Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие биологических ритмов и значение их изучения




Роль фронто-таламической регуляторной системы (ФТС) в развитии познавательной деятельности. Проявления незрелости фронто-таламической систему детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Фронто-таламическая регуляторная система мозга включает префронтальные отделы коры, медиодорзальное ядро таламуса и связи между ними. Обеспечивает возможность программирования, избирательной регуляции и контроля за осуществлением деятельности.

Функции фронто-таламической системы:

-Торможение импульсивных реакций;

-Переключение с одного элемента действия на другой;

-Переключение с одной программы деятельности на другую;

-Устойчивое удержание программы в условиях шума;

-Усвоение алгоритмов деятельности;

-Создание плана (стратегии деятельности);

-Контроль за выполнением своих действий;

-Рабочая память;

-Произвольное (эндогенное) внимание.

Роль фронто-таламической регуляторной системы (ФТС) в развитии познавательной деятельности

ФТС – система, включающая префронтальные отделы коры головного мозга, медиодорзальные ядра таламуса и связи между ними. Эта система созревает достаточно поздно в онтогенезе (МД – к 7 годам, ПФК – примерно к 16). Основная физиологическая функция ФТС – избирательная активация корковых областей в соответствии с поставленной задачей.

До 6-7-летнего возраста незрелость корково-подкорковых взаимодействий в ФТС является нормальной и встречается у большинства здоровых детей. К 6-7 годам электрофизиологические признаки незрелости этой системы у нормально развивающихся детей исчезают.

На уровне реализации психических функций ФТС отвечает за возможности произвольной регуляции деятельности. Незрелость ФТС в 7-8 лет приводит к дефициту этих процессов.

При незрелости ФТС у ребенка несовершенными оказываются процессы программирования, избирательной регуляции и контроля, что проявляется в виде:

1) Нарушения процессов избирательной регуляции действий: импульсивных реакций, трудностей переключения с одного элемента действия на другой и с одного способа действия на другой, снижения устойчивости программы деятельности под влиянием любых внешних и внутренних воздействий;

При обучении это часто проявляется в виде:

-«Случайных», «глупых», «невнимательных» ошибок;

-Не соблюдения правил при письме (пишу как слышу);

-Угадывающего чтения.

-Персевераций или антиципаций букв (убул вместо убил), повторов слов при письме;

-Прямого переноса предыдущего способа действия (по аналогии) на новое задание. Например, если ребенок решил 3 примера на сложение, а в четвертом надо вычитать, он может по инерции снова сложить.

В поведении это может проявляться в виде:

-гиперактивности с дефицитом внимания, когда гиперактивность является результатом импульсивных реакций, повышенной откликаемости ребенка;

-нарушения правил поведения при их знании:

выкриков с места, например;

-восприятия в первую очередь эмоционального содержания сообщения, а не его познавательного смысла;

-сужения сферы интересов, компьютерной и телевизионной зависимости;

2) В виде трудностей планирования деятельности:

-ошибок усвоения программы действий;

-трудностей создания стратегии деятельности при решении задач, не имеющих однозначного способа решения;

Незрелость ФТС также проявляется в трудностях усвоения и использования знаковых систем и способов опосредования действий. В результате речь не исполняет свою регулирующую функцию.

1. Дети с НФТС недостаточно хорошо принимают помощь со стороны взрослого, не могут ей воспользоваться по назначению.

2. Попытки их самостоятельной речевой регуляции действий могут приводить не к улучшению, а к ухудшению выполнения за счет неустойчивости основной программы.

Рисунки детей с НФТС отличаются схематичностью, бедностью существенными для узнавания деталями, высокой степенью отклонений от инструкции (вместо предметов дети рисуют, например, геометрические фигуры).

9-10 лет является критическим этапом в созревании фронто-таламической регуляторной системы. В этом возрасте незрелость может исчезнуть, а может и сохраниться. Это во многом зависит от выраженности первоначальных изменений.

 

С естественными колебаниями фоновой активности ЦНС и других физиологических процессов, происходящих в организме связано понятие биологических ритмов. Биологические ритмы – циклические (суточные, сезонные и др.) колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды. Биологические ритмы характеризуются: периодом (частотой), амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

Для обозначения суточных ритмов, близких к 24-часовым, Франц Халберг из университета Миннесоты ввел термин «циркадные» (от греческих слов «circa» – около, и «dies» – день; наравне употребляется и термин «циркадианные»). Основные ритмы у растений и животных – циркадные.

Рассогласование биологических ритмов называется десинхронозом. Существует тесная связь между состоянием здоровья и биоритмологическим типом человека.

Как показали психофизиологические исследования, для «жаворонков» более характерен внутренний десинхроноз, создающий предпосылки для возникновения у них состояния предболезни и даже болезни. Это указывает на то, что «жаворонки» обладают невысокой устойчивостью к различным социальным нагрузкам. В то же время «совы» склонны избегать фрустрирующих факторов, что в совокупности с низким уровнем симпатического возбуждения позволяет им формировать более оптимальные реакции организма на воздействие различных факторов среды. «Совы» легче переносят перегрузки, способны быстро восстанавливать исходный функциональный уровень (Рыбаков В.П., 2001).

В Кишиневе был проведен эксперимент: студентов протестировали для выявления их хронотипа и расселили по комнатам «сов» вместе с «совами», «жаворонков» – с «жаворонками», «голубей» – с «голубями». Успеваемость значительно повысилась (Шапошникова В.И., 1991).

Практически любое заболевание человека сопровождается десинхронозом. Оранский И.Е. (1988) и Заславская P.M. (1991, 2000) показали, что достаточно часто десинхроноз возникает еще до развития клинических симптомов заболевания, являясь первым признаком надвигающейся болезни. Поэтому исследование суточных ритмов организма – надежный способ ранней диагностики заболеваний, позволяющий на 1-4 дня раньше выявить преморбидное состояние. По мере развития болезни в 100% случаев изменяются основные параметры суточного ритма (амплитуда, фаза, мезор), и лишь период перестраивается реже (примерно у половины больных).

Основным признаком десинхроноза является фазовое рассогласование отдельных фаз циркадианных ритмов, в связи с чем, рассинхронизированные ритмы со временем непрерывно смещаются по фазе относительно каждого из них. Поэтому в ряду последовательных суток можно зарегистрировать, что сон или период активности будут приходиться на разные фазы температурного ритма, хотя в норме наиболее продолжительный сон приходится на время температуры тела. Ритм температуры является самым инертным.

Рядом исследователей было показано, что анализ структуры биологических ритмов позволяет диагностировать состояние предболезни. По данным P.M. Заславской (1991), у 20 % практически здоровых людей имеется внутреннее и внешнее рассогласование суточных ритмов параметров кровообращения. Это выражается в появлении ночного, отличающегося от нормы типа ритмов артериального давления, частоты сердечных сокращений и др. Ночное повышение уровня двух и более параметров кровообращения расценивается как явление патологической синхронизации суточных ритмов. Этот факт служит ранним диагностическим критерием наличия функциональной патологии сердечно-сосудистой системы, который свидетельствует о нарушении механизмов регуляции суточной ритмики функции данной системы.

Исследование дневной динамики умственной работоспособности, краткосрочной слуховой и зрительной памяти и ряда вегетативных показателей жизнедеятельности организма, показали, что лишь 20-50% учащихся 2-7-х классов, обучающихся в первую смену, обладают оптимальной временной организацией циркадианной системы. В то же время, 50-80% школьников имеют внешний хронический десинхроноз с временем школьной нагрузки.

Наличие хронического десинхроноза у школьников, относящихся к условно-вечернему типу или имеющих преимущественно вечерние варианты кривых умственной работоспособности, но занимающихся в первую смену, должно сказаться и на состоянии их здоровья. Действительно, несоответствие времени обучения биоритмологическому профилю у учащихся 6-х и 8-х классов сопровождается резким увеличением заболеваемости. По данным Ковешниковой И.И. (1991), количество дней, пропущенных по болезни, у детей условно-вечернего типа было в 4,2 раза больше, чем у детей условно-утреннего типа.

Низкие величины индивидуальной минуты выявлены также у людей с проявлениями напряжения адаптации и особенно с начальными признаками срыва адаптации, у лиц со стойкими системно-деструктивными расстройствами (онкология, ишемическая болезнь сердца). Другими словами, нарастание тревожности ведет, как правило, к укорочению индивидуальной минуты, переоценке времени (Рыбаков В.П., 2001; Рыбаков В.П., Орлова Н.И. и соавт., 2001).

Жаворонки – ранние пташки. Совы предпочитают вторую половину суток. Есть еще счастливчики-голуби, которым все равно, когда работать и отдыхать. К сожалению, школа жестко ломает природный хронотип ребенка. Она вся построена под левополушарных жаворонков.

Жаворонок рано и легко просыпается. Первый пик интеллектуальной активности приходится у него на 6.30. Он бодро приходит в школу и хорошо работает на первых четырех-пяти уроках. К полудню наступает спад, а к 17.00, когда надо делать уроки, – снова подъем, который заканчивается к 19.00. И в 21 час жаворонок уже готов ложиться спать. Главная проблема жаворонка – не учиться во вторую смену.

А временной график совы идет вразрез со школьным устройством. Ребенок-сова с трудом продирает глаза и почти без завтрака бредет, не приходя в сознание, в школу. Первые проявления активности наступают только в половине одиннадцатого утра, когда большая часть уроков прошла (мимо?). Потом активность падает, и минимум ее приходится на 17.00, когда все приличные ученики делают домашнее задание. А сова на все вопросы родителей вяло отвечает, что им ничего не задали. И твердо стоит на своем… до девяти вечера, когда в приливе бодрости вспоминает, что очень даже задали, и по всем шести предметам. В семье объявляют экстренную мобилизацию: все брошены на выполнение домашней работы, включая полусонную сестру-жаворонка и самого главного героя, который быстро и энергично справляется с заданиями. А все потому, что у него наступил второй пик активности, который будет продолжаться до двух часов ночи. И если сову не отправить спать, разгуляется и будет полуночничать.

Рассчитывать на разное расписание для сов и жаворонков, наверное, наивно. Но можно хотя бы учитывать их особенности, планируя время опроса. Так, из всех ошибок, сделанных совами, около 70% приходится на первый урок, а вот на третьем-четвертом уроке они делают только 30%.

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

- Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

- Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

- Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года.

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

- не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.


 

Лекция 4. Развитие эмоционального анализатора в онтогенезе. Стресс и вопросы психофизиологической адаптации детей и подростков

Эмоциональный анализатор. Детекторная теория эмоций. Понятие стресса, его виды и значение. Психофизиологические изменения в организме, вызываемые стрессом. Общий адаптационный синдром. Возрастные аспекты эмоций. Реакция на воздействие стрессовых факторов у детей и подростков в разные возрастные периоды. Психофизиологические методы оценки состояния эмоциональной сферы детей и подростков

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.