Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития




 

 

Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных секторов мирового рынка. Торговля услугами ежегодно увеличивается ≈ 8 %, а за 20 лет (с 1980-2000 гг.) экспорт услуг вырос ≈ в 4 раза.

Понятие «услуга» в теории определяется как вид деятельности, не имеющий материальной формы в явном виде.

Услуга – это изменение в положение институциональной единицы, которое произошло в результате действия и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Долгое время услуги согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, что и производятся.

Отличия услуг от товаров, в натурально-вещественной форме, состоит в том, что:

– они не осязаемы и невидимы;

– не поддаются хранению;

– производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту.

Этим отличиями обуславливаются особенности международной торговли услугами, по сравнению с международной торговлей товарами:

– экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

– в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;

– ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, включаемых в международный оборот;

– специфическая нормативно-правовая база собственного регулирования, как на национальном, так и международном уровнях.

По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мировой хозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. К ним относят 11 видов услуг:

1. Транспорт (пассажирский и грузовой) – означает платежи между резидентами и нерезидентами за международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг;

2. Поездки (деловые и личные) означают платеж между резидентами и нерезидентами за товары и услуги, приобретенные в командировках и туристических поездках;

3. Связь - услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами;

4. Страхование – страхование резидентов и нерезидентов страховыми компаниями – резидентами, (рисков и личное);

5. Финансовые услуги – финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.);

6. Строительство;

7. Компьютерные и информационные услуги – консультации в области компьютерных программ между резидентами и нерезидентами, информационные услуги (обработка данных, обслуживание компьютеров);

8. Роялти и лицензионные платежи – пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии;

9. Бизнес-услуги:

– посреднические;

– лизинг (лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования);

– профессиональные (правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а так же услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведка полезных ископаемых и др.).

10. Личные, культурные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков. К этой группе так же относят гонорары артистов, показ выставок, проведение спортивных мероприятий и др.;

11. Правительственные услуги – обслуживание посольств, консульств и представительств международной организации, деятельность ООН по поддержанию мира.

Кроме этого, в аналитических целях существуют различные группировки услуг в зависимости от различных признаков (факторные и нефакторные).

Услуги по своей экономической природе не отличаются от товаров, если ими торгуют на мировом рынке. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к рынку услуг (и модель абсолютных преимуществ, и сравнительных преимуществ и вмененных издержек производства, хотя, в силу специфики услуг, трудно представить относительные преимущества одной страны).

Ключевым моментом в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца. Только в этом случае сделка международной купле-продаже услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами, которые характеризуются следующими признаками:

– мобильность покупателя - покупатель услуги, являясь резидентом одной страны, приезжает к продавцу услуги, который является резидентом другой страны. За рубежом покупатель может получить услугу, которой нет в его стране, либо у которой качество выше, либо стоимость ее ниже, чем у него в стране;

– мобильность продавца - продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуги, который является резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские, бухгалтерские услуги), либо специфический характер услуги (строительство);

– одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер услуги - продавец, и покупатель одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международные конференции), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (иностранные специалисты из московского представительства Мирового банка в странах СНГ и др.).

На интенсивное развитие сферы услуг в мировом хозяйстве оказали влияние следующие факторы:

– НТП, способствующий росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;

– длительный экономический подъем в большинстве стран мира, который сопровождался ростом деловой активности, ростом производительности труда, уровня благосостояния;

– увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.