Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. для специальности 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте




ТРАНСПОРТ, КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

СТЖТ- филиал СамГУПС

 

по теме 1.9 – 1.15

для специальности 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 03

Организация транспортно - логистической деятельности

(по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)

 

 

Саратов 2013

Рассмотрено на Цикловой Утверждаю:

Комиссии «Организация перевозок зам. директора

и управление на железнодорожном __________Т.В. Моисеева

транспорте»

Председатель ЦК

______________А.М. Зарицкая

 

 

Автор Моисеева Т.В. преподаватель

Рецензент:

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов техникума специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»

 

Железнодорожный транспорт является сложной производственной системой, основная задача которой заключается в обеспечении платежеспособного спроса на перевозки и его рентабельном функционировании в экономике страны.

Железнодорожный транспорт – глубоко интегрированная отрасль, в которой перевозка каждой отправки, каждого пассажира требует скоординированных действий всех хозяйств.

Объектом и предметом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодорожные подъездные пути) пользования как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля естественно-монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.

Производственные силы железнодорожного транспорта как совокупность материально-вещественных элементов производства, трудовых ресурсов и способов организации производства являются частью производительных сил всего общества. В этом качестве железнодорожный транспорт является объектом изучения естественных, математических, технико-технологических, географических, экономических, социальных и других наук.

Экономика железнодорожного транспорта изучает производственно-экономические отношения в постоянно действующей взаимосвязи с производительными силами. Производственно-экономические отношения на железнодорожном транспорте проявляются в процессе основной перевозочной и подсобно-вспомогательной (прочей) деятельности.

Экономика железнодорожного транспорта, как и экономика транспорта в целом, - наука историческая. Она прошла путь от этапа описательного через этап качественного анализа до современного ее состояния, когда экономика железнодорожного транспорта и отдельных его отраслей широко использует математику, электронно-вычислительную технику и имеет, по сути, конструктивный характер.

Содержание экономики железнодорожного транспорта как науки – это совокупность знаний об объекте, предмете исследования, его результатах, а также современные задачи науки в осуществлении стратегии, направленной на ускорение социально-экономического развития страны.

Экономика железнодорожного транспорта исследует характер и численную меру взаимосвязей между экономическими, эксплуатационно-технологическими, техническими и социально-психологическими факторами транспортного производства; определяет характер и меру влияния на производительность труда, на прибыль и себестоимость, на рентабельность и фондоемкость перевозок, таких факторов как рост объема перевозок, грузооборота и изменение их структуры; применение интенсивных технологий, характеризующихся более высокими показателями нагрузки вагонов и скоростей движения, массы поездов и частоты их обращения, сокращения простоев подвижного состава и ускорение оборота вагонов; тип технического оснащения, в частности, ширина колеи, число путей, профиль пути, вид тяги, типы локомотивов и вагонов, систем железнодорожной автоматики и связи и пр.

Важнейшей составляющей экономики железнодорожного транспорта и его отраслей являются проблемы планирования и совершенствования организации труда – технического нормирования и организации заработной платы. В условиях самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления эти проблемы решаются в большей мере на основы инициативы самих трудовых коллективов. А экономика железнодорожного транспорта вооружает их научными знаниями в области экономики, организации и стимулировании труда, обобщает опыт передовых коллективов, обогащая тем самым свой научный арсенал, изучает действенные формы материального и морального стимулирования труда.

Экономика транспорта как наука отвечает на вопрос:»Что надо делать в теории и на практике, чтобы удовлетворить потребности народного хозяйства и населения в перевозках с наименьшими издержками?».

 

Железнодорожный транспорт – это многоотраслевое хозяйство.

В тесном взаимодействии друг с другом трудятся работники хозяйств движения, контейнерных перевозок и коммерческой работы, пассажирского, локомотивного, вагонного, путевого и др. В каждом из этих хозяйств есть специфические особенности технологии, организации и экономики производства. Основными линейными предприятиями железнодорожного транспорта являются: железнодорожные станции, локомотивные депо, вагонные депо, дистанции сигнализации и связи, дистанции пути.

Экономика отрасли является составной частью экономики железнодорожного транспорта. Она изучает основы производственно- хозяйственной деятельности отделений дорог, организацию управления и работы железнодорожной станции, организацию труда, нормирование заработной платы, планирование, финансирование и учет, отчетность и анализ производственно- хозяйственной деятельности отделений дороги и станций, эффективность внедрения новой техники и организационно- технических мероприятий в станционном хозяйстве.

Важнейшим звеном железнодорожного транспорта является станция. На станции начинается и завершается перевозочный процесс, осуществляется обслуживание пассажиров и грузовладельцев; погрузка и выгрузка багажа, почты и грузобагажа; формирование и расформирование поездов, сортировка грузов, контейнеров и багажа.

На сети железных дорог РФ более 7 тысяч станций, на которых работает более 500 тысяч человек. Удельный вес стоимости станционных путей и сооружений составляет 35-40% стоимости основных фондов железных дорог. Поэтому на организации их производственно-экономической деятельности и сконцентрировано внимание учебной дисциплины.

Изучение вопросов курса позволит организовать эффективную работу трудовых коллективов, экономически обосновать технические решения, определять эффективность внедрения новой техники и совершенствование технологии, производить технико- экономические расчеты и определять потребность в рабочей силе и фонде заработной платы, себестоимость работ, рентабельность и др. экономические показатели.

Экономическая подготовка рассматривается как обязательная и важная сторона квалификации каждого работника. Каждый инженер, техник должен хорошо разбираться в экономической политике государства, в экономике страны, своего предприятия, цеха, участка. Экономические знания являются важным условием грамотного хозяйствования, творческого подхода к решению технико-экономических задач, успешного изыскания резервов роста и совершенствования производства.

Изучение дисциплины «Экономика отрасли» позволит студенту, будущему специалисту железнодорожного транспорта:

-получить экономические знания, необходимые для практической работы, разобраться в особенностях применения экономических законов на железнодорожном транспорте;

-экономически осмыслить и оценить весь комплекс мероприятий научно-технического прогресса;

-приобрести навыки разработки и взаимоувязки основных показателей перспективных и текущих планов ОАО «РЖД», его дочерних компаний, филиалов и структурных подразделений;

-овладеть методами анализа производственно-хозяйственной деятельности, выявления и приведения в действие резервов производства;

-производить технико-экономические расчеты по эффективности новой техники, передовых методов труда, изобретений и совершенствования технологических процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.