КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допрос свидетеля
Успешное проведение допроса свидетеля ДТП во многом зависит от тщательной подготовки к нему и от правильного выбора тактики его проведения. В подготовку входят: 1. Определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению при допросе данного свидетеля; 2. Ознакомление с положениями Правил Дорожного Движения, автотехнической терминологией, что позволит вести допрос со знанием дела; 3. Сбор сведений о личности свидетеля; составление на основе всех данных плана допроса. В начале допроса необходимо выяснить отношение свидетеля к делу, узнать, в каких отношениях он состоит с водителем и с потерпевшим. Затем свидетелю следует предложить рассказать все известное ему по факту дорожно-транспортного происшествия, предупредив его о том, что он должен сообщить то, что видел лично, а не знает это с чьих-либо слов. Кроме того, при допросе свидетеля-очевидца следователь должен выяснить, где тот находился в момент происшествия и чем занимался. В случае обнаружения противоречий между показаниями свидетеля и иными материалами дела (в частности, предыдущими показаниями), свидетелю необходимо задать дополнительные вопросы. Вопросы, которые должны быть поставлены перед свидетелями, условно можно разбить на 4 группы: 1. Выяснение условий, при которых свидетель наблюдал происшествие, и его возможности объективно воспринимать и правильно излагать увиденное. 2. Выяснение поведения пешеходов на дороге, положение их в момент наезда и месторасположение после него. 3. Выявление действий водителя и характера движения транспортного средства. 4. Выяснение характера движения других транспортных средств.
Первая группа вопросов направлена на выяснение условий, при которых свидетель наблюдал происшествие, и возможности объективно воспринимать и правильно излагать увиденное. Такими вопросами могут быть: 1) С какого места Вы наблюдали происшествие, каким образом там оказались (откуда и куда направлялись)? 2) Какое расстояние отделяло Вас от места аварии? 3) Какое было состояние погоды, проезжей части дороги. Какими были освещение и видимость места происшествия? 4) Регулировалось ли движение транспортных средств на участке дороги, работали ли светофорные объекты? 5) Не было ли помех у Вас для наблюдения (движение пешеходов, транспорта), а так же объектов, ограничивающих видимость (угол строения, остановившийся автобус и т.п.)? 6) Каково у Вас состояние здоровья (зрение, слух и т.д.), состоите ли на учете у психиатра или нарколога? 7) Находились ли в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения? 8) Имеете ли навыки управления автомобилем или профессиональные познания в области автодела и безопасности движения? Вторая группа вопросов помогает выяснить поведение пешеходов на дороге, положение их в момент наезда и месторасположение после него. К ним можно отнести следующие вопросы: 1) В каком направлении начал движение потерпевший, как он двигался (шел, бежал, изменял ли направление и темп движения; останавливался, смотрел ли перед выходом на проезжую часть и во время движения на приближающийся автомобиль). Если движение регулируется светофором, то на какой его сигнал пешеход вышел на дорогу? 2) Не появился ли пешеход на проезжей части из-за какого-либо препятствия (из-за движущегося или стоявшего транспорта и т.д.)? 3) Как вел себя пешеход, увидев приближающийся автомобиль, услышав звуковой сигнал? 4) В каком месте произошел наезд, столкновение (какое расстояние преодолел пешеход по проезжей части до наезда)? 5) Какой частью автомобиля произошел наезд, и какой частью тела был обращен пешеход к автомобилю в момент первоначального контакта с транспортным средством? 6) Куда упал потерпевший после удара, был ли он перемещен автомобилем, на какое расстояние? 7) Имел ли место переезд колесами транспортного средства (если да, то через какие части тела)? 8) Перемещали ли пострадавшего с места падения до приезда сотрудников ОВД, Скорой помощи? Третья группа вопросов направлена на выявление действий водителя и характера движения транспортного средства. Она может включать в себя следующие вопросы: 1) Каковы были скорость и направление движения автомобиля; марка, цвет и государственный номер последнего? 2) Были ли в автомобиле пассажиры, чем был загружен автомобиль? 3) Какие меры предпринимал водитель для предотвращения ДТП (торможение, маневрирование, подача звукового сигнала)? 4) Что делал водитель после остановки? Кто и как вызвал милицию и Скорую помощь? 5) Видели ли, как водитель выходил из автомобиля, как он выглядел, что говорил? Откуда из автомобиля вышли пассажиры, что поясняли на месте? 6) В каком состоянии находился водитель и пассажиры автомобиля (если в нетрезвом, что на это указывало)? 7) Перемещались ли транспортное средство (с места остановки), отделившиеся от него части или вещи пешехода (упавшие на проезжую часть)? 8) Кто первым подошел или подъехал к месту происшествия? Четвертая группа направлена на выяснение характера движения других транспортных средств: 1) Следовали в момент происшествия в попутном или во встречном направлении другие транспортные средства (их марка, цвет, г/н)? Какова была их скорость, как они располагались на проезжей части? 2) Не изменяли ли данные транспортные средства направление движения и не создавали ли они помехи для движения автомобиля, совершившего происшествие? Данный перечень вопросов не является исчерпывающим. Он зависит от конкретных обстоятельств ДТП и его особенностей.
При подготовке к допросу свидетеля и потерпевшего необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, а также сведения о личности допрашиваемых (их физическое состояние, возможность видеть и слышать, степень воздействия физических недостатков на оценку происшедшего события). Показания свидетеля (потерпевшего), основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, относятся к недопустимым доказательствам (ст. 75 ч. 2 УПК РФ). Допрос потерпевшего всегда требует тщательной подготовки, большого внимания и чуткости. Содержание вопросов зависит от вида и характера происшествия. Что необходимо обязательно выяснять у потерпевшего При наездах: 1) Где и когда случилось происшествие? 2) В каком состоянии находился потерпевший перед наездом (здоровье, употребление спиртных напитков)? Откуда, куда и с кем шел? 3) Состояние проезжей части дороги, погода. Общая обстановка перед происшествием. 4) Действия потерпевшего перед наездом. В каком месте переходил дорогу (наличие светофоров, дорожных знаков)? Как ее переходил (шагом, бегом и т.д.)? 5) Видел ли (слышал ли) приближение автомобиля, совершившего наезд? Действия потерпевшего в тот момент, когда его увидел или услышал (ускорил темп движения, остановился, решил вернуться обратно)? 6) С какой скоростью двигался автомобиль, какие внешние световые приборы на нем работали? 7) Какой частью автомобиля был совершен наезд и в каком положении находился в этот момент потерпевший? 8) Действия водителя и потерпевшего после наезда, что говорил ему водитель? В каком состоянии был последний? 9) Кто из очевидцев происшествия известен потерпевшему? 10) Какие телесные повреждения получил в результате наезда, где и какое время находился на лечении, какой вред ему причинен? При столкновениях, опрокидываниях, наездах на неподвижные препятствия у потерпевшего, кроме указанных выше вопросов, выясняется: 1). Место его расположения в автомобиле, 2). Был ли пристегнут ремнем безопасности; 3). Степень загрузки транспортного средства; 4). Состояние водителя и его действия при управлении ТС; 5). Траектория движения ТС, с которым произошло столкновение; 6). Наличие в месте происшествие пешеходов, транспортных средств или животных, создававших помехи для движения, и их действия; 7). Месторасположение других пассажиров и их действия во время ДТП и после него.
Целесообразно, чтобы при допросе свидетель или потерпевший сами нарисовали пояснительную схему места происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к протоколу допроса, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, а также, при необходимости, экспериментальным путем.
При отсутствии документов у находящегося в бессознательном состоянии или погибшего потерпевшего, а также отсутствии на месте происшествия лиц, которые его знают, личность его устанавливается путем: а) Дачи соответствующего поручения работникам милиции; б) Предъявления для опознания трупа и найденных при нем вещей лицам, разыскивающим своих исчезнувших родных и близких; в) Обращения к населению через средства массовой информации; г) Проведения проверки по дактилоскопическим картотекам информационных центров УВД, ГУВД, МВД, а также соответствующим картотекам лиц, пропавших без вести. Если потерпевший был доставлен в больницу, то его допрос необходимо проводить с учетом его состояния здоровья и только с разрешения лечащего врача. Если потерпевший скончался по пути в больницу или вскоре после этого, то нужно допросить лиц, сопровождавших его, медицинский персонал больницы, соседей по палате. Этих же лиц целесообразно допрашивать в случае возникновения сомнений в истинности показаний потерпевшего. Иногда потерпевший умышленно умалчивает об отдельных обстоятельствах происшедшего, дает ложные показания либо вовсе отказывается давать показания. Такое случается в тех случаях, когда потерпевший и обвиняемый по ДТП находятся в родственных или близких отношениях. Необходимо, прежде всего, выяснить причину такого поведения потерпевшего (особые отношения с подозреваемым или обвиняемым, боязнь мести, оказываемое на потерпевшего физическое или психическое воздействие со стороны обвиняемого или его окружения, боязнь огласки неблаговидного поведения потерпевшего, неверие в заинтересованность следователя установить преступника и.т.п.) и применить тактические приемы, направленные на преодоление лжи и получение полных и точных показаний. Наиболее подвержены влиянию взрослых подозреваемых (обвиняемых) несовершеннолетние свидетели и потерпевшие. Выводы по 1 вопросу: Учитывая специфику расследования ДТП, целесообразно, чтобы при допросе свидетель или потерпевший сами нарисовали пояснительную схему места происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к протоколу допроса, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, а также, при необходимости, экспериментальным путем.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |