КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Вступ до соціології
Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты». Апреля 1960 года назначенный в феврале того же года новый председатель Совета по делам РПЦ Куроедов в своём докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета так характеризовал работу прежнего его руководства: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов». В феврале 1964 года был арестован Иосиф Бродский, 13 марта 1964 года на втором заседании суда в Ленинграде Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности и сослан в Коношский район Архангельской области. Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации с правами человека в СССР. Летом 1962 года с прямой санкции Хрущёва было жестоко, с применением оружия подавлено выступление рабочих в Новочеркасске. В 1961 г. по закону, применённому задним числом, были расстреляны валютчики Рокотов и Файбишенко. В 1958 г. были подавлены массовые волнения в Грозном. В 1960-е годы николаевские докеры во время перебоев со снабжением хлебом отказались отгружать зерно на Кубу. В марте 1956 г. было разогнано просталинское выступление грузинской молодёжи в Тбилиси. В 1953 г произошли массовые антикоммунистические выступления в ГДР, а в 1956 г. в Польше. Усилилось давление на религиозные объединения. В 1956 г. началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей». 51. Внешняя политика Н.С. Хрущева: основные тенденции и их проявление. В 1953-1956 гг. советская внешняя политика была отмечена постепенным установлением новых отношений с двумя социалистическими странами — Китаем и Югославией, опытом поиска разрядки в отношениях с Западом и переоценкой представлений о нейтралитете третьего мира. Примечательно, что через несколько дней после кончины Сталина газета «Правда» поместила фотографию Маленкова вместе с Мао Цзэдуном, которая, как выяснилось, была смонтирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков и правящая верхушка почувствовали необходимость использовать престиж Мао для утверждения своего авторитета и идеологической легитимности как в СССР, так и в международном коммунистическом движении. Китайский лидер не преминул воспользоваться этим для удовлетворения интересов Китая по широкому кругу вопросов, в первую очередь экономических. Уже 26 марта 1953 г., соглашение о торговле с СССР, переговоры о котором в течение нескольких месяцев стояли на месте, было заключено на выгодных для Китая условиях. СССР обязался предоставить ему значительную помощь для строительства 146 крупных промышленных объектов. В октябре 1954 г. Хрущев, Булганин и Микоян отправились в Пекин, где дополнили это соглашение предоставлением новых крупных кредитов. СССР и Китай тесно и на равных правах сотрудничали в разрешении двух тяжелых международных кризисов: войны в Корее и войны в Индокитае. В конце марта 1953 г. Советский Союз и Китай приняли соглашение о плененных во время войны в Корее — пункт, в который в течение двух лет упирались переговоры, — что открыло дорогу к подписанию 27 июля 1953 г. перемирия в Пханмунджоме. Женевская конференция по Индокитаю стала вторым шагом в уменьшении международной напряженности. Желая добиться успеха переговоров, в критические моменты конференции СССР и Китай совместно сдерживали вьетнамскую делегацию. Это новое отношение к Китаю как к привилегированному союзнику, несомненно, содействовало оздоровлению советско-китайских отношений. Это же желание оздоровить отношения СССР с социалистическим лагерем лежало в основе советско-югославского примирения 1955 г. - события, произведшего несравнимо больший эффект, чем без шума проведенное урегулирование отношений между СССР и КНР. «Хрущев начал, несмотря на сопротивление Молотова, подготавливать сближение с Югославией. 26 мая 1955г. Хрущев, Булганин и Микоян совершили визит в Белград, во время которого Хрущев выразил «искреннее сожаление по поводу возникших ранее разногласий, ответственность за которые он переложил на «ныне разоблаченных врагов народа Берию, Абакумова и других, которые сфабриковали фальшивые материалы против югославских руководителей». Опубликованное 2 июня совместное заявление не только содержало признание, что развитие мирного сосуществования предполагает сотрудничество всех государств, независимо от идеологических и социальных различий, но и провозглашало, что вопросы внутренней организации общественного строя и различных форм социалистического развития относятся к исключительному ведению народов разных стран. Югославия получила также значительную экономическую помощь. Со своей стороны она не сделала никаких значительных уступок, оставшись на позициях нейтралитета», [4, с. 346]. Для государств Восточной Европы, которым советская модель была навязана в качестве единственно возможного социалистического пути в чрезвычайно трудных условиях, даже осторожное признание Советским Союзом законности югославского пути создавало опасность пересмотра ряда принципиальных положений. Хотя внутриполитические изменения в социалистическом лагере оказались в среднесрочном плане самыми значительными, новые советские руководители считали более насущным пересмотр отношений с капиталистическими странами, поскольку их состояние представляло куда более серьезную опасность для передышки, необходимой новому руководству для скорейшего утверждения своего авторитета и власти в собственной стране. Главным вопросом отношений между Востоком и Западом оставалось перевооружение Германии. Западные проекты создания европейского оборонительного сообщества, предполагавшего объединенное командование европейских армий и в которое была бы интегрирована Западная Германия, особенно беспокоили Москву, боявшуюся, что в этих новых европейских вооруженных силах Федеративная республика займет доминирующее положение и тем самым под угрозой окажется не только Восточная Германия, но и Польша, и Чехословакия - два государства, чьи западные границы ФРГ отказывалась признать окончательными. Несмотря на то, что планы европейского оборонительного сообщества не были осуществлены, парижские соглашения октября 1954 г. закрепили включение Западной Германии в военную организацию НАТО. Для обсуждения изменившейся ситуации в ноябре 1954 г. в Москве было созвано совещание представителей европейских социалистических стран. Произнесенная на совещании Молотовым речь была однозначно направлена против продолжения разрядки и призывала к коллективному отпору в случае ратификации парижских соглашений. Поскольку широкая кампания протеста, развернутая во время и после встречи, не смогла помешать этой ратификации, в мае 1955 г. в Варшаве было проведено новое совещание, рассмотревшее вопрос о создании Организации Варшавского Договора. Тем временем Маленков был снят со своих постов и значительно ослаблено влияние Молотова в правящей группе. Стараниями Хрущева создание Варшавского пакта сопровождалось предосторожностями, которые должны были ясно показать нежелание СССР усиливать напряженность в отношениях между Востоком и Западом. Пакт представлял собой ответ, сочтенный необходимым, но довольно сдержанный по тону и содержанию. Хотя в военном плане создание пакта ощутимо не изменило соотношение сил в Европе, оно способствовало развитию отношений между СССР и восточноевропейскими странами, которые до этого опирались только на неоспоримый авторитет Сталина и двусторонние соглашения, а также надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. 52. Особенности советской политической системы в 1964-1985 гг. Конституция 1977 г. В центре общественно-политической мысли 1960-х — первой половины 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизией взглядов Сталина — Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоничное сочетание всех сторон и отношений — производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических. Впервые концепция была изложена Л.И.Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А.Суслов, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко. Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Не все представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были отнесены к лагерю инакомыслящих и подвергались жесткому давлению со стороны партийно-государственного аппарата. Так оно отразилось в 1969-70 гг. на журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Редакционная коллегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку. В 1970-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название «диссидентского». Его характерными чертами были антикоммунизм и антисоветизм.
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она должна была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как «руководящую и направляющую» силу советского общества, КПСС провозглашалась «ядром политической системы». Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20). Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А.Суслов, в ноябре того же года — лидер партии и государства Л.И.Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В.Андропов. В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У.Черненко, состояние здоровья, которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 53. Социально-экономическое развитие СССР в период «застоя». 1970–1980 гг. вошли в историю СССР как годы «застоя» в политике, экономике, культуре, национальных отношениях. В общественно-политической жизни страны: 1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС; 2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим; 3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет; 4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла. «Застойные» явления в экономике: 1) в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики; 2) строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ); 3) росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда); 4) увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом; 5) достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо; 6) командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами; 7) сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало. Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США. Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах: 1) с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало; 2) происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»; 3) возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.); 4) после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений. 54. Внешнеполитическое развитие Советского Союза в середине 60-80-х гг.: основные тенденции и их проявление. Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР. Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978). В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы. Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор. 55. Реформирование советской политической системы М.С. Горбачевым. «Перестройка» В 1985 г. Генеральным секретарём ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М. С. Горбачёв. Первые шаги перестройки поддерживали разные слои населения. Провозглашенные идеи гласности и нового политического мышления по меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальны. Диссиденты были выпущены из тюрем и психбольниц, возвращен из горьковской ссылки академик А. Д. Сахаров, которого называли совестью нации. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением. Провозглашая приоритет общечеловеческих интересов над классовыми, М. С. Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны. В апреле 1985 был провозглашён курс на «ускорение социально-экономического развития» за счёт более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей. Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами». Серьёзный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Провал курса на «ускорение» вынудил Горбачёва и его сторонников выдвинуть в 1987 идею «перестройки» (модернизации) социализма. Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность» и создание кооперативов в сфере услуг и производства потребительских товаров. Закон о государственном предприятии, вступивший в силу с 1 января 1988, пытался соединить несоединимое - расширение прав предприятий при сохранении полномочий министерств и ведомств. Началось сокращение национального дохода, что отрицательно сказывалось на материальном положении населения. В 1989 по стране прокатилась волна экономических забастовок. В этих условиях горбачёвское руководство признало необходимость постепенного перехода к рыночной экономике, но не предприняло никаких реальных мер в этом направлении. Наталкиваясь на открытое и подспудное сопротивление старого партийного и государственного аппарата, горбачёвское руководство поставило в повестку дня осуществление реформы политической системы СССР. В 1987 Горбачёв заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». Реализация принципа «гласности» обеспечила идеологическую подготовку политической реформы. В печати, на собраниях и различного рода конференциях, в дискуссионных клубах обсуждались вопросы истории и перспективы развития советского общества. В 1988 осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. Выборы народных депутатов, проходившие на альтернативной основе (1989), показали резко негативное отношение к кандидатам, поддержанным партийными организациями, 1-й Съезд народных депутатов СССР (май - июнь 1989) избрал Горбачёва председателем Верховного Совета СССР. В 1990 Горбачёв стал президентом СССР. Таким образом(Вывод), вторая половина 1980-х гг. вошла в историю нашей страны под названием «эпоха перестройки». Она была инициирована новым советским руководством во главе с М. С. Горбачевым, пришедшим к власти в марте 1985 г. Столкнувшись с проблемой ухудшения социально-экономического положения в стране, М. С. Горбачев выбрал путь реформирования государства и общества, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических, экономических и идеологических представлений о социализме. Начиная преобразования, названные вскоре перестройкой, Горбачев вовсе не собирался отказываться от социалистической модели развития. Целью реформ было обновление социализма, совершенствование его политической и экономической системы. Но итоги перестройки оказались иными. Глубина и масштаб кризиса социализма советского образца, отсутствие реалистичной и продуманной в деталях программы преобразований, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура - все это привело к утрате реформаторами контроля над процессом реформ, краху социалистической системы и распаду СССР. «Новое мышление» и перелом в советской внешней политике. С приходом к власти М. С. Горбачева советская внешняя политика претерпела радикальные изменения. В 1987 г. Горбачев опубликовал книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Суть «нового мышления» в международных вопросах состояла в следующем: вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях, и сосредоточиться на совместном решении стоящих перед человечеством глобальных проблем. На практике «новое мышление» объяснялось стремлением избавить советскую экономику от непосильного бремени военных расходов и обеспечить получение западных кредитов, необходимых для проведения экономических реформ. Решительный сдвиг был совершен новым руководством во внешней политике. Уже осенью 1985 г. М. С. Горбачев на встрече с афганским руководством заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана (сам же вывод начался лишь в 1988 г.). Из новой редакции Программы КПСС, принятой в 1986 г. XXVII съездом партии, были исключены теоретические положения, рассматривающие мир как арену непримиримой идеологической борьбы социализма и капитализма. СССР взял твердый курс на уменьшение военных расходов. Благоприятный международный резонанс получили программа полной ликвидации ядерного оружия во всем мире до 2000 г., сформулированная М. С. Горбачевым в январе 1986 г., договоренность в Рейкьявике о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений СССР и США, предложения о превращении Индийского океана в зону мира, о принципах безъядерного и ненасильственного мира (Делийская декларация, принятая в ноябре 1986 г.). Благодаря новым подходам начался процесс уничтожения целого класса ядерного оружия - ракет средней и меньшей дальности, на новый уровень поднят диалог и взаимоотношения с ведущими мировыми державами - США, Великобританией, Францией, ФРГ. Напряженность в мире уменьшилась. СССР стал более открытым миру. Итак, при Горбачеве появился термин «новое мышление». Отпала необходимость в разорительной гонке вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области. Завершился период раскола мира на две системы (произошло окончание «холодной войны»). 56. Экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.
Ускорение (1985-1986) В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». Горбачев призвал укреплять трудовую дисциплину на предприятиях, максимально загружать производственные мощности, широко использовать рационализаторское предложения, повышать качество продукции, развивать соцсоревнование. В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить всеобщую трезвость и повысить производительность труда. К трезвости кампания не привела, зато появились огромные очереди за спиртными напитками. Резко выросли объемы незаконного производства и продажи самогона; возникли проблемы с сахаром, который является важным компонентом самогоноварения. Усилилась социальная напряженность в обществе. Для контроля за качеством продукции был введен новый контролирующий орган – госприемка. Это привело к увеличению чиновничьего аппарата и материальных затрат. При этом качество выпускаемой продукции не улучшилось. Научно-технический прогресс тоже не пришел в советскую экономику: для этого одного призыва к сознательности оказалось недостаточно. У предприятий не было материальных и экономических стимулов к тому, чтобы обновлять и совершенствовать производство. Вскоре руководству страны стало ясно, что политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имеет реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны другие, более кардинальные меры.
Перестройка экономики. Реформа 1987 г. В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята. В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек. Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.
Переход к рынку (1990-1991). В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п. Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу. Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель. Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы. В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.
Программа «500 дней» (1990) В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать. Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти. 57. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. «Новое политическое мышление». С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением. Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов. Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом. Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек. В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г. В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г. Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы. В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада. 1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию. Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии. В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ. В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран. На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР. 58. Августовский кризис 1991 г. Распад СССР. На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи. Если говорить кратко причины распада СССР следующие: · кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления; · неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни; · массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания; · все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря; · обострение национальных противоречий; · ослабление центральной власти; · авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее. Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина. Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия. Вот только основные последствия распада СССР: • резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения; • территория России сократилась на четверть; • доступ к морским портам вновь осложнился; • уменьшилось население России – фактически на половину; • возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР; • началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему; • мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты. 59. Становление политической системы современной России (1991-2000) Высшая законодательная власть в России в начале 90-х годов была представлена Съездом народных депутатов и двухпалатным Верховным Советом. Глава исполнительной власти - избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же - Главнокомандующий Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция - Конституционный суд РФ. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Совета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на А. В. Руцкого. В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных организаторов защиты «Белого дома». Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Новая Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство из-под парламентского контроля. Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12 декабря «Выбор России» потерпел поражение - его кандидаты в Государственную Думу получили лишь около 15 % голосов (всего в выборах приняло участие немногим более 50 % российских избирателей). Этот неожиданный результат отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным спискам - 23 % - добилась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г. А. Зюгановым - 12%. Итоги выборов расценивались как поражение реформаторов. В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим, федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ вошли 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплена политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создала условия для достижения в обществе политической устойчивости. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г) <
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 г.г. депутаты приняли свыше 320 законов, среди которых - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах. Вскоре после выборов лидер «Выбора России» Е. Т. Гайдар и либеральные министры подали в отставку с правительственных постов. В окружении президента Б.Н. Ельцина и в правительстве РФ усилилось влияние консервативных деятелей, представляющих новые структуры и военно-промышленный комплекс. Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г администрацией президента был подготовлен Договор об общественном согласии, подписанный рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального воздействия на улучшение обстановки в стране. 17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и правительства состоялись очередные парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ – Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны. Сформировавшееся накануне выборов движение «Наш дом - Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения. В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36 % общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - «Наш дом - Россия», 11 % - ЛДПР. Состав новой Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками реформ и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г. Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е. Строеву. Сразу после выборов Б. Н. Ельцин произвел перестановки в правительстве Эти попытки были расценены как примирительные жесты в отношении оппозиции перед президентскими выборами. Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г. Однако эта меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе. В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как отметил в ежегодном послании в апреле 2001 г. Федеральному Собранию новый Президент РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и ликвидации террористов и бандитов. Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В. В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам, В течение 2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Из трех тысяч нормативных актов субъектов федерации, не соответствовавших Конституции РФ, 4/5 из них приведены в соответствие. 60. Развитие российской политической системы на новейшем этапе (2000-2007) Итоги социально-экономического и политического развития России за 2000-2008 гг Март 1999 года - избрание Путина на первый срок Март 2004 - избрание Путина на 2-ой срок (рейтинг более 70 %) Политика Путина: Стабилизация страны в политическом плане Укрепление вертикали власти (Общественная палата, Государственный совет) Разделение страны на 7 федеральных округов(недавно добавился еще 1 - Кавказский) Избирательная система(ликвидация графы «против всех», ликвидация порога явки) Выборы в Гос.Думу(раньше половина депутатов выбирались по партийным спискам, другие- независимые; теперь ТОЛЬКО по партийным спискам) Порог для прохождения партии в думу -7% Стабилизация экономики (полностью выплачен внешний долг) --Кудрин(министр финансов) создает резервные фонды Козырь Путина- колоссальные цены на нефть и газ (минус- не построен ни один нефтеперерабатывающий закон) 4 проекта Путина: Здравоохранение (1999 -смертность превышала рождаемость, в год умирало ок. 1 мил.) Образование (болонский процесс, ЕГЭ) Демографическая политика (повышение пособий всех уровней, сохранение средней зар. платы, материнский капитал) Жилищный вопрос- ипотека
Начало социальных реформ (пенсионной системы, здравоохранения, монетаризации льгот) Основные направления политики Путина в сфере международных отношений и внешней политики: Принятие новой концепции внешней политики России, исходя из многополярной системы международных отношений Развитие партнерских отношений со всеми странами мира Поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом Внешняя политика современной России: Отношения со странами СНГ равноправные отношения согласования экономических, политических, военных и др. вопросов Европа, НАТО, Россия --расширение НАТО на Восток. Создание совета Россия- НАТО для совместного решения вопросов Российско-американские отношения-- сокращение стратегических наступательных вооружений СНВ-3, СНВ-2; сотрудничество в борьбе с международным терроризмом Отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки -- договор о партнерстве с Китаем 61. Социально-экономическое развитие России после распада СССР(1991-2007) В истории развития рыночной системы в России в целом можно выделить 4 этапа [1 Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. – С328.]. Первый этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой. Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо. Третий этап: 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ. Четвертый этап: 1999 г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2003 гг. ВВП страны вырос на 37%, промышленное производство — почти на 44, народно-хозяйственные капвложения — на 60%. Крайне важным этапом является первый этап развития, поскольку именно с начала развала СССР начался переход России на рыночную экономику.62. Внешняя политика постсоветской России.(1991-2007)
Можно выделить 4 концептуальных этапа российской внешней политики. I) 1991 – нач. 1996 – этап прозападного внешнеполитического курса. Период становления основ внешней политики, разработка концептуальных основ. Период поиска российской идентичности и роли Р в новом мире. Первый этап связан с деятельностью министра иностранных дел А. В. Козырева. Вкратце суть его доктрины состояла в ориентации прежде всего на западные страны (США и Западную Европу). Стратег партнерство с США и ориентация на страны зап европы было чрезв гипертрофированным, кот вытеснила отнош с Африкой, развитые в сов вр., отнош с нефтедобывающими странами ЛА, взаимоотн с АТР. 2е напр – СНГ, кот съедало весь потенциал рос внеш пол – развал сов армии, воен вооружение, кот осталось в этих респ-ках, борьба за власть в них. Важно было урег конф-ты: приднестровский, таджикский, грузино-абхазский, грузино-осетинский, армяно-азербайджанский, удержать ситуацию под контролем. Хотя были потеряны выгодные эк отнош, ВПК, гражд. столкновения на рос простр-ве, удалось избежать страшной гражд войны, кот как прав неизбежно возникает после распада стран.
II.) С 1996 по 2000 гг координационным образом поменялось содержание внешней политики России. Концепция Евгения Примакова, возглавившего МИД в корне отличалась от козыревской доктрины. Основные постулаты её были следующими: — приоритет российских интересов и отказ от роли «младшего брата» во взаимоотношениях с Западом, не допуская при этом обострения отношений; — поддержка концепции многополярного мира, предполагавшая многовекторность и поиск новых союзников на Востоке; — продолжение экономической интеграции России в новый глобализирующийся мир; — «разноскоростная» интеграция в СНГ, формирование высокоразвитого интеграционного ядра из наиболее заинтересованных в этом проекте стран. — Р заявляет о себе как об осн медиумме м/н переговорного процесса – осн переговорщик в урег самых круп проблем 2й пол 90х гг: ближн вост, Балканы, сев Корея. Прим ввел евразийский концепт во внеш пол, кот включал ряд положений. Во-первых, представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком, это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение приобретает идея многовекторной дипломатии, когда страна не вовлекается в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством, а выстраивает свою внешнеполитическую стратегию исходя из прагматичного понимания национальных интересов и отстаивая свою национальную безопасность. Наконец, основой «евразийства» признается многополюсная модель мирового порядка, в которой Россия выступала как «полюс» СНГ. «Доктрина Примакова» лежала в основе внешней политики на протяжении практически всех четырех лет второго срока президентства Ельцина — и когда Примаков был министром иностранных дел, и когда его в сентябре 1998 года сменил в МИДе Игорь Сергеевич Иванов.
III) 2000-2005 – Путинский этап. Главной чертой политики президента Путина явилось, во-первых, активное личное участие в определении внешнего курса страны, во-вторых, широкая дипломатическая деятельность, в-третьих, курс, основанный на прагматизме и многовекторности. Таким образом, его курс являлся и является более сбалансированным, по сравнению с концепциями предшественников, но в то же время и вобрал многие элементы доктрин Козырева и Примакова. Происходит дальнейшая концептуализация рос вне пол. В 2000 г. принимается серия новых концептуальных документов: концепция национальной безопасности, концепция внешней политики, энергетическая стратегия, военная доктрина и т.д. Во главу угла были поставлены традиционные исторические ценности – национальная безопасность страны, укрепление ее суверенитета и территориальной целостности. Особо подчеркивалось, что РФ является «великой державой, одним из влиятельных центров современного мира, активный участник его глобальных перемен, выступающий за стабильный и демократический миропорядок. Первоочередные задачи внешней политики были сформулированы с позиций защиты национальной безопасности: • поддержка целей и принципов Устава ООН, общепризнанных норм международного права; • создание благоприятных условий для внутренних преобразований в стране; • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ и содействие устранению там очагов напряженности; • строительство системы международных партнерских и союзнических отношений; • защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; • формирование позитивного восприятия России в мире. IV) 2005 – н.в. курс стал жестче, меньше пространства для компромисса с разл пол силами при сохр идеи многополярности, невмеш в воен коалиции. Открытая враждебность к США, менее серьезная к ЕС. Спец-ка нов курса: 1. Р позиционируется как вел евразийская / мировая энергетич держава и самостоятельный актор в мир пол-ке. 2. Р продолжает пол по интегр в глоб стр-ры: G8 – июль 2006 саммит в СПб, Р –председатель, 4 вопр повестки дня; вступление в ВТО (Грузия не подписала); открытая пол и приоритет в глоб энерг п-ке, политическая инструментализация энерг сектора; готовность Р участвовать в многомиллионных проектах поддержки беднейших стран мира – прогр борьбы с пандемией (птич грипп), борьбы с бедностью, мн терроризм – резолюция 2005 г. ГА ООН по предложеню Р – пропаганда терроризма инкриминируется как преступление против человечности. По этим позициям, за искл энерг составляющей – у Р общие с США.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |