Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие функционального состояния и значение его изучения

Чаще всего функциональное состояние (ФС) определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность.

Согласно эргономическому определению ФС – такое состояние организма человека, которое оценивается по результатам трудовой и профессиональной деятельности.

Психофизиологический подход к определению функциональных состояний опирается на представление о существовании модулирующих систем мозга. Эти системы активируют или тормозят работу других отделов мозга. Модулирующие системы включает в себя структуры разного уровня: ретикулярную формацию ствола и таламуса, неспецифические таламические ядра, лимбическую систему.

Функциональные состояния человека различаются степенью активности его функциональных систем (функциональным уровнем). В связи с этим можно говорить о состояниях покоя и деятельностных (рабочих) функциональных состояниях. Последние изменяются в процессе работы человека, в связи с чем выделяют фазы изменения работоспособности: предстартовую, стартовую, врабатывания, устойчивой работоспособности, утомления и восстановления (Ильин Е.П., 2005).

Наиболее высокие результаты деятельности достигаются при активации нервной системы на уровне оптимального функционального состояния. Возможность оптимизировать обучение детей за счет управления их состоянием была исследована К. Мангиной (1989). Он показал, что успевающие дети работают в определенном (оптимальном) коридоре функциональных состояний. Проводя контроль электрической активности кожи и изменяя ФС, он ускорил у детей с задержкой развития формирование ряда когнитивных навыков и повысил их успеваемость в школе. Данные, свидетельствующие о зависимости обучения от модулирующих влияний, позволяют говорить о трех факторах, которые необходимы для ассоциативного обучения: наличии условного сигнала, подкрепления и активирующих модулирующих влияний (Александров Ю.И., 2001).

Изменения функционального состояния центральной нервной системы и сопутствующие им изменения эмоционального состояния человека являются наиболее чувствительными показателями для оценки уровня работы систем психофизиологической адаптации. В связи с этим показатели, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы, уровень психоэмоционального напряжения, направленность характеристик вегетативной активации необходимо использовать при проведении мониторинговых исследований, направленных на раннюю диагностику донозологических нарушений в состоянии здоровья людей (Данилова Н.Н., 1998; Александровский Ю.А., 2000).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиология школьных трудностей | Модулирующие системы мозга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.