Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект Доплера




Лекция 27

ИСТОЧНИКИ ЗВУКА

 

Источником звука может быть любое тело, в котором воз­буждены собственные или вынужденные колебания звуковой частоты. Различают три вида источников.

1. Источники, излучающие звук в результате свободных, колебаний системы с распределенными параметрами. К таким источникам относятся камертоны, колокола, пластины, стержни, а также струны, возбуждаемые ударом (рояль) или щипком (гитара, арфа и др.). Перечисленные источники имеют малое затухание, и получаемые от них звуки приближаются к чистым тонам. Особо следует отметить камер­тон. При свободных колебаниях в нем устанавливается стоячая волна только основного тана. Форма камертона такова, что возбуждение в нем гармоник затруднительно. Осо­бенность стоячей волны на камертоне состоит в том, что на «ножках» камертона колебания являются поперечными, а на основании — продольными.

2. Автоколебательные системы. К ним относятся, если, говорить о музыкальных инструментах, смычковые и духовые ин­струменты, органные трубы, свистки.

Рассмотрим для примера, как возникают автоколебания струны у смычкового инструмента. При движении волоска смычка струна под действием силы трения покоя начнет уда­ляться от положения равновесия. Когда сила упругости дефор­мированной струны превосходит силу трения покоя, струна от­рывается от волоска, переходит на другую сторону от положения равновесия и в момент наибольшего отклонения снова захватывается смычком. Так, два раза за период струна получит пополнение энергии, что и обеспечивает колебания с неизменной амплитудой.

3. Системы, совершающие вынужденные колебания. Такие системы лишь воспроизводят колебания, к которым их вынуж­дают внешние периодические силы. Примером источников звука данного вида являются громкоговорители, мембраны граммо­фонов, сирены и т. д. В громкоговорителе основной частью слу­жит диффузор: он колеблется с частотой тока, питающего зву­ковую обмотку прибора.

Колебания мембраны граммофона вызываются иглой, сколь­зящей по бороздкам грампластинки. В сирене поток воздуха периодически прерывается вращающимся диском, имеющим ряд отверстий.


 

Когда источник и приемник звука неподвижны относи­тельно среды, в которой распространяется звук, то частота ко­лебаний, воспринятых приемником, будет равна частоте ν0 ко­лебаний источника. Скажется ли на восприятии звука (его ча­стоты) движение источника или приемника? Доплер в 1842 г. установил, что частота ν воспринимаемого звука зави­сит как от скорости движения источника (относительно среды), так и от скорости движения наблюдателя: она выше частоты ν0 источника, если наблюдатель и источник сближаются, и ниже ν0, если они удаляются. В этом состоит эффект Доплера. Выяс­ним причину этого явления.

Для простоты положим, что приемник и источник движутся вдоль соединяющей их прямой. Скорость источника υи и ско­рость приемника υn (относительно среды) будем считать положительными, если источник и приемник сближаются, и отрица­тельными, если они удаляются.

Рис.1

Пусть наблюдатель (приемник) движется в сторону источ­ника (υн>0), а источник неподвижен (рис.1а). Если бы наблюдатель покоился, то за 1 с через него прошло бы число волн, равное (где υ скорость звука в среде). Продви­гаясь на λ, волна создает в приемнике одно колебание. Таким образом, воспринимаемая частота измеряется числом f длин волн λ, прошедших через приемник за 1 с. В данном случае , т.е. воспринимаемая частота равна частоте источника. Когда наблюдатель движется, он за 1 с пройдет путь, равный υн; на этом пути дополнительно уложится волн. Таким образом, общее число волн, прошедших мимо наблюдателя, будет равно

.

Следовательно, частота воспринимаемого звука определяется так:

(1)

Таким образом, если υн > 0 (наблюдатель приближается к ис­точнику), то воспринимаемая частота больше частоты источника (), а при υн< 0, т.е. когда наблюдатель удаляется, .

Рассмотрим теперь случай, когда наблюдатель неподвижен, а источник движется к наблюдателю со скоростью υи>0 (рис.1б). Если бы источник был неподвижен, то за время одного периода Т0 он испустил бы одну волну, которая бы про­шла расстояние λ = υT0. Движущийся же источник за время Т0 сам переместится на расстояние s = υ и T0. Поэтому испускаемая волна как бы сократится до размера λ1=λ - υ и Т00(υ-υ и ). Такие сокращенные волны вызовут в приемнике колебания, частота которых равна числу длин волн, прошедних через приемник за 1с:

(2)

Таким образом, воспринимаемая частота, если υи> 0 (источник приближается к наблюдателю), и , если источник удаляется (υи<0).

Сопоставляя формулы (1) и (2), можно прийти к вы­воду, что при относительном сближении источника и приемника увеличение частоты будет неодинаковым и зависит от того, дви­жется ли источник или наблюдатель.

Если и источник и наблюдатель движутся одновременно, то воспринимаемая частота будет определяться формулой:

. (3)

При использовании этой формулы нужно учитывать указанное выше правило знаков для υи и υн.

Проиллюстрировать эффект Доплера можно с помощью свистка, вращающегося на длинном шланге в горизонтальной плоскости (по шлангу к свистку подается воздух). Свисток периодически то приближается к наблюдателю, то удаляется от него. В соответствии с этим высота тона воспринимаемого звука периодически то повышается, то понижается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.