Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА Проходимость АТС

Определение понятия «проходимость» АТС. Оценочные показатели проходимости. Профильная проходимость. Дорожный просвет. Передний и задний углы свеса. Продольный радиус проходимости. Поперечный радиус проходимости. Радиус поворота. Глубина брода. Преодоление порогового препятствия. Опорно-сцепная проходимость. Съемные устройства для повышения проходимости.

Проходимость – способность АТС транспортировать грузы и пассажиров в тяжелых дорожных условиях. Потеря проходимости – застревание – прекращение движения. По этому свойству АТС принято подразделять на три категории:

1) АТС ограниченной проходимости – типа: 4´2; 6´2; 6´4; 8´4;

2) АТС повышенной проходимости, имеющие привод на все колеса, наличие дополнительной раздаточной коробки, использующие шины пониженного или регулируемого давления; (иногда имеют блокируемые дифференциалы или лебедки);

3) АТС высокой проходимости. Таковые создаются специально для работы в условиях бездорожья. Способны преодолевать препятствия в виде канав, уступов, крутых подъемов.

Препятствия различают по:

- профилю местности;

- слабой несущей способности опорной поверхности.

В связи с чем проходимость АТС подразделяют также на:

- профильную;

- опорно-сцепную.

Профильная проходимость зависит от компоновки АТС и оценивается геометрическими параметрами при полной его загрузке в соответствии с ГОСТ 22653 по следующим параметрам:

 

1 Дорожный просвет (клиренс - h) – расстояние от опорной поверхности до наиболее низкой точки АТС, расположенной между колесами

2 Угол переднего gпер - (заднего - gзадн ) свеса – угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружности передних (задних) колес и проходящей через конечную (·) контура передней (задней) части АТС.

3 Продольный радиус проходимости- RB радиус цилиндра, касательного к окружностям, описанным свободными радиусами соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящего через нижнюю точку нижнего контура АТС.

4 Наибольший угол преодолеваемого подъема – i – угол подъема, имеющего протяженность не менее двукратной длины АТС, и ровную поверхность, преодолеваемый автомобилем без использования инерции.

5 Наибольший угол преодолеваемого косогора – при движении АТС по ровному косогору без бокового скольжения колес более чем на ширину профиля шины.(не нормирован стандартами)

Тип автомобиля Параметр    
h мм gпер. град gзадн. град RL м RB м i град/ %
легковой 150…220 20…30 15…20 3…8   14/25
автобус 220…300 10…40 6…20 4…9   Ò
грузовые обычные 240…300 40…60 25…45 2,5…6    
грузовые выс. проход. 400…500 60…70 50…60     27/35

 

Радиусы поворота или радиусы горизонтальной проходимости АТС.

Являются параметрами, определяющими ширину дороги на повороте и максимальную ее кривизну. Средний радиус поворота может быть определен из выражения:

R=Lctga+0,5B2,

где a – угол поворота внутреннего переднего колеса; B2 - колея задних колес;

L - база автомобиля.

Максимальная глубина преодолеваемого брода зависит от конструктивных параметров автомобиля. Для увеличения глубины преодолеваемого брода срезы всасывающих и выхлопных патрубков стремятся расположить как можно выше, а генераторы, стартеры приборы системы зажигания конструируют во влаго – брызгозащитном исполнении, картеры задних мостов и КПП герметизируют; колесные тормоза герметизируют или обеспечивают свободный слив влаги из рабочих пространств, чтобы АТС могли преодолевать брод глубиной до 1,6…1,8 м.

Преодоление препятствий.

Опорно-сцепная проходимость

Положение ведомого колеса при преодолении препятствия прямоугольной формы )

h=r(1- GK/ √(G2K+T2)), где

T=FT Ñ FK ÑFB Ñ FП ÑFИ ; чем больше радиус колеса, тем выше преодолеваемое препятствие – h.

Опорно – сцепная проходимость АТС зависит от эффективности использования несущих свойств грунта, что опредляется главным образом конструктивными параметрами движителя и трансмиссии.

Механические свойства грунта – сопротивление сжатию, срезу и сдвигу в немалой степени определяют опорно-сцепные свойства грунта, осуществляющиеся за счет взаимного сцепления частиц грунта.

Окружная сила определяется площадью контакта колеса с опорной поверхностью и высотой грунтозацепов.

При движении по несвязным (песчаным) грунтам максимальная окружная зависит от внутреннего трения частиц грунта. Грунтозацепы при этом отрицательно воздействуют на условия движения АТС, т.к.они, разрушая поверхностный слой при пробуксовывании, удаляют грунт из зоны контакта, увеличивая тем самым глубину колеи. Поэтому наилучшей проходимостью. по таким грунтом, обладают пневмошины с низким давлением воздуха и грунтозацепами малой высоты.

Сравнительная оценка проходимости по конструктивным параметрам АТС Методика сравнительной оценки проходимости АТС основана на рассмотрении конструктивных параметров и показателей без непосредственного рассмотрения грунтовых условий. Всего выделено 12 параметров и показателей:

1 – минимальное удельное давление на грунт - рmin , кПа;

2 – дорожный просвет – h, см;

3 – коэффициент насыщенности протектора - kн;

4 – высота грунтозацепов - Δпр, см;

5 – коэффициент сцепной массы - kφ;

6 – коэффициент блокировки дифференциала ведущих колес – λ;

7 – динамический фактор - Dmax;

8 – удельная мощность – Nуд, кВт/т;

9 – свободный радиус колеса – rс, м;

10 – угол переднего свеса – γпер, °;

11 – угол заднего свеса – γзад., °;

12 – продольный радиус проходимости – RВ, м

Обобщенный сравнительный показатель проходимости:

Пср = kв1 рmin + kв2 h + kв3 kн + kв4 Δпр + kв5 kφ + kв6 λ + kв7 Dmax + kв8 Nуд, + kв9 rс, + kв10 γпер + kв11 γзад + kв12 RВ, где kвi - -коэффициент весомости параметров (определяется на основе экспертного метода).

Наиболее высокой проходимостью обладает автомобиль «УралАЗ - 375», а наименьшей «ГАЗ - -53», что соответствует и опыту эксплуатации.

 

Параметр, ед. измерен. Коэф.весом kвi ГАЗ ЗИЛ УАЗ ГАЗ ЗИЛ УралАЗ КрАЗ 255Б
рmin, кПа 0,12              
h, см 0,15              
kн 0,08 0,65 0,65 0,45 0,42 0,44 0,39 0,42
Δпр, см 0,07       21,5
kφ 0,15 0,75 0,73 1,0
λ 0,05 1,0 4,0 1,0
Dmax 0,1 0,32 0,32 0,72 0,67 0,78 0,47 0,62
Nуд, кВт/т 0,07 13,2   22,4 14,2 10,6 10,1 9,0
rс, м 0,08              
γпер 0,05              
γзад. 0,04              
RВ, м 0,04 3,2 3,2 1,8 3,94 4,9 4,47 5,6
Пср - 0,54 0,57 0,75 0,81 0,82 0,87 0,77

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на плавность хода колесных машин | Вегетативная нервная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.