Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведение специальной операции

После объявление решения руководитель специальной операции принимает активное участие в ведении переговоров с представителями толпы (согласительной группой)

Если преступление направлено против органов внутренних дел, он обязан:

- внимательно выслушать претензии, дать разъяснения, а по вопросам, требующим более глубокой проверки (изучения), сообщить, когда и каким образом результаты будут доведены до населения;

- если это не встретит понимания, предложить выделить новую группу лиц (либо дополнит прежнюю) для ведения переговоров с целью нахождения приемлемых решений;

- провести последовательное рассмотрение всех претензий к органам внутренних дел, обосновать неприемлемость выдвигаемых претензий, добиться решения всех вопросов на основании действующих законов;

- поручить одному из организаторов акции сообщить о результатах переговоров и в дельнейшем отстаивать принятые решения;

- при положительной реакции толпы сообщить, когда и как будет сообщено о выполнении договоренностей;

- при отрицательной реакции толпы на результаты переговоров предложить выдвинуть другую группу (включить лиц, выступающих против достигнутых договоренностей) и провести переговоры с этой группой, убедить в неправомерности их требований, после чего сообщить о приемлемости предыдущих договоренностей и предложить собравшимся разойтись.

- Если выступление не направлено против органов внутренних дел, руководитель специальной операции обязан:

- Обеспечить безопасность лиц, уполномоченный главой администрации (руководителя органа исполнительной власти) вести переговоры;

- Обеспечить лиц ведущих переговоры, средствами усиления речи;

- лично призвать толпу к недопущению противоправных действий, сохранению спокойствия;

- при необходимости предупредить правонарушителей о возможности ответственности за их действия, предложить толпе разойтись предупредить,через какое время органы внутренних дел будут вынуждены предпринять силовые действия против нарушителей общественного порядка и безопасности.

Если переговоры не дали положительных результатов и толпа пытается прорваться на объект с применением силы, руководитель специальной операции принимает решение на проведение силовых действий и докладывает об этом главе местной администрации (руководителю органа исполнительной власти) и прокурору, после получения санкций дает команду (сигнал) группам силовых действий «приступить к выполнению задачи».

Возможны следующие способы действия групп оперативного построения: бесконтактные (вытеснение толпы из района массовых беспорядков с помощью специальных средств), контактные и смешанные. (Приложения № 7, 8, 9). Они включают в себя вытеснение толпы (поршневой), рассечение (разделение) толпы на части, отделение наиболее активной части участников массовых беспорядков от остальной части с последующим рассредоточением пассивных участников, непосредственное рассеивание участников массовых беспорядков (небольшой толпы).

С началом силовых действий руководитель специальной операции лично контролирует ход выполнения задач группами блокирования, рассредоточения, изъятия, применения специальных средств, принимает доклады об обстановке и ходе выполнения задач другими группами.

При приближении толпы к рубежу оцепления руководитель операции обязан принять меры к бесконтактному воздействию на толпу с целью ее остановки и рассредоточения. Для этого личному составу группы оцепления может быть поставлена задача установить средства принудительной остановки автомобилей («Диана», «Еж» и др.), если они применяются в качестве тарана и использовать средства остановки людей («Спираль», «жидкое мыло» и др.); группе применения специальных средств («Заря», «облако», «Черемуха-6», «Сирень», водометные спец автомобили «Лавина» и др.) и личному составу, вооруженному карабинами КС-23 для отстрела патронов с резиновыми пулями, создать перед толпой рубеж газовых, водных и других препятствий. Действия этих сил и средств должны быть обеспечены поддержкой силами групп прикрытия, рассредоточения и изъятия, экипированных средствами индивидуальной защиты и активной обороны.

После того, как толпа будет остановлена, руководитель операции усиливает активное воздействие на нее специальными средствами. С началом отхода и прекращения противоправных действий применяются специальные средства на направлениях ее движения и рассредоточения в зависимости от обстановки. Для ускорения рассредоточения толпы задействуются личный состав групп оцепления, рассредоточения и изъятия

В случае возможного прорыва экстремистски настроенной толпы предусматриваются пути отхода сил с первого рубежа (рубежей) в зависимости от условий проведения операции.

При использовании организаторами массовых беспорядков женщин и несовершеннолетних детей, лиц пожилого возраста в качестве прикрытия противоправных действий экстремистски настроенной части толпы (прорыв рубежа прикрытия, нападение на сотрудников ОВД или ВВ, обеспечивающих общественный порядок и т.п.) руководитель операции осуществляет силами группы (групп) рассредоточения фланговый охват рядов с указанием категорий граждан с последующим оттеснением к установленным местам прохода через рубеж перекрытия, после чего сама отходит за рубеж прикрытия.

Силами групп оцепления, изъятия и конвоирования изымаются и задерживаются прорвавшиеся с ними мужчины, после чего силами групп конвоирования они направляются в места разбирательства с задержанными (фильтрационный пункт), а женщины, несовершеннолетние дети и лица пожилого возраста, если они не совершили противоправных действий, направляются за границу района проведения операции.

Если все перечисленные выше действия не привели к остановке толпы и ее рассредоточению, руководитель принимает меры по контактному воздействию на толпу (приложение № 8).

По команде (сигналу) руководителя специальной операции группа рассредоточения с исходных рубежей начинает движение в намеченных направлениях, рассекая толпу на части.

При необходимости в состав группы включают пожарные, водометные автомобили и бронетранспортеры.

По достижении колонной рубежа встречи или конечного рубежа, выполнив ближайшую задачу, группа делится на две части и выполняя дальнейшую задачу, вытесняет толпу в намеченных направлениях.

Для оказания помощи группам рассредоточения в образовавшееся пространство («коридор») могут вводиться резервы.

Группа блокирования с исходных рубежей начинает движение в намеченных направлениях и рассекает толпу на части. По достижении колонной установленных рубежей группа останавливается и блокирует наиболее активных участников беспорядков, обеспечивая действия группы изъятия и конвоирования, которые изымают из толпы зачинщиков, наиболее активных участников и конвоирует их на фильтрационный пункт для разбирательства.

При необходимости и в соответствии с замыслом специальной операции группа блокирования может действовать совместно с группой рассредоточения (в единой колонне) при выполнении ближайшей задачи, то есть отделении активных участников от толпы с последующим их блокированием.

В случае резких изменений в обстановки, угрожающих срывом, выполнения задач, руководитель специальной операции выслушивает предложения заместителей (начальников групп), принимает решения об уточнение задач или способов их выполнения.

При остановке (замедлении) движение групп блокирования, рассредоточение средоточения вследствие противодействия наиболее активной части толпы – руководитель специальной операции обязан принять решение и отдать распоряжения: об усилении психологического воздействия, применения резиновых палок, слезоточивых газов и водометов, изменений направления движения групп в обход оказывающих сопротивление правонарушителей, выравнивание рубежей групп блокирования и рассредоточения

При прорыве через рубеж оцепления больших групп нарушителей и угрозе значительного увеличения численности толпы руководитель специальной операции отдает распоряжение о закрытии образовавшихся брешей силами резерва группы, оцепления и применении в этих целях транспортных средств. Для недопущения скопления граждан на доступах к рубежу оцепления, группы патрулирования переходят на выполнение задач укрупненными нарядами.

При применении активными участниками массовых беспорядков бутылок (других емкостей) с зажигательной смесью против личного состава группы охраны (других групп) осуществляется защита личного состава щитами, тушение обмундирования, снаряжения и эвакуация пострадавших для оказания медицинской помощи, документирование применения зажигательных смесей преступниками и их задержание.

При применении правонарушителями огнестрельного оружия руководитель специальной операции принимает решение и отдает распоряжения об организации защиты личного состава с использованием защитных свойств местности, местных предметов, автомобильной и другой техники, о создании из резерва группы захвата на боевой технике для задержания правонарушителей, применяющих оружие, об медицинской помощи раненым,эвакуации пострадавших.

В случае крайней необходимости, когда другими средствами не представляется возможным пресечь применение преступниками огнестрельного оружия, руководитель специальной операции организует поражение преступников прицельным огнем снайперов.

При прорыве активной части, бесчинствующей толпы на объект руководитель специальной операции отдает распоряжение на использование резерва для окружения прорвавшихся, подавления их сопротивления путем применения специальных средств, а в исключительных случаях и оружия; удаление с объекта с одновременным восстановлением и усилением его охраны и обороны, активизацию действий по блокированию участников массовых беспорядков. Одновременно организовывает оказание медицинской помощи пострадавшим.

В случае захвата правонарушителями заложников руководитель специальной операции требует немедленного их освобождения, в случае отказа создает из резерва группу захвата (при необходимости усиленную боевой техникой), организует ее действия по освобождению заложников и выводу их в район расположения резерва.

При получении информации от руководителя группы воздушной разведки о направлении движения организаторов беспорядков (боевых групп) руководитель специальной операции координирует действия маневренной группы на их задержание и проверку, изъятие оружия и других запрещенных предметов, конвоирование правонарушителей на фильтрационный пункт и усиление охраны общественного порядка в населенных пунктах по пути движения правонарушители.

После завершения блокирования и начала вытеснения от объекта разделенной на части толпы руководитель специальной операции организует маневр частью сил групп патрулирования, оцепления и резерва на улицы, по которым будет производится рассредоточение, для предотвращения (пресечения) правонарушений и задержания лиц, их совершивших, а также проверку готовности пожарных подразделений к выдвижению на эти улицы для ликвидации возможных пожаров в зданиях и на других объектах. При необходимости выдвижения пожарных подразделений для ликвидации возможных пожаров – организует их охрану

Получив информацию от выполнении всеми группами поставленных перед ними задач, руководитель специальной операции принимает решение и ставит задачи:

· о сборе личного состава после окончания операции, его проверке, осмотре вооружения, специальной и иной техники, другого имущества, организации отдыха;

· об оцеплении района проведения операции и охране особо важных объектов;

· об организации ООП в населенном пункте по усиленному варианту патрульными группами;

· о создании мобильных оперативных групп для воспрепятствования повторному сбору участников массовых беспорядков;

· об организации оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и задержанию скрывшихся организаторов и активных участников массовых беспорядков;

· об оказании помощи пострадавшим;

· о техническом обслуживании транспортных средств;

· о времени, месте и порядке проведения разбора проведенной операции;

· о подготовке отчета о результатах проведенной операции;

· о разработке мероприятий по недопущению повторения массовых беспорядков.

 

Таким образом, специальная операция проводится лишь в критический момент, когда все предупредительные меры исчерпаны; специальная операция проводится лишь при ее хорошей подготовке и наличии необходимого количества сил и средств, достаточного материально-технического обеспечения; требуется высокая психологическая подготовка и устойчивость личного состава; проведением специальной операции не заканчивается работа ОШ. Важное значение имеет выявление причин и поводов этого преступления. В этих целях осуществляется оперативно-следственные мероприятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательство Российской Федерации, регулирующее управление правоохранительными органами и их деятельность при предупреждении и пресечении массовых беспорядков, в основном соответствует международно-правовым нормам. Вместе с тем, акцент в правовом регулировании должен быть перенесен на необходимость любыми способами и средствами предупредить массовые беспорядки. Пресечение возможно лишь как крайняя мера, когда все другие способы не принесли необходимых результатов.

Средства, применяемые для этого, должны соответствовать реальной необходимости, оружие может быть применено лишь в исключительных случаях.

Массовые беспорядки, как правило, бывают хорошо подготовлены и спланированы, а следовательно могут быть прогнозируемы. Для этого необходимо знать признаки, свидетельствующие о возможном наступлении беспорядков. К таким признакам например относятся: резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике, социальной сфере; наличие конфликтов на национальной и религиозной почве; рост преступности; выход на арену экстремистски настроенных политических лидеров; наличие формирований призывающих людей к неповиновению органам государственной власти и управления, правоохранительным структурам.

Литература

 

1. Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.//Действующее международное право. Т.2. – М.: Московский Юрид. Институт международного права, 1997.

2. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Принята на сессии совета Европы. Рим. 04.11.1950 года.

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: Международные отношения, 1989.

4. Международная конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе и дипломатических агентов, 1973 Г.//С6.: Действующее международное право. Т.З. –М.:МНММП, 1997.

5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: Приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Гавана, 1990// Сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовно-процессуальных норм. - ООН, Нью-Йорк, 1997.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

7. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 г. № 3 //Российская газета от 2 июня 2001 г.

8. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446 – 1 /В ред. Закона РФ от 25.12.92г. № 4235-1 //ВВС РФ.1993. № 2. Ст.77; Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288 // САПП РФ. 27.12.93. № 52. Ст.5086.

9. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2000.

11. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. //Российская газета. 1991. 22 апр. (с изм. и доп. 1993, 1996, 1999гг.) //Российская газета. 1999. 8 апреля.

12. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // СЗ РФ: – М.: Российская газета. 1977.

13. Временный устав внутренних войск МВД РФ: Утвержден Указом Президента РФ от 1 октября 1994 г. № 2052с.

14. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования: Указ Президента РФ от 25 мая
1992 г. № 524 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 22. Ст.1261.

15. Об утверждении временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города: Указ Президента от 24.05.1993г. № 765 // САПП. 1993. № 22. Ст. 2023 /В ред. Указа Президента РФ от 20 октября 1998 г. № 1272 //СЗ РФ. 1998.№ 43. Ст.5335.

16. О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 // Российская газета. 1995. 25 марта.

17. О комиссии при Президенте РФ по противодействию политическому экстремизму: Указ Президента РФ от 27 октября 1997 г. № 1143.

18. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920 – 1 // Сов. государствово. и право. 1991. № 10.

19. Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР: Утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345. Объявлен приказом МВД РСФСР № 108 – 1991 г.

20. Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР: Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РСФСР от 3 сентября 1991 г. № 455. Объявлены приказом МВД РСФСР № 170 – 1991 г.

21. О частичном изменении постановлений СМ РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345 “Об утверждении Перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР” и “Об утверждении Правил применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР”: Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1284. Объявлено приказом МВД РФ № 44 – 1994 г.

22. Об утверждении Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 г.: Приказ МВД РФ № 145 – 1996 г.

23. Приказ МВД России № 870 дсп – 2002 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

24. О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции: Приказ МВД РФ от 18.01.93 г. № 17.

25. Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел: Приказ МВД РФ от 15.06.94 г. № 201.

26. Об утверждении Инструкции наряду КПП при организации службы по охране общественного порядка: Приказ МВД РФ от 24.07.92 г. № 242.

27. Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 12.02.97 г. № 86.

28. Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений: Приказ МВД РФ от о5.05.93 г. № 213.

29. Об утверждении Временного наставления по службе штабов внутренних войск МВД РФ: Приказ МВД РФ от 15.10.96 г. № 544.

30. О мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений органов внутренних дел (с отменой приложений № 2 - 5 об ОМОН: Приказ от 19.03.97 г. № 162 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации»): Приказ МВД РФ от 19.07.94 г. № 350.

31. Об утверждении нормативов по специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел по защите от современных средств поражения: Приказ МВД РФ от 30.11.93 г. № 511.

32. Об утверждении Наставления по предупреждению и пресечению массовых беспорядков: Приказ МВД РФ от 06.07.94 г. № 031.

33. Об утверждении инструкции по организации взаимодействия структурных подразделений органов внешней разведки Министерства обороны и МВД Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 22.05.96 г.

34. Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 28.02.97 г. № 013.

 

Основная литература

35. Громов М.А. Правовое регулирование организации деятельности органов внутренних дел в особых условиях: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 1998.

36. Громов М.А. Правовые основы управления органами внутренних дел в особых условиях: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 1998.

37. Демин Г.И. Социальные противоречия и конфликты, создающие особые условия. Участие органов внутренних дел в их предупреждении и пресечении: Курс лекций. - М.: Академия управления МВД России, 1997.

38. Киреев М.П., Фролов В.Ю. Действия спецподразделений милиции в контртеррористических операциях. - Благовещенск, 2000.

39. Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е. Оперативный штаб как основной орган управления силами и средствами МВД России в особых условиях: Лекция. - М.: Академия МВД России, 1995.

40. Майдыков А.Ф., Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при предупреждении и пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1995.

41. Севрюков В.И. Организация деятельности комендатур территории, на которой объявлено чрезвычайное положение: Лекция. - М.: Академия МВД России, 1994.

42. Соглаев В.Н. Основы организации специальной операции: Лекция. - М.: Академия МВД России, 1994.

43. Соглаев В.Н. Управление органами внутренних дел при выполнении задач территориальной обороны: Учеб. пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1990.

44. О некоторых причинах массовых беспорядков на межнациональной почве // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Материалы научно-практической конференции. – М.: Академия МВД России, 1993.

45. Старостин С.А. Управление ОВД при массовых беспорядках: правовые и организационные аспекты: Учеб. пособие. - М.: Академия МВД России, 1996.

46. Зайцев С.Н. «Особые условия. Термины и определения» Учебное пособие. Московская академия МВД России, 2001 год

 

Лицензия ЛР № ____ от 25.02.2000 Г.

Изд. Код Ю 07/ 03

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка и организация специальной операции | Материалы к лекции № 26
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.