Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритмы хеширования




Существует несколько типов функций хеширования, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки и основана на представлении данных. Приведем обзор и анализ некоторых наиболее простых из применяемых на практике хеш-функций.

Таблица прямого доступа

Простейшей организацией таблицы, обеспечивающей идеально быстрый поиск, является таблица прямого доступа. В такой таблице ключ является адресом записи в таблице или может быть преобразован в адрес, причем таким образом, что никакие два разных ключа не преобразуются в один и тот же адрес. При создании таблицы выделяется память для хранения всей таблицы и заполняется пустыми записями. Затем записи вносятся в таблицу – каждая на свое место, определяемое ее ключом. При поиске ключ используется как адрес и по этому адресу выбирается запись. Если выбранная запись пустая, то записи с таким ключом вообще нет в таблице. Таблицы прямого доступа очень эффективны в использовании, но, к сожалению, область их применения весьма ограничена.

Назовем пространством ключей множество всех теоретически возможных значений ключей записи. Назовем пространством записей множество тех ячеек памяти, которые выделяются для хранения таблицы. Таблицы прямого доступа применимы только для таких задач, в которых размер пространства записей может быть равен размеру пространства ключей. В большинстве реальных задач размер пространства записей много меньше, чем пространства ключей. Так, если в качестве ключа используется фамилия, то, даже ограничив длину ключа десятью символами кириллицы, получаем 3310 возможных значений ключей. Даже если ресурсы вычислительной системы и позволят выделить пространство записей такого размера, то значительная часть этого пространства будет заполнена пустыми записями, так как в каждом конкретном заполнении таблицы фактическое множество ключей не будет полностью покрывать пространство ключей.

В целях экономии памяти можно назначать размер пространства записей равным размеру фактического множества записей или превосходящим его незначительно. В этом случае необходимо иметь некоторую функцию, обеспечивающую отображение точки из пространства ключей в точку в пространстве записей, то есть, преобразование ключа в адрес записи: , где a – адрес, k – ключ.

Идеальной хеш-функцией является инъективная функция, которая для любых двух неодинаковых ключей дает неодинаковые адреса.

Метод остатков от деления

Простейшей хеш-функцией является деление по модулю числового значения ключа Key на размер пространства записи HashTableSize. Результат интерпретируется как адрес записи. Следует иметь в виду, что такая функция хорошо соответствует первому, но плохо – последним трем требованиям к хеш-функции и сама по себе может быть применена лишь в очень ограниченном диапазоне реальных задач. Однако операция деления по модулю обычно применяется как последний шаг в более сложных функциях хеширования, обеспечивая приведение результата к размеру пространства записей.

Если ключей меньше, чем элементов массива, то в качестве хеш-функции можно использовать деление по модулю, то есть остаток от деления целочисленного ключа Key на размерность массива HashTableSize, то есть:

Key % HashTableSize

Данная функция очень проста, хотя и не относится к хорошим. Вообще, можно использовать любую размерность массива, но она должна быть такой, чтобы минимизировать число коллизий. Для этого в качестве размерности лучше использовать простое число. В большинстве случаев подобный выбор вполне удовлетворителен. Для символьной строки ключом может являться остаток от деления, например, суммы кодов символов строки на HashTableSize.

На практике, метод деления – самый распространенный.

//функция создания хеш-таблицы метод деления по модулюint Hash(int Key, int HashTableSize) {//HashTableSize return Key % HashTableSize;}

 

Метод функции середины квадрата

Следующей хеш-функцией является функция середины квадрата. Значение ключа преобразуется в число, это число затем возводится в квадрат, из него выбираются несколько средних цифр и интерпретируются как адрес записи.

Метод свертки

Еще одной хеш-функцией можно назвать функцию свертки. Цифровое представление ключа разбивается на части, каждая из которых имеет длину, равную длине требуемого адреса. Над частями производятся определенные арифметические или поразрядные логические операции, результат которых интерпретируется как адрес. Например, для сравнительно небольших таблиц с ключами – символьными строками неплохие результаты дает функция хеширования, в которой адрес записи получается в результате сложения кодов символов, составляющих строку-ключ.

В качестве хеш-функции также применяют функцию преобразования системы счисления. Ключ, записанный как число в некоторой системе счисления P, интерпретируется как число в системе счисления . Обычно выбирают . Это число переводится из системы Q обратно в систему P, приводится к размеру пространства записей и интерпретируется как адрес.

Открытое хеширование

Основная идея базовой структуры при открытом (внешнем) хешировании заключается в том, что потенциальное множество (возможно, бесконечное) разбивается на конечное число классов. Для В классов, пронумерованных от 0 до , строится хеш-функция такая, что для любого элемента х исходного множества функция принимает целочисленное значение из интервала , соответствующее, классу, которому принадлежит элемент х. Часто классы называют сегментами, поэтому будем говорить, что элемент х принадлежит сегменту . Массив, называемый таблицей сегментов и проиндексированный номерами сегментов , содержит заголовки для B списков. Элемент х, относящийся к i -му списку – это элемент исходного множества, для которого .

Если сегменты примерно одинаковы по размеру, то в этом случае списки всех сегментов должны быть наиболее короткими при данном числе сегментов. Если исходное множество состоит из N элементов, тогда средняя длина списков будет элементов. Если можно оценить величину N и выбрать В как можно ближе к этой величине, то в каждом списке будет один или два элемента. Тогда время выполнения операторов словарей будет малой постоянной величиной, не зависящей от N.

Пример 1. Программная реализация открытого хеширования.

#include "stdafx.h"

#include <iostream>

#include <fstream>

using namespace std;

 

typedef int T; // тип элементов

typedef int hashTableIndex; // индекс в хеш-таблице

#define compEQ(a,b) (a == b)

typedef struct Node_ {

T data;// данные, хранящиеся в вершине

struct Node_ *next; // следующая вершина

} Node;

 

Node **hashTable;

int hashTableSize;

hashTableIndex myhash(T data);

Node *insertNode(T data);

void deleteNode(T data);

Node *findNode (T data);

 

int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[]){

int i, *a, maxnum;

cout << "Введите количество элементов maxnum: ";

cin >> maxnum;

cout << "Введите размер хеш-таблицы HashTableSize: ";

cin >> hashTableSize;

a = new int[maxnum];

hashTable = new Node*[hashTableSize];

for (i = 0; i < hashTableSize; i++)

hashTable[i] = NULL;

// генерация массива

for (i = 0; i < maxnum; i++)

a[i] = rand();

// заполнение хеш-таблицы элементами массива

for (i = 0; i < maxnum; i++) {

insertNode(a[i]);

}

// поиск элементов массива по хеш-таблице

for (i = maxnum-1; i >= 0; i--) {

findNode(a[i]);

}

// вывод элементов массива в файл List.txt

ofstream out("List.txt");

for (i = 0; i < maxnum; i++){

out << a[i];

if (i < maxnum - 1) out << "\t";

}

out.close();

// сохранение хеш-таблицы в файл HashTable.txt

out.open("HashTable.txt");

for (i = 0; i < hashTableSize; i++){

out << i << ": ";

Node *Temp = hashTable[i];

while (Temp){

out << Temp->data << " -> ";

Temp = Temp->next;

}

out << endl;

}

out.close();

// очистка хеш-таблицы

for (i = maxnum-1; i >= 0; i--) {

deleteNode(a[i]);

}

system("pause");

return 0;

}

 

// хеш-функция размещения вершины

hashTableIndex myhash(T data) {

return (data % hashTableSize);

}

 

// функция поиска местоположения и вставки вершины в таблицу

Node *insertNode(T data) {

Node *p, *p0;

hashTableIndex bucket;

// вставка вершины в начало списка

bucket = myhash(data);

if ((p = new Node) == 0) {

fprintf (stderr, "Нехватка памяти (insertNode)\n");

exit(1);

}

p0 = hashTable[bucket];

hashTable[bucket] = p;

p->next = p0;

p->data = data;

return p;

}

 

//функция удаления вершины из таблицы

void deleteNode(T data) {

Node *p0, *p;

hashTableIndex bucket;

p0 = 0;

bucket = myhash(data);

p = hashTable[bucket];

while (p &&!compEQ(p->data, data)) {

p0 = p;

p = p->next;

}

if (!p) return;

if (p0)

p0->next = p->next;

else

hashTable[bucket] = p->next;

free (p);

}

 

// функция поиска вершины со значением data

Node *findNode (T data) {

Node *p;

p = hashTable[myhash(data)];

while (p &&!compEQ(p->data, data))

p = p->next;

return p;

}

Закрытое хеширование

При закрытом (внутреннем) хешировании в хеш-таблице хранятся непосредственно сами элементы, а не заголовки списков элементов. Поэтому в каждой записи (сегменте) может храниться только один элемент. При закрытом хешировании применяется методика повторного хеширования. Если осуществляется попытка поместить элемент х в сегмент с номером , который уже занят другим элементом (коллизия), то в соответствии с методикой повторного хеширования выбирается последовательность других номеров сегментов , куда можно поместить элемент х. Каждое из этих местоположений последовательно проверяется, пока не будет найдено свободное. Если свободных сегментов нет, то, следовательно, таблица заполнена, и элемент х добавить нельзя.

При поиске элемента х необходимо просмотреть все местоположения , пока не будет найден х или пока не встретится пустой сегмент. Чтобы объяснить, почему можно остановить поиск при достижении пустого сегмента, предположим, что в хеш-таблице не допускается удаление элементов. Пусть – первый пустой сегмент. В такой ситуации невозможно нахождение элемента х в сегментах и далее, так как при вставке элемент х вставляется в первый пустой сегмент, следовательно, он находится где-то до сегмента . Но если в хеш-таблице допускается удаление элементов, то при достижении пустого сегмента, не найдя элемента х, нельзя быть уверенным в том, что его вообще нет в таблице, так как сегмент может стать пустым уже после вставки элемента х. Поэтому, чтобы увеличить эффективность данной реализации, необходимо в сегмент, который освободился после операции удаления элемента, поместить специальную константу, которую назовем, например, DEL. В качестве альтернативы специальной константе можно использовать дополнительное поле таблицы, которое показывает состояние элемента. Важно различать константы DEL и NULL – последняя находится в сегментах, которые никогда не содержали элементов. При таком подходе выполнение поиска элемента не требует просмотра всей хеш-таблицы. Кроме того, при вставке элементов сегменты, помеченные константой DEL, можно трактовать как свободные, таким образом, пространство, освобожденное после удаления элементов, можно рано или поздно использовать повторно. Но если невозможно непосредственно сразу после удаления элементов пометить освободившиеся сегменты, то следует предпочесть закрытому хешированию схему открытого хеширования.

Существует несколько методов повторного хеширования, то есть определения местоположений :

· линейное опробование;

· квадратичное опробование;

· двойное хеширование.

Линейное опробование сводится к последовательному перебору сегментов таблицы с некоторым фиксированным шагом:

,

где i – номер попытки разрешить коллизию;

c – константа, определяющая шаг перебора.

При шаге, равном единице, происходит последовательный перебор всех сегментов после текущего. Квадратичное опробование отличается от линейного тем, что шаг перебора сегментов нелинейно зависит от номера попытки найти свободный сегмент:

,

где i – номер попытки разрешить коллизию,

c и d – константы.

Благодаря нелинейности такой адресации уменьшается число проб при большом числе ключей-синонимов. Однако даже относительно небольшое число проб может быстро привести к выходу за адресное пространство небольшой таблицы вследствие квадратичной зависимости адреса от номера попытки.

Еще одна разновидность метода открытой адресации, которая называется двойным хешированием, основана на нелинейной адресации, достигаемой за счет суммирования значений основной и дополнительной хеш-функций:

.

Очевидно, что по мере заполнения хеш-таблицы будут происходить коллизии, и в результате их разрешения очередной адрес может выйти за пределы адресного пространства таблицы. Чтобы это явление происходило реже, можно пойти на увеличение длины таблицы по сравнению с диапазоном адресов, выдаваемым хеш-функцией. С одной стороны, это приведет к сокращению числа коллизий и ускорению работы с хеш-таблицей, а с другой – к нерациональному расходованию памяти. Даже при увеличении длины таблицы в два раза по сравнению с областью значений хеш-функции нет гарантии того, что в результате коллизий адрес не превысит длину таблицы. При этом в начальной части таблицы может оставаться достаточно свободных сегментов. Поэтому на практике используют циклический переход к началу таблицы.

Однако в случае многократного превышения адресного пространства и, соответственно, многократного циклического перехода к началу будет происходить просмотр одних и тех же ранее занятых сегментов, тогда как между ними могут быть еще свободные сегменты. Более корректным будет использование сдвига адреса на 1 в случае каждого циклического перехода к началу таблицы. Это повышает вероятность нахождения свободных сегментов.

В случае применения схемы закрытого хеширования скорость выполнения вставки и других операций зависит не только от равномерности распределения элементов по сегментам хеш-функцией, но и от выбранной методики повторного хеширования (опробования) для разрешения коллизий, связанных с попытками вставки элементов в уже заполненные сегменты. Например, методика линейного опробования для разрешения коллизий – не самый лучший выбор.

Как только несколько последовательных сегментов будут заполнены, образуя группу, любой новый элемент при попытке вставки в эти сегменты будет вставлен в конец этой группы, увеличивая тем самым длину группы последовательно заполненных сегментов. Другими словами, для поиска пустого сегмента в случае непрерывного расположения заполненных сегментов необходимо просмотреть больше сегментов, чем при случайном распределении заполненных сегментов. Отсюда также следует очевидный вывод, что при непрерывном расположении заполненных сегментов увеличивается время выполнения вставки нового элемента и других операций.

Пример 2. Программная реализация закрытого хеширования.

#include "stdafx.h"

#include <iostream>

#include <fstream>

using namespace std;

 

typedef int T; // тип элементов

typedef int hashTableIndex;// индекс в хеш-таблице

int hashTableSize;

T *hashTable;

bool *used;

 

hashTableIndex myhash(T data);

void insertData(T data);

void deleteData(T data);

bool findData (T data);

int dist (hashTableIndex a,hashTableIndex b);

 

int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[]){

int i, *a, maxnum;

cout << "Введите количество элементов maxnum: ";

cin >> maxnum;

cout << "Введите размер хеш-таблицы hashTableSize: ";

cin >> hashTableSize;

a = new int[maxnum];

hashTable = new T[hashTableSize];

used = new bool[hashTableSize];

for (i = 0; i < hashTableSize; i++){

hashTable[i] = 0;

used[i] = false;

}

// генерация массива

for (i = 0; i < maxnum; i++)

a[i] = rand();

// заполнение хеш-таблицы элементами массива

for (i = 0; i < maxnum; i++)

insertData(a[i]);

// поиск элементов массива по хеш-таблице

for (i = maxnum-1; i >= 0; i--)

findData(a[i]);

// вывод элементов массива в файл List.txt

ofstream out("List.txt");

for (i = 0; i < maxnum; i++){

out << a[i];

if (i < maxnum - 1) out << "\t";

}

out.close();

// сохранение хеш-таблицы в файл HashTable.txt

out.open("HashTable.txt");

for (i = 0; i < hashTableSize; i++){

out << i << ": " << used[i] << ": " << hashTable[i] << endl;

}

out.close();

// очистка хеш-таблицы

for (i = maxnum-1; i >= 0; i--) {

deleteData(a[i]);

}

system("pause");

return 0;

}

 

// хеш-функция размещения величины

hashTableIndex myhash(T data) {

return (data % hashTableSize);

}

 

// функция поиска местоположения и вставки величины в таблицу

void insertData(T data) {

hashTableIndex bucket;

bucket = myhash(data);

while (used[bucket] && hashTable[bucket]!= data)

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

if (!used[bucket]) {

used[bucket] = true;

hashTable[bucket] = data;

}

}

 

// функция поиска величины, равной data

bool findData (T data) {

hashTableIndex bucket;

bucket = myhash(data);

while (used[bucket] && hashTable[bucket]!= data)

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

return used[bucket] && hashTable[bucket] == data;

}

 

//функция удаления величины из таблицы

void deleteData(T data){

int bucket, gap;

bucket = myhash(data);

while (used[bucket] && hashTable[bucket]!= data)

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

if (used[bucket] && hashTable[bucket] == data){

used[bucket] = false;

gap = bucket;

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

while (used[bucket]){

if (bucket == myhash(hashTable[bucket]))

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

else if (dist(myhash(hashTable[bucket]),bucket) < dist(gap,bucket))

bucket = (bucket + 1) % hashTableSize;

else {

used[gap] = true;

hashTable[gap] = hashTable[bucket];

used[bucket] = false;

gap = bucket;

bucket++;

}

}

}

}

 

// функция вычисления расстояние от a до b (по часовой стрелке, слева направо)

int dist (hashTableIndex a,hashTableIndex b){

return (b - a + hashTableSize) % hashTableSize;

}

 

До сих пор рассматривались способы поиска в таблице по ключам, позволяющим однозначно идентифицировать запись. Такие ключи называются первичными. Возможен вариант организации таблицы, при котором отдельный ключ не позволяет однозначно идентифицировать запись. Такая ситуация часто встречается в базах данных. Идентификация записи осуществляется по некоторой совокупности ключей. Ключи, не позволяющие однозначно идентифицировать запись в таблице, называются вторичными ключами. Даже при наличии первичного ключа, для поиска записи могут быть использованы вторичные.

Идея хеширования впервые была высказана Г.П. Ланом при создании внутреннего меморандума IBM в январе 1953 г. с предложением использовать для разрешения коллизий метод цепочек. Примерно в это же время другой сотрудник IBM, Жини Амдал, высказала идею использования открытой линейной адресации. В открытой печати хеширование впервые было описано Арнольдом Думи (1956 год), указавшим, что в качестве хеш-адреса удобно использовать остаток от деления на простое число. А. Думи описывал метод цепочек для разрешения коллизий, но не говорил об открытой адресации. Подход к хешированию, отличный от метода цепочек, был предложен А.П. Ершовым (1957 год), который разработал и описал метод линейной открытой адресации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.