КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве
Приоритеты промышленной политики Республики Беларусь. Концепция реструктуризации отношений собственности в промышленности Республики Беларусь, цель, критерий, механизм реализации. Приоритеты промышленной политики в странах ОЭСР. ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития, входят 34 страны, создана в 1948 году, штаб квартира находится в Париже. В странах ОЭСР, начиная с 80-х годов и наиболее активно в 90-х годах начала разрабатываться новая концепция национальной промышленной политики, главные направления которой сводятся к следующему: - во-первых, признается важным осуществить кардинальный переход от единой государственной промышленной политики к национальной промышленной политике, при которой равноправными участниками ее разработки и реализации выступают государство, бизнес, научные и общественные организации и институты; - во-вторых, главным считается переход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособной промышленности; - в-третьих, новую промышленную политику детерминирует переход к инновационной экономике, в которой производство, распределение и использование знаний и информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста; - в-четвертых, в экономическом росте традиционные ресурсоемкие отрасли промышленности имеют убывающие значение, возрастает роль наукоемких, высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью. Промышленная политика более не фокусируется на отдельных отраслях промышленности и государственных субсидиях им, поскольку в индустриально развитых рыночных странах пришло осознание того, что ожидаемого эффекта от выборочной поддержки «отраслей победителей» достичь не удается и что предоставление помощи становится дорогим удовольствием в условиях политики ограниченных бюджетов.
Главное внимание государства сосредотачивается на формировании такой предпринимательской среды, которая повышает возможности фирм быть инновационными, гибкими и конкурентоспособными.
Первоначально планируется поэтапная реструктуризация. 1-ый этап: 1991-1995 гг. – малые и средние предприятия. Задача: формирование основных рыночных отношений. Приоритет: неэффективные предприятия (убыточная деятельность). На этом этапе: государственных предприятий – 73%, частных – 27% (из них 17% акционировалось). Преобразовано: 1601 предприятий, в промышленности – 207. 2-ой этап: 1995-1999 гг. – смена политики по преобразованию собственности, начало точечных приватизаций. Задача: поиск стратегического инвестора, т.е. пересмотрены принципы (продаются только те предприятия, которые не убыточны). Приоритет для промышленности: точки роста предприятий. Государственных предприятий - 57%, частных- 43% (в том числе акционерных – 30%).
3-й этап: 2000-2008 гг. – изменение структуры собственности крупных предприятий, таких как НАФТАН, МАЗ, БЕЛАЗ и т.д. Задача: реструктуризация крупных стратегически значимых предприятий. Приоритет: точки роста, формирование инновационной базы промышленных предприятий. Преобразовано: 1568 предприятий, в промышленности – 222.
4-ый этап: С 2008г. – по сегодняшний день. Задача: найти стратегического инвестора, либо решить вопрос о создании совместных предприятий с привлечением иностранных инвесторов. С 1991- по 2010гг. – всего реформировано – 4788 предприятий из них 2000 тыс. преобразовано в открытое акционерное общество.
5. Межотраслевые сдвиги: понятие, значение для реализации принципов промышленной политики. Этапы: 1. Активное развитие с/х, добыча полезных ископаемых.
2. Развитие и доминирование производства и строительства. 3. Развитие и преобразование сферы услуг.
Основные направления межотраслевых сдвигов:
1. Принципиальное изменение технологий производства (создание двигателя, микросхем). 2. обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие первичное сырье. Их суммарная доля тоже понижается, но не так динамично, как доля первичного сектора. При этом доля одной лишь электроэнергетики растет. В целом же доля вторичного сектора в отраслевой структуре ВНП главных капиталистических стран составляет 28-35%. 3. Развитие наукоемких отраслей, введение различных видов инноваций. 4. Увеличение непроизводственных отраслей, куда входит не только сфера услуг, включая финансы, страхование, образование, науку, культуру, здравоохранение, деловые и иные услуги, но также транспорт, торговля, связь. Удельный вес этой группы отраслей имеет долговременную и устойчивую тенденцию к росту. В принципе потребности общества во многих видах услуг безграничны, тогда как его потребности в материальных благах всегда упираются в те или иные границы. Скажем потребить те или иные пищевые продукты или приобрести те или иные виды одежды или обуви в безграничных количествах просто невозможно. Но удовлетворять всегда быстрорастущие потребности людей в новых знаниях, открытиях или изобретениях можно, по существу, безгранично.
неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны. развитый научно-технический потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.
Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет: — совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран; — привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства; — развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов; — развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг; — упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными; — улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника; — обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002; — развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;
— создания дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях; — обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок. изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению. наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка. Высокий уровень образования развитие человеческого потенциала; предпринимательство и инициатива; инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; устойчивое развитие регионов; качественное и доступное жилье; эффективный агропромышленный комплекс. Учитывая, что национальная модель социально ориентированной рыночной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет, она должна быть сохранена и совершенствоваться в прогнозном периоде. Стр-ра – совок-сть устойч связей объекта, обеспеч-щих сохр-е его осн св-в при разл внешн и внутр изменениях. Стр-ра экономики - совок-сть отн-ний, частей и эл-тов, из кот складыв-тся опред эконом целое; - это совок-сть разл экономич сфер. Структурн преобразование – изм-ние стр-ры эк-ки, вкл совок-сть установл упорядоч ограничений: экономич, технико-технологич, связями между отраслями. Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов. Мех-м стр преобр вкл 2 блока: 1) рыночн; 2) гос(комплекс инстр-ов макроэк возд-я; прогноз, программир-е, ден-кредитн, бюджетн методы и т.д.) Предпосылки и усл-я структурн преобр-ий:1) общесистемн (вкл: внешнеполитич(напр: суверенитет страны, многовекторность пол-ки), внутриполитич (напр:Нац стратегия устойч развития РБ до 2020гг.), внешнеэкономич; 2) системн (отн-я собств, финанс ин-ты, рын ин-ты, институц среда); 3) внутрисистемн(особ-сти нац с-мы в реальн секторе, финанс, институц, внешнеэк, обасти управл-я и регулир-я). Этапы и цели преходного периода: 1)деформация старого эк порядка. Цель – ликвидация устар мех-мов. Для РБ: 91-95гг. – глубокий затяжной кризис(падают объемы пр-ва и доходы населения, галопирующ инфл); 2) становл-е нов эк порядка: созд-е необх усл-ий и зарождение нов мех-мов, формир-е нов институц среды, инвестиц составляющая стала ведущей. В РБ: 1996-2000; 3)структурн перестройка, цель кот – регулир-ть возд-е гос-ва на рын эк-ку:формир-е такой стр-ры, кот бы отвечала всем требованиям НСУР. В РБ: 2001-2008; 4) В РБ С 2008г.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |