Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы интерпретации религии




В течение тысячелетий общественное явление – религия – владела умами человечества и сейчас играет огромную роль в жизни огромного числа людей (религиозный фактор в сознании – Польша, Хорватия, Северная Ирландия и др.). Насчитывается свыше 5000 разновидностей религий, различающихся по содержанию верований и формам обрядности, сложности религиозных институтов, степени регламентации жизни верующих. На одном полюсе находятся примитивные веровании австралийцев, Африки, на др. – буддизм, христианство. В одну сферу их объединяет ряд принципов (сущность, истоки).

Религия, происхождение термина и его семантика: 1. с Античности – Цицерон («О природе богов») – от лат. глагола relegere ‘снова читать, перечитывать, обдумывать, размышлять’ = тщательное обдумывание всего, относящегося к почитанию богов + подчеркивается человеческое измерение религии; 2. 3-4 вв. христианский богослов Лахтанци (?): от. лат. religare ‘связывать’, т. е. религия – связь, общение человека с богом. Оба определения отразились в современных европейских языках.

Родо-племенные формы религии: фетишизм, анимизм, магия, аниматизм, шаманизм и др.

Этно-национальные религии: иудаизм, синтаизм, индуизм (на родине буддизма Индии).

+ 3 мировые религии: буддизм (5-6 вв. (?)), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.) + конфессии (католицизм, протестантизм / шиизм, суфизм / хинаяна (хировага), махаяна, ваджероята (тантризм), ламаизм).

Религии приобретают новые формы, успешно вписываются в структуру нового мира. Возникают новые феномены: Международное общ. созн. кришны, трансцедентальная медитация, церковь сатаны (сатанизм). Появляются светские религии (культуристика, поклонение политическим вождям и др.).

В религиоведении выработан ряд концепций (интерпретаций) религий:

- Теологические (конфессиональные): религия объясняется изнутри самой себя, т. е. каждая религия дает свой вариант определения религии на основе опыта (ex. вера в единого бога, присущая любой человеческой душе, сотворенной богом, в христианстве; религия – образование особого рода, извне, внеисторическое, развивающееся по особым божественным принципам). Флоренский «Столп и утверждение истины». Онтологически: религия – жизнь нас в боге и бога в нас => феноменалистически, религия – система действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение, а спасение есть равновесие душевной жизни.

- Философские и социологические трактовки (многообразные от исходных принципов и методов самого исследования). Маркс, Энгельс: диалектико-материалистическое понимание природы, общества, человека. Религия развивается в контексте истории общества. Маркс: религия есть самосознание и самочувствие человека, который в мире еще не обрел себя, или снова себя потерял. (…) Религия – общественный феномен, обусловленный конкретными условиями. Энгельс: религия – фантастическое отражение в головах людей внешних сил, в которых земные силы принимают форму неземных (в историческом развитии объекты отражения меняются – природа, общественные силы трансформируется в соответствующие образы богов).

Эмиль Дюргейм, фр. социолог («Формы социальные и религиозные»): фактическая база = данные этнографии, исходил из принципа социологизма: общество представляет собой особую реальность, включающую социальные факты, не сводимые к экономическим, психологическим, физическим и др. Религия есть социальный факт. Нужно выяснить, из каких компонентов она состоит, какие причины ее порождают, какие функции она выполняет. Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам, отделенным, запретным. Система объединяет в одну моральную общину (=церковь) всех, кто признает верования и обряды. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, т. е. пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Дюргейм подчеркивал наличие в религии системы знаков и символов, выражающих содержание социальной жизни (*«Проблема символов…»), источником религии считал общественно-психологический процесс общения, коллективную психологию, базирующуюся на внеэкономической непроизводственной деятельности.

- Биологические концепции (порождение человеческих инстинктов, особая форма реагирования организма человека на окружающих, сред-во биологических свойств человека, к. сохраняются в любом обществе => вечность религии). Вариант концепции – трактовка фрейдизма и неофрейдизма.

Зигмунд Фрейд, австриец, применил принципы психоанализа к исследованию религии и биологизировал и натурализировал психику человека, пытался объяснить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма переносил на все общ. и объяснял религию: невроз = индивидуальная религиозность, религия = универсальный, коллективный невроз. Р. играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. «Будущее одной иллюзии»: последствия происшедших исторических процессов долгое время преследуют культуру, религия – общечеловеческий навязчивый невроз.

Юнг («Архетип и символ»): религиозные представления выступают как продукты коллективного бессознательного, а коллективное бессознательное – как базовый религиозный феномен, оно идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Религия является особой установкой человеческого ума. Юнг рассматривал динамические факторы, законы, идеалы и пр. Отсюда вывод о психологической необходимости религии (обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью).

Неофрейдисты выводят религию из бессознательных влечений, импульсов человека, рассматривая религию как коллективный навязчивый невроз.

- Психологические интерпретации. Выводят религию из психики человека, чаще индивида. Американский философ и психолог Уильям Джеймс («Многообразие религиозного опыта») объяснял религию, исходя из индивидуальной психики: под религией условимся подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержание устанавливается отношением к тому, что она почитает божеством. Религия стремится к эмоциональной сфере психики индивида. Чувства! Философские и богословские построения – вторичная надстройка. Из коллективной психики религию выводил француз, авт. «Первобытного мышления», 1930 г. Социально-ист. типам общества соответствуют и разные формы мышления (отличал первобытное мышление и мышление человека цивилизованных обществ). Имеют отношение язык, верования.

- Антропологические концепции выводят религию из природы человека как целого (т.е. единства рассудка, чувства и воли). Природа включает в себя требование религии. Общественные характеристики при этом исключаются. Представитель – Людвиг Фейербах, «Антропологический принцип в философии». ЛФ рассматривает религию как отражение человеческого бытия: не бог создал человека, а человек создал бога по своему образу и подобию.

- Расширительные концепции интерпретации религии любое общественное представление или действие объявляют религиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.