Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочно-исследовательское поведение с точки зрения психофизиологии




Системная психофизиология научения

Возможные молекулярные механизмы научения

После опытов Хидена по выявлению роли РНК в процессах памяти появились работы, изучавшие роль РНК в процессах обучения. Так, была показана связь обучения с ростом синтеза ядерной и цитоплазматйческой РНК во многих структурах мозга, а также обнаружено, что введении РНК-азы (у крыс и кроликов) приводит к утрате выработанных и к затруднению в образовании новых условных рефлексов (Бродский). Впоследствии было показано, что фиксация приобретенной информации связана не с РНК, а с ДНК, с ее немутационными изменениями.

В результате биохимических преобразований возникают трансформации в синоптическом аппарате: либо происходит увеличение удельного веса активных синапсов при сохранении общего числа синапсов постоянным (функциональная гипотеза), либо образуются дополнительно новые синапсы (структурная гипотеза).

С позиции функциональной системы Анохина важную роль в процессе обучения и в результате научения играют имотивационные аспекты, и принцип доминанты, и вопросы целеположения и принятия решения, и выработка программы действия и прогнозирование результата, и систему обратной афферентации и эффект сличения результата действия с прогнозом.

Так, совершенно необходимо для успешного научения, чтобы доминирующая мотивация совпадала с целью обучения, в противном случае научение будет тормозиться. Необходимо, по Павлову, чтобы подкрепление при обучении было более значимым, чем условный сигнал (закон эффекта, по Торндайку; принцип доминанты, по Ухтомскому), в противном случае обучение будет блокировано. Необходимо, чтобы акцептор результатов действия имел возможность в случае несовпадения реального результата с ожидаемым подстраивать систему, иначе она окажется разбалансированной, и обучение будет затруднено.

Как уже говорилось выше, существенную роль в процессах научения играют специфические «обучающиеся» нейроны новизны и тождества, обнаруженные практически на всех этажах головного мозга, но имеющие наибольший удельный вес (до 80%) в структурах архипалеокортекса – в гиппокампе и миндалевидном комплексе. Эти нейроны не просто участвуют в обучении, обеспечивая негативную либо позитивную память, а с их помощью мозг может прогнозировать вероятность событий (Алейникова).

Ориентировочную реакцию как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения.

Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации.

П.В. Симонов (1993) относит ее к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида. На основе ориентировочно-исследовательского подкрепления (получения новой информации) возможна выработка самых различных условных инструментальных рефлексов у животных.

Согласно Д. Берлайну, существуют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения:

1) дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Берлайн называет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, разноправленным исследованием;

2) исследовательская деятельность побуждается неопределенностью ранее полученной информации. Это стимулирует особую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Ее цель – получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.