Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выборы Президента РФ




Функции Президента Российской Федерации

Институт Президента Российской Федерации

7.1 Институт президентства в России: политико-юридическая природа

В конституционном праве президент страны – это глава государства с республиканской формой правления, а в некоторых государствах – глава исполнительной власти. Первой страной, где была закреплена в конституции должность президента, являются США (1787 г.). В первой половине XIX в. должность президента ввели во многих странах Южной Америки, а в 1848 г. – во Франции и Швейцарии. В настоящее время пост президента имеется более чем в 130 государствах.

В России это новый институт, не имеющий аналогов в ее истории. В советском государстве функции главы государства выполняли определенные коллегиальные органы: до 1936 г. в РСФСР – ВЦИК и Президиум ВЦИК; в СССР – ЦИК и Президиум ЦИК. С принятием Конституции СССР 1936 г. эту функцию стали выполнять Президиумы Верховных Советов СССР, РСФСР и других союзных республик. Фактическим главой государства являлся генеральный секретарь ЦК КПСС.

Анализ конструкции власти приводит к выводу, что в тот период СССР и РСФСР были парламентскими республиками.

К началу 90-х гг. возможность распада СССР стала реальной. Политический стержень, обеспечивающий до тех пор государственную целостность – КПСС, перестала играть интегрирующую роль. На III Внеочередном съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был принят закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР». Тогда же съезд избрал первого президента СССР М.С. Горбачева.

Съезд народных депутатов РСФСР вынес решение вопроса о введении поста президента РСФСР на всероссийский референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. на основе альтернативных, свободных и демократических выборов первым Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. 21 апреля 1991 г. съездом был принят закон РСФСР «О Президенте РСФСР».

По действующему законодательству Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Президент РСФСР назначал Председателя Совета министров с согласия Верховного Совета, остальных членов правительства – самостоятельно, но отправить в отставку правительство он мог только с согласия Верховного Совета. Президент был подотчетен Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету, которые были вправе отменять его указы и распоряжения в случае противоречия Конституции и законам РСФСР.

Конструкция власти в РСФСР приобрела характер президентской республики со своими специфическими чертами.

Конституция 1993 г. закрепила принципиально новую систему государственной власти. По конструкции власти Российская Федерация является президентско-парламенской республикой. Согласно ч.1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ - глава государства. Дискуссионным является вопрос, к какой ветви власти отнести Президента РФ. Одна считают, что Президент одновременно «погружается» во все три ветви власти; другие, – что Президент РФ образует четвертую ветвь государственной власти – президентскую; третьи полагают, что по своей природе власть Президента России – это власть исполнительная. Все согласны с тем, что Президент является «арбитром». Он не возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, а обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.

Президент РФ направляет деятельность всего государственного аппарата, несет персональную ответственность за положение дел в стране.

В целом Президент РФ, как это следует из конституции, наделен широкими дискреционными полномочиями, позволяющими ему принимать решения по собственному усмотрению по очень широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию государства. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 июля 1995 г. признал перечень полномочий Президента РФ, установленный ст. 83 – 89 Конституции РФ не исчерпывающим. Суд констатировал, что в отношении полномочий, не перечисленных в этих статьях, их общие рамки определяются принципом разделения властей и требованиями ч. 3 ст. 90 Конституции, согласно которым указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 

Функции – это основные направления деятельности Президента РФ, детерминированные его социальным назначением и производные от функций государства.

Как и государство в целом, Президент РФ выполняет внутренние и внешние функции:

1) Функция гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

2) Функция охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент принимает меры по пресечению любых внутренних и внешних угроз государству.

3) Функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в РФ.

4) Функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства. Основные направления политики Президент РФ определяет не по своему личному усмотрению, а в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент отражает, формирует, представляет и защищает интересы всех граждан страны.

 

 

Президент РФ избирается на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав…», а также ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года назад был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий Совет Федерации обязан не позднее чем через 14 дней назначить выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекает три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Во всех случаях, когда Совет Федерации не назначит выборы, выборы назначаются и проводятся ЦИК.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Не может выдвигать свою кандидатуру гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение своих полномочий, на выборах, назначенных в связи с этим досрочным прекращением.

Закон предусматривает два способа выдвижения кандидатов на должность Президента РФ: 1) самовыдвижение гражданина; 2) выдвижение гражданина политической партией. Выдвижение кандидатов начинается после официального опубликования решения о назначении выборов.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Однако для поддержки самовыдвижения ему необходимо собрать инициативную группу граждан в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом. Эта группа вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. Не позднее чем через 20 дней после опубликования решения о назначении выборов кандидат обращается в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов этот срок не применяется. К ходатайству прилагаются нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, протокол собрания и другие документы в соответствии с законом. ЦИК РФ в течение пяти дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации группы избирателей.

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, причем даже гражданина РФ, не являющегося ее членом. Решение о выдвижении кандидата принимается на съезде партии и должно быть представлено в ЦИК РФ не позднее чем через 25 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При проведении досрочных выборов этот срок не применяется. ЦИК РФ в течение пяти дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации уполномоченных представителей партии либо мотивированное решение об отказе. Во всех случаях отказ может быть обжалован в Верховный Суд РФ.

Условием регистрации кандидата в ЦИК РФ является сбор подписей в его поддержку. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а политическая партия в поддержку выдвинутого кандидата обязаны собрать не менее 2-х миллионов подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта. Если сбор подписей осуществлялся среди избирателей, постоянно проживающих за пределами РФ, общее их количество не может быть более 50 тыс. Вправе не собирать подписи избирателей партия, список кандидатов которой допущен к распределению мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ, выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Подписные листы и протокол об итогах сбора подписей представляются в ЦИК РФ не позднее чем за 45 дней до голосования – до 18 ч. по московскому времени. ЦИК проверяет подписные листы и не позднее чем через 10 дней после приема документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата (обжалуется в Верховный Суд РФ). Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, голосование на выборах Президента РФ по решению ЦИК РФ откладывается на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

ЦИК РФ обязана в течение 10 дней со дня голосования объявить официальные итоги выборов. Вначале решается вопрос, состоялись ли выборы и можно ли их признать действительными.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по итогам выборов не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов победителя больше числа голосов избирателей, поданных против свех кандидатов.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов остается только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Согласно ч. 1 ст. 92 Конституции РФ Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Этим обеспечивается преемственность и непрерывность власти главы государства.

ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» конкретизированы сроки вступления в должность Президента РФ. Вновь избранный Президент РФ вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах. В случае досрочных и повторных выборов вновь избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов Президента РФ.

Принесение присяги имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, его ответственность перед обществом. Присяга носит светский характер и приносится на Конституции. Приводит к присяге нового Президента РФ Председатель Конституционного Суда РФ. После того, как Президент РФ принес присягу, исполняется государственный гимн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.