Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тормозная диаграмма и тормозной путь автомобиля




Поскольку мгновенной оценки ситуации произвести невозможно, водителю требуется некоторое время , чтобы осознать происходящее и принять решение на выполнение действия. Величина этого временного промежутка называется временем психической реакции водителя.

Она зависит от многих факторов личностного характера: внимательности, степени готовности к действию, степени утомления водителя, состояния его здоровья, типа нервной организации.

Кроме того, необходимо некоторое время для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза и начала давления на педаль тормоза. Это время называют временем физической реакции водителя. Суммарное время называется временем реакции водителя. По статистическим данным время реакции водителя составляет 0,3...1,8 секунды.

При начале воздействия на педаль, тормозная система автомобиля получает сигнал торможения. Однако, торможение еще не происходит и автомобиль продолжает двигаться с той же скоростью . В это время происходит выбор зазоров в приводе и тормозных колесных механизмах, подготовка к действию аппаратов, открытие сечений в клапанах, преодоление усилий различных пружин и т.д. Это время называется временем запаздывания срабатывания тормозной системы.

Обозначим это время . Его длительность зависит от типа тормозного привода и составляет:

для гидравлического привода =0,05...0,2 секунды;

для пневматического привода =0,4...0,7 секунды.

После подготовки к действию, начинают работать тормозные механизмы, однако действие их также не мгновенно, т.к. до достижения наибольшего замедления проходит некоторое время, которое обозначим время нарастания замедления. Время нарастания замедления зависит от темпа приведения в действие тормозной педали, а также от типа привода. Так, для гидравлического привода =0,20...0,35 для пневматического привода =0,3...0,7 секунды.

Сумма времен называют временем срабатывания.

При достижении наибольшего замедления его величина остается неизменной (это обеспечивается постоянным усилием на педали и неизменными условиями по сцеплению). Такое замедление называется установившимся. В основном за это время происходит преобразование кинетической энергии движущегося тела в тепловую и рассеивание ее в пространстве. Торможение с установившемся замедлением продолжается в течении промежутка времени . Величина этого промежутка зависит от начальной скорости и интенсивности торможения, характеризуемого величиной замедления .

В конце торможения замедление перестает быть постоянным и падает до нуля, т.к. водитель уменьшает усилие на тормозной педали и рабочее тело в приводе теряет давление. Это время называется временем растормаживания. Обозначим его . Величина этого промежутка колеблется в пределах = 0,1...0,3 секунды.

Сумма величин называется временем торможения, т.е. это интервал времени от начала торможения до конца торможения. Концом торможения называется момент времени, в который происходит полное исчезновение искусственного сопротивления движению или остановка автомобиля.

Различают также т.н. остановочное время, представляющее собой сумму . В этом случае величина его зависит не только от конструктивных особенностей и состояния тормозной системы автомобиля, но также от субъективных данных водителя, его психофизических возможностей в данный момент.

Графически процесс торможения может быть иллюстрирован так называемой тормозной диаграммой (рис.1), показывающей протекание кривой замедления, действующего на автомобиль, во времени. Для анализа процесса торможения тормозную диаграмму иногда дополняют зависимостью (рис.2).

При испытаниях на стенде вместо замедления иногда фиксируют тормозную силу .

На тормозной диаграмме начало координат соответствует моменту, в который водитель обнаружил перед движущимся автомобилем препятствие.

 

Рис.1. Тормозная диаграмма автомобиля

 

Далее по оси отложены отрезки времени и , после которых начинает увеличиваться замедление называемое возникновением и ростом тормозной силы. Этот процесс изображается на отрезке времени нарастания замедления. При достижении установившегося замедления дальнейший рост замедления прекращается. Это связано с возможностями реализации тормозной силы условиями сцепления колес с дорогой. На отрезке величина замедления не изменяется.

Рис.2. Изменение скорости при торможении

 

Интервалом времени, составляющим в сумме время торможения, соответствуют и отрезки пути, проходимые автомобилем при торможении.

Тормозным путем называется расстояние, проходимое автомобилем с начала до конца торможения. При полном торможении

(1)

где - путь, проходимый автомобилем за время запаздывания торможения;

- путь, проходимый автомобилем за время нарастания замедления;

- путь, проходимый за время установившегося замедления.

Во многих случаях для оценки возможности остановки автомобиля водителем после обнаружения препятствия определяют остановочный путь.

(2)

где - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя.

Остановочный путь характеризует не только конструктивные особенности машины и режим ее торможения, но и систему «водитель-автомобиль»и зависит от субъективных качеств водителя.

 

Расчет тормозного пути автомобиля

На практике, при разборе дорожно-транспортного происшествия работники технической экспертизы, исследовав обстоятельства происшествия, выносят свое решение о возможной скорости движения автотранспортного средства, о степени вины водителя в указанном происшествии. Офицерам-автомобилистам может быть поручено участие в работе технической экспертизы и поэтому для будущих автомобилистов представляет интерес вопрос о расчетном определении тормозного и остановочного пути автомобиля.

Для расчетного определения тормозного (и соответственно остановочного) пути производят расчет составляющих отдельных элементов.

Наибольший интерес представляет вопрос определения тормозного и остановочного пути при экстренном торможении до полной остановки.

Путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя находится по формуле:

(3)

где - скорость перед торможением (начальная скорость);

- время реакции водителя; в практических расчетах принимают = 0.8 с.

Аналогично путь, проходимый автомобилем за время запаздывания торможения может быть определен:

(4)

где - время запаздывания торможения; в практических расчетах можно принимать = 0,2 с, для гидравлического привода и =0,6 с для пневматического привода тормозов.

Несколько сложнее определить путь, проходимый автомобилем за время, когда замедление нарастает от нуля до установившегося значения.

Несколько сложнее определить путь, проходимый автомобилем за время, когда замедление нарастает от нуля до установившегося значения.

Для определения пути, если имеет выражение замедления необходимо дважды интегрировать указанное выражение по переменной. Покажем ход указанных действий.

Поскольку принято, что замедление на участке изменяется по линейному закону и в конце участка достигает величины , можно записать, что текущее значение величины замедления определяется формулой:

(5)

где - установившееся (при экстренном торможении максимальное) замедление;

- время нарастания замедления (0,2 с – для гидравлического и 0.6 с для пневматического привода тормозов);

- текущее значение времени от начала замедления.

Знак «минус» перед выражением берется потому, что имеет место отрицательное ускорение (замедление).

С другой стороны значение может быть охарактеризовано как и тогда справедливо, что бесконечно малое изменение скорости может быть найдено .

Проинтегрируем указанное упражнение для нахождения аналитического выражения величины скорости в любой момент этапа .

Для этого подставим в формулу значение

(6)

Для определения значения постоянной интегрирования подставим известные нам начальные условия: при =0, .

Таким образом, получим:

т.е.

Отсюда

(7)

Указанное выражение дает аналитическое значение для вычисления скорости в любое мгновение отрезка времени .

Задаваясь значением . т.е. в конце периода можем узнать величину скорости в конце этого периода

(8)

Поскольку скорость может быть определена как:

, то

Поскольку выражение скорости в текущий момент известно,

Проинтегрировав указанное выражение на участке , получим аналитическое выражение для расчета величины пути за период времени .

(9)

Задаваясь значением , можем получить численное значение отрезка пути, пройденного автомобилем в период времени увеличения замедления:

(10)

Зная величины , и , вычисляем значения .

Определим теперь путь, проходящий автомобилем, за период, когда установилось постоянное замедление.

Путь автомобиля за время определяется из условия равенства кинетической энергии автомобиля, обладающего скоростью и работы тормозных сил на длине участка . Другими словами:

(11)

где - сумма всех тормозных сил.

В соответствии c законами механики

Приравнивая правую и левую части уравнения, получим:

(12)

Используем указанную зависимость для вычисления пути автомобиля, проходимого до остановки за период действия постоянного установившегося замедления, подставив вместо параметра его выражение через начальную скорость и величину установившегося замедления .

Указанное выражение определяет также и путь автомобиля при блокировке колес. Иногда его называют «путь юза». Зная его величину по длине следа на опорной поверхности и величину коэффициента сцепления шин с данным видом покрытия, легко сосчитать начальную скорость транспортного средства перед торможением, приняв соответствующее время нарастания замедления .

Теперь, зная все компоненты тормозного и остановочного пути, можно узнать его величину, суммируя отрезки:

Соответственно для вычисления тормозного пути:

(15)

В этих формулах скорость принята в м/с, время в секундах, замедление в м/с2.

Если в формулу подставить значения скорости в км/ч и считать, что при блокировке колес , то формулы остановочного и тормозного пути примут вид:

(16)

(17)

Эти формулы известны в литературе как формулы проф. Н.А. Бухарина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.