Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и разновидности культуры




Основные элементы культуры

 

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют:

1) Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Выступая средством человеческого общения, язык является наиболее важным показателем приобщения к той или иной культуре.

2) Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Соц. ценности определяют общую направленность социального процесса, задают нравственную систему координат, на которую ориентируется человек. Соц. ценности формируют представления о справедливости, добре, зле, смысле жизни. Каждая социальная группа утверждает и защищает свои ценности. В тоже время могут быть и общечеловеческие ценности (мир, свобода, достоинство личности, гражданский долг и т.д.)

3) Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Различают правовые и моральные нормы. Правовые - проявляются в форме закона и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Моральные нормы обеспечиваются силой общественного мнения и нравственным долгом личности.

4) Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей. (Обычаи – это исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К их нарушителям применяются неформальные санкции: замечания, неодобрения, порицания. Если обычаи переходят от одного поколения к другому в течение длительного времени, то они приобретают характер традиции. Традиции являются объединяющим началом социальной группы или общества в целом. В тоже время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни.)

Эти элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. (Существуют и другие элементы культуры – привычки, манеры, мода, этикет и т.д.)

 

Культуру можно классифицировать по происхождению, характеру и уровню развития. Выделяю три формы: элитарную, народную и массовую.

1) Элитарная (или высокая) включает классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящное искусство и т.д. Эта культура ориентированна на избранный круг ценителей и знатоков искусства. (В этот круг могут входить не только занимающиеся профессионально искусством и культурой, но и те, кто получает от общения с искусством эстетическое наслаждение).

2) Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят мифы, легенды, песни, танцы, пословицы, ремесла, т.е. все то, что принято называть фольклором. (Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с определенной местностью и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.)

3) Массовая культура возникает в ХХ веке в условиях коммерциализации искусства и развития технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная. Типичные примеры – шлягеры, сериалы, боевики, реклама и т.д. (В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса).

 

Наряду с формами культуры социологи выделяют разновидности культуры: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

- Доминирующая культура. Совокупность убеждений, ценностей, норм, которые принимаются большинством членов общества. Данное понятие отражает культурную основу общества (без нее не может существовать ни одно общество).

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей, в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием субкультура.

- Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. (Любая субкультура предполагает свои правила поведения, свой стиль одежды, манеру общения.)

Социологами отдельно оценивается активность индивида в субкультуре. Так, например, субкультурная активность молодежи зависит от уровня образования (чем ниже уровень образования, тем выше активность); от возраста (пик активности приходится на 16-17 лет, спад – 21-22 г.); от места жительства (в городе выше активность, чем в сельской местности). Субкультурные группы молодежи также характеризуются многообразием. Например, музыкальные, спортивные фанаты, металлисты, культуристы и т.п.

- Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Ярким проявлением контркультуры было движение «хиппи». Это движение труд объявляло нежелательным, семью – пережитком, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнения ставились основные культурные ценности общества.

 

 

Роль культуры как фактора социальных изменений особо возрастает в периоды общественных реформ. Это особо видно в современной России, где идет процесс смены доминирующей ценностной системы общества.

Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – что культурные процессы влияют на реформы. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку. Т.е. через культуру принимаются и одобряются общественные реформы. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, институты культуры зачастую находятся в противоречии с ходом социальных реформ. У большинства членов общества сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам. С другой стороны, возникли новые субкультуры, входящие в противоречие с прежними ценностями. (предприниматели, шоу-бизнес, финансовая элита).

До сих пор не выработана система ценностей, норм, необходимых для развития общества. Автоматическое перенесение ценностей западной цивилизации на почву России вызвало или полное неприятие большинством населения или искаженное их понимание (конкуренция понимается как криминальное разбирательство). Поэтому сейчас существует большая потребность в создании новой культурной модели и культурной политики, которая могла бы объединить общечеловеческие ценности (такие как гуманизм, сопереживание, патриотизм) с ценностями рыночной экономики (такими как конкуренция, опора на собственные силы, достижение успеха).

В этом плане культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной деятельности общества.

 

 


Лекция.

Тема: Социология личности

1. Социологические концепции личности

2. Социальная типология личности

3. Социализация личности.

(4. Девиантное поведение

5. Социальный контроль)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.