрения коллективной точки зрения людей и разного рода интересов. Социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Общество не будет развиваться, если не будут созданы условия для нормальной, физической и духовной деятельности. Каждый гражданин должен понимать своё место в роли общества. Основная единица развития общества – индивид. Он ввёл в научный оборот следующие категории: социальный институт, социальная структура, социальные функции, социальная интеграция и дифференциация.

 

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917гг) основоположник французской школы социологии.

Основоположник соц. журнала – социологический ежегодник.

Он выделит как самостоятельную область знания социальную реальность.(на федеральном тестировании будет понятие социологизм)

Он определит предмет социологии. Назовёт этим предметом социальным фактом. Социальные факты оказывают на человека принудительное воздействие и определяют, как человек должен поступать. В работе правила социологического метода он писал: социология должна изучать социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Он подразделял социальные факты на 2 группы.

1) Материальные (морфологические факты): развитость производительных сил, плотность населения, интенсивность общения между людьми, наличие путей сообщения, характер поселений и так далее.

2) Духовные факты (нематериальные) коллективное представление, коллективное сознание, коллективная вера, коллективные предрассудки, коллективные обычаи, рассматривал группы, взятые …

Духовным фактам он уделял первостепенное значение. Предпочтение отдавал обществу.

В работе об общественном разделении труда большое внимание будет уделять механической и органической солидарности. Механическая солидарность характерна для примитивных обществ. Она основана на индивидуальном труде. Люди свободные и индивидуальный труд будет содействовать удовлетворению потребностей людей и развитию способностей.

Органическая солидарность характерна для индустриального общества. Важную роль здесь играют специализация и профессионализм.

Он выделял 2 стадии развития общества:

1) Эволюция – здоровое общество

2) Патология – на основе законов справляется с ростом дивиантного поведения.

Переходные периоды – характерна аномия, безнормность.

Общество не справляется ростом дивиантного поведения.

Работа самоубийства. 20 лет работал надо этой работой. Изучал причины суицида.

Самоубийство совершается людьми благодаря не только отклонениям в психике. Люди способны к самоубийству из-за ухудшения своего материального и благосостояния.

Выделяет следующие типы самоубийств:

1) Эгоистическое самоубийство (когда имеет место слабое воздействие социальных норм на индивида)

2) Альтруистическое самоубийство (поглощение индивида обществом, ради которого он жертвует жизнью)

3) Аномическое самоубийство (когда социальные нормы практически отсутствуют, а в его основах лежать аффективные мотивы)

4) Фаталистическое самоубийство (предопределяется невыносимой избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества или группы над индивидом)

 

Макс Вэбер (1864-1920) понимающий социологию, создал альтернативное учение марксизму.

Он определил предмет социологии. Предмет назвал социальное действие индивида.

Марксизм, ленинизм движущей силой истории являются классы. Движущей силой истории являются индивиды. Человек, совершая социальное действие должен понимать, осознавать, что он делает ибо любое социальное действие направлена на другого. Отсюда и его понимающая социология. Он выделял 4 типа социального действия:

1) Целерациональное действие (человек, совершая действие ставит цель – добиться успеха)

2) Ценносто-рациональное действие (человек совершая социальное действие, всегда будет отталкиваться от тех ценностей, которые он разделяет, огромное внимание уделял: чувству долга, ответственности)

3) Аффектное действие

4) Традиционное действие (человек всегда будет отталкиваться от традиций, совершая действие, которые созданы в обществе)

Протестантская этика и дух капитализма он подчёркивал первостепенное значение в жизни общества играет протестантская религия. Протестантская религия способствовала развитию капитализма в Западных странах. Она призывала людей к честному, аккуратному труду, тем самым содействовала развитию капиталистического образа жизни. Уделил духовным факторам, религии в жизни общества много работ.

Ленин в начале 1918 года издал указ, что религию надо отделить от церкви. Считал, что религию надо привлечь к государству.

Создал теорию идеальных типов. В начале нужно создать модель развития общества. Если есть отклонения надо вводить корректировки.

 

Лекция(14.11.2012)

Общество как социальная система.

1) Понятие общества

2) Общество как система

3) Типология обществ

4) Социальные связи и социальные взаимодействия

Существует много точек зрения определения общества: Маркс: продукт взаимодействия людей, исторически развивающихся.

В настоящее время понятие общества рассматривается в 2х значениях: общество в широком и узком смысле этого слова.

Общество в широком смысле - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Точка зрения Смелзера: общество в узком смысле – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социо - культурную) идентичность. Элементами общества выступают индивиды, социальные связи, взаимодействия, институты, организации, группы и общности, нормы и ценности.

1) Страна – это преимущественно географическая характеристика нашей планеты. Это территория, имеющая границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

2) Государство – это политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти (монархия и ее разновидности и республика и её разновидности), органы и структуры правления правительство и парламент.

3) Общество – это социальная организация не только страны, но и нации, народности, племени, поэтому занимает центральное место в социологии.

Классификация признаков общества по Шилзу:

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1) Объединение не является частью какой - либо более крупной системы.

2) Браки заключаются между представителями данного объединения.

3) Объединение пополняется преимущественно за счет деторождения.

4) Объединение имеет собственную территорию.

5) Объединение имеет своё название и свою историю.

6) Объединение обладает своей системой управления.

7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8) Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил и нравов).

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона.

Исторически общество первично, а государство вторично. Общество существует 50 – 40 тысяч лет назад, а государство 5 – 6 тысяч лет.

Характерные черты общества:

1) Целостность и интеграция.

Целостность – это объективная черта существования общества, то есть существование как целое. Общество не сводимо к людям его составляющим, общество представляет собой тесное сплетение разнообразных социальных связей, социальных взаимодействий и отношений, которые человек создает благодаря своей активной деятельности. В процессе взаимодействия, как люди, так и социальная среда оказывают систематические воздействие на индивида. Как индивид оказывает воздействие на других индивидов и окружающую среду. В результате общество становится целостностью, обладающее интегральными качествами. Поэтому человек, живущий в обществе чаще всего поступает как надо, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры.

2) Территория – устойчивость и определенный консерватизм.

3) Основой устойчивости развития общества выступают общая власть (Шилз), фундаментальные ценности (Парснонс). Устойчивость развития общества зависит от территориально – географических и конкретных исторических условий. Для человеческой эволюции ключевое значение имели: географически – природная среда, пространственная локализация форм общения людей, их образ жизни и мобильность.

4) Универсальность

Всеобщий, всеобъемлющий характер общества. Благодаря своей универсальности общество создает необходимые условия собственного существования для удовлетворения потребностей индивида и предоставляет им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Общество обладает универсальностью, которая позволяет достигать индивиду поставленных целей.

5) Самодостаточность

Способность общества благодаря своей активной деятельности создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Это продукт совместной деятельности людей. В результате меняется общество, а изменившееся общество начинает формировать людей под себя способных воспроизводить и сохранять это общество.

6) Автономность общества

Способность существовать самостоятельно. Это достигается за счет высокого уровня саморегуляции. Обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Автономность общества тесно связана с созданием социальных институтов, организаций, общностей и органов управления, обеспечивающих координацию различных сфер жизни общества.

7) Динамичность, несовершенность и альтернативность развития общества

Проблема выбора вариантов развития осуществляется в процессе самоорганизации бытия и наличия человека. Человек является главным действующим лицом и дирижером выбора общества. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

 

Общество как система.

В 19-20 веках проблема системности общества стала предметом исследования таких мыслителей: Конт, Спенсер, Зиммель, Теннис, Маркс, Вэбер, Сорокин, Парсонс и многие другие. В настоящее время идея об обществе, как едином организме получили обоснование в синергетике. Основоположниками синергетики являются Хакен и Пригожин. За синергетический подход Пригожин удостоился Нобелевской премии.

Социальная система это целостное образование включающее множество элементов: индивид, социальных групп, ценностей и норм, находящихся в органической взаимосвязи и взаимодействии взаимосвязи. Эти связи и взаимодействия и социальные отношения носят устойчивый характер. Социальная связь это набор факторов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных социумах в исторически – определенный период. Основными элементами связи являются субъекты связи (их может быть огромное количество людей). Предмет связи то есть по поводу чего осуществляется связь. Механизм сознательного регулирования взаимоотношения между субъектами (правилами игры). С развитием общества социальные связи усложняются. В настоящее время выделяются 2 типа социальных связей:

1) Экспрессивные – это социальные связи, которые образуются в результате эмоционального участия человека в проблемах других людей, и берущих на себя обязательство по отношению к ним. Благодаря экспрессивным связям люди ощущают чувство надежности, любви, признания, товарищества, ответственности и так далее.

2) Инструментальные – это социальные связи, образующие в результате сотрудничества индивида для достижения каких – либо целей.

Социальная связь может иметь вид социального контроля и социального взаимодействия. Социальный контроль или контакт: поверхностная неглубокая связь единичного или многоразового характера, не оказывающая существенного влияния на их жизнь и вид деятельности и социального взаимодействия. Пассажиры в метро, поезде, самолете.

Социальное взаимодействие это процесс, в рамках которого люди общаясь, испытывают на себе воздействие друг друга.

Социальные отношения это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами, сложившиеся в процессе их взаимодействия в условиях данного общества. Таковыми являются: межличностные, межгрупповые, межклассовые и другие социальные отношения. При характеристике общество как система выделяют 4 основных подсистемы.

1) Экономическая подсистема, элементами которой являются материальные производства и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. По Парсенсу это адаптация – это приспособление к окружающей среде, и ресурсы. Социальная подсистема состоит из таких структурных образований как классы, социальные слои, страты, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом. По Парсенсу это интеграция.

2) Политическая подсистема включает политику, государство, право, их отношения и функционирование.

3) Духовная подсистема охватывает различные формы общественного сознания и образует то, что принято называть духовной культурой. По Парсенсу это латентность.

Типология общества.

1) Дописьменное и письменное общество. Дописьменное – умеющее говорить, но не умеющее писать. В настоящее время такие общества существуют в бассейне реки Амазонка в Аравийской пустыне. Письменные общества возникли более 10 000 лет назад. В первые клино – письменное письмо появилось в Шумере.

2) Простое и сложное общества. Простое общество – это первобытно – общинное общество. Характерны кровно - родственные отношения, не было государства, соц. неравенства. сложное общество появилось с появлением государства. С появлением бюрократии, социального неравенства, разделения на богатых и бедных. Морган выделял в обществе разные периоды.1) эпоха дикости – время присваивающего собирательства и охотничьего хозяйства.2) эпоха варварства – это время, производящего земледельческое хозяйство.3) эпоха цивилизации – сопровождалась появлением классов, государства и права. Ленски выделяют типы обществ: 1)живущие охотой и собирательством,2) садоводческие общества, которые появились на ближнем востоке и появились в 4 тысячелетии до н.э.3) аграрное общество, возникшее в древнем Египте, Вавилоне, шумере.4) промышленное общество возникло в конце 18 века н.э. в Европе. Бэлл выделяет в середине 20 века на заседании американской академии наук и искусств выделил следующие типологии общества: 1) доиндустриальное аграрное общество (до появления капитализма),2) индустриальное общество (паровой двигатель(16 век))это современное общество, общество модерна,3) постиндустриальное общество или общество постмодернистское.

 

Лекция (12.12.2012.)

Семья как социальный институт и малая социальная группа.

Семья основанная на браке и кровном родстве – объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт:

1) Общественное сознание в сфере брачно – семейных отношений

2) Образцы семейного поведения

3) Роллевые отношения в семье

4) Эффективная реализация функций семьи

5) Семья как социальный институт создается для увеличения воспроизводства детей и увеличения социальной структуры общества и изменения демографии.

Семья как соц. группа.

Распределение обязанностей в семье

Структуры и функции семьи

Причины и мотивы развода.

Брак – это исторически определенная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Впервые социологию семьи начали изучать в 60х годах 20 века. Первая работа, которая была написана Баховиным. Он написал работу материнское право (1861г.) леннон написал работу древнее общество. Энгельс написал работу: происхождение семьи, частной собственности и государства.

Этапы развития семьи:

1) Промискуитет – неограниченные половые отношения между мужчиной и женщиной. Первобытно – общинный строй.

2) Экзогамия и эндогамия. Экзогамия – семья получила возможность создаваться вне определенного рода, вне определенной социальной группы. Эндогамия – подразделяется на 3 вида:1) внутри группы важную роль играет раса, кастовое деление общества, национальность и сословие. 2) полигамия – предполагает несколько брачных партнеров с той или другой стороны. 3) полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами. 4) полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

3) Матриархат.

4) Патриархат – появление земледелия, государства.

5) Расширенная патриархальная семья – проживают несколько поколений людей.

6) Моногамная и полигамная семья. Моногамная семья – один муж и одна жена. Полигамная семья – у мужа или у жены несколько партнеров.

7) 20 век создал Нуклеарная семью. Нуклеарная семья- широко распространенная семья: муж, жена и дети до 18 лет.

8) Эгалитарная семья – все обязанности распределяются между мужем и женой равномерно.

9) Автономная семья – по договоренности кто является хозяином в доме.

Семья – социальное положение супругов.

1) Социальное положение супругов или их родителей. Создаются а) гомогенные семьи(супруги из одного социального слоя), б) гетерогенная семья(где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов),

2) Образование семьи. Гомогамная семья – однородная по национальности, возрасту, профессии, образованию. Гетерогамная семья – наблюдаются различия по социальным индикаторам.

3) Пространственно – территориальная локализация. Патрилокальная семья – молодожены переходят жить в дом мужа. Матрилокальная семья – молодожены переходят жить в дом жены. Диелональная семья

Семья выполняет следующие функции:

1) Репродуктивная – удовлетворение сексуальных потребностей и воспроизводство детей.

2) Экономическая функция – благополучие семьи зависит от мужа.

3) Эмоциональная функция – психологическая защита, эмоциональная поддержка.

4) Защитная функция – защита от родственников.

5) Рекреативная функция

6) Функции социализации – научить детей поступать так, как принято поступать в обществе.

Этапы формирования семьи:

1) Вступление в брак

2) Начало деторождения

3) Окончание деторождения

4) Пустое гнездо

5) Вступление в брак

6) Выделение из семьи последнего ребенка

7) Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов)

 

 

Социология личности.

Человек – это общее родовое, ведущее своё происхождение с выделения гомо – сапиенса, человека разумного, в отличие от животного мира. Человек – существо, обладающее мышлением, речью и способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе. Индивид – неделимый, конечный. Это отдельный, конкретный человек. Представитель человеческого рода.

Индивидуальность – означает уникальность, неповторимость человека во всём богатстве его качеств и свойств. Личность – это совокупность наиболее значимых социальных качеств, которые формируются в процессе взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Готовность к общественно – полезному труду.автономность по отношению к обществу, ответственность за свои поступки. Личность является объектом и субъектом общественного……

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.