КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекція 7. v Руководство строительством, подготовкой и применением роенных организаций государства, обеспечение военной безопасности РФ осуществляет президент РФ
Б. v Руководство строительством, подготовкой и применением роенных организаций государства, обеспечение военной безопасности РФ осуществляет президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим вооруженными силами РФ. v Правительство РФ ограничивает оснащением вооружением вооруженных сил РФ и др. войск, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием РФ в интересах обороны, а гак же осуществляет и иные функции по обеспечению военной безопасности, установленной федеральными законами. v Федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов РФ осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенной на них федеральным законом. v Управление ВС РФ и др. войсками осуществляют руководители соответственных федеральных органов исполнительной власти. v Министр обороны РФ координирует деятельность федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, разработки концепций строительства и развития др. войск, заказы на военную технику для них. разработки с учением соответственных федеральных органов исполнительной власти концепций развития вооружения, военной и специальной техники и федеральной государственной программы вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу. Генеральный штаб ВС РФ является основным органом оперативного управления ВС РФ, координирующий деятельность и взаимодействие ВС РФ и др. войск по выполнению задач в области обороны. Управление главно-командными видами ВС РФ осуществляет разработку и реализацию планов строительства и применение видов ВС РФ. технику оснащения, подготовки кадров, обеспечения управления войсками и их повседневной деятельностью, развития системы базирования и инфраструктуры. Управление военных округов осуществляют управление межведомственными группировками войск общего назначения, а так же планируют и организуют мероприятия по совместимости с др. войсками, воинскими формированиями и органами по подготовки к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учётом их задач и единой системы военно- административного деления территории РФ. v Для управления коалициями группированных войск согласованно решение органов государственной власти страны - участник коалиций создаёт соответственно объединенный орган военного управления. v В целях централизованного руководства обеспечения военной безопасности РФ и др. осуществляется единая стратегия и планирование ВС РФ и др. войск в интересах обороны. Прогрессивно целевое планирование военного строительства, предусматривающие разработку долгосрочных (10-15 лег) среднесрочных (4-5 лет) и краткосрочных документов. v Организация руководства обеспечения лояльной безопасности РФ в угрожаемой период создание и функционирование соответственных органов военного управления регламентированными соответственными законами и иными нормативно - правовыми актами РФ.
Лекция №23 Тема: «Прохождение военной службы по призыву» Призыв на военную службу осуществляется 2 раза в год: весенний призыв - с 1 апреля по 30 июля; осенний призыв - с 1 октября по 31 декабря. Призыв на военную службу организуется на основании указов Президента РФ. Срок призыва для определенных категорий граждан в зависимости от рода их деятельности и места проживания уточняются. Граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июля. Граждане проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных уборочных работах, призываются на службу с 15 октября по 31 декабря. Граждане являющиеся пед. работниками образовательных учреждений призываются на военную службу с 1 мая по 30 июля. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязаны состоять на военном учете и не прибывающие в запасе. Решение о призыве граждан на военную службу принято после достижения ими восемнадцатилетнего возраста. По данным мед. обследованиям граждане признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, как правило, не направляются для прохождения службы в ВДВ, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ, спецсооружения и на ряд отдельных военно - учетных специальностей. При принятии решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу призывная комиссия руководствуется законом «об альтернативной службе». От призыва на военную службу освобождаются граждане: v Признанные не годными (категория Д) или ограниченно годными к военной службе (категория В) по состоянию здоровья; v Проходящие или прошедшие военную службу в РФ; v Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; v Прошедшие военную службу в другом государстве; v Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук; v В случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, сестры. В связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Кроме перечисленных случаев не подлежат призыву на военную службу граждане: v Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничение свободы, ареста или лишения свободы; v Имеющие неснятую ими непогашенную судимость; v В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, в отношении которых передано в суд. Решение о предоставление гражданину отсрочки от призыва на военную службу принимается комиссией в соответствии со статьей 24 ФЗ «о воинской обязанности и военной службе». Право на получение отсрочки имеют так же граждане: v поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений ВПО на условиях полного рабочего дня в гос. организациях, перечень которых определены правительством РФ; v Имеющие высшее пед. образование и постоянно работающие на пед. должностях; v Постоянно работающие врачами в сельской местности - на время этой работы.
Прохождение военной службы. Порядок прохождения военной службы определяется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Началом военной службы для гражданина призванного на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения службы. С этого момента граждане приобретают статус военнослужащего. По прибытии в часть и после прохождения начальной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним не могут закрепляться оружие, и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы. Военная служба предназначена для поддержания военной части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной военной должности, которой соответствует воинское звание. В вооруженных силах РФ, других войсках воинских формированиях устанавливаются уставы военнослужащих и соответствующие им воинские звания. Для военнослужащих устанавливаются военная форма и знаки отличия. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям утверждаются Президентом РФ. Военная форма одежды подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм, кроме того, подразделяется на летнюю и зимнюю. Проходящие военную службу по призыву, носят военную форму одежды: парадную, полевую, повседневную. Перечень составов и воинских званий военнослужащих ВС РФ
Лекция №24-25 Тема: «Прохождение военной службы по контракту» Вооруженные силы Российской Федерации в настоящее время находятся в стадии преобразования. С одной стороны, остается задача поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность, потенциал сдерживания внешней агрессии, в том числе ядерной, нести постоянное боевое дежурство, охранять границы обеспечивать общественный порядок ликвидировать последствия ЧС, решать другие задачи по обеспечению обороны и безопасности государства.С другой стороны планомерно,без снижения боеготовности и боеспособности, проводится реформа Вооруженных Сил, конечный результат, который- создание профессиональной армии, повышение ее управляемости и оптимизация состава, структуры и численности,а самое главное- повышение ее профессионального уровня. Военная служба по контракту- это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях. Условия контракта о прохождении военной службы включает в себя обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами государства. Условия контракта включает в себя соблюдение прав гражданина, членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством. Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать: v -Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; v - Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев; v - Граждане, прибывающие в запасе; v - Граждане мужского пола, не прибывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего проф. образования. v -Граждане женского пола, не пребывающие в запасе. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих- воинскими частями. Граждане, проходящие военную службу, при поступлении на военную службу по контракту проходят предварительное и окончательное освидетельствование. Освидетельствование проводится по направлению военного комиссариата района, города. Предварительное освидетельствование проводится военно-врачебной комиссией (DDR) военного комиссариата района, города, окончательное освидетельствование - ВВК военного комиссариата субъекта РФ. Годными к поступлению на военную службу по контракту признаются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория А) или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б). Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать установленным требованиям по уровню образования, профессиональной пригодности, физической подготовки. Первый контракт о прохождении военной службы с поступающими на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на 3 года; с поступающим на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера- на 5 лет, от 18 до 40 лет. Военнослужащий, проходящий военную службу на меньший срок при условии, что общая продолжительность его службы по призыву и по первому контракту составит 3 года. Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим на срок 3,5 и 10 лет. В Вооруженных Силах РФ в настоящие время определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту. Для успешного исполнения обязанностей на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин требуется, как правило среднее(полное) общее образование или начальное(среднее) профессиональное образование. На должности солдат, матросов, сержантов и старшин для прохождения военной службы по контракту принимаются граждане с учетом наличия у них гражданской профессии и военно- учетной специальности, которые они получили при обучении в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, или в Российской обороной спортивно- технической организации (РОСТО), или во время военной службы по призыву. Учитывая также стаж военной службы, опыт работы, классная квалификация и результаты выполнения нормативов по боевой подготовке. Поступающий на военную службу по контракту должен в первую очередь: обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу, быть дисциплинированным ответственным,способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими военнослужащими, уважительно относиться к товарищам старшим, командирам. Он должен обладать разумной активностью и инициативой, уметь принимать решения при неполной информации и дефиците времени, и настойчиво и грамотно реализовать их, быть эмоционально устойчивым в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим и психологическим перегрузкам. Кроме того, от него требуются те качества, которые характеризуют профессионализм военнослужащего, т.е. умение в любых условиях более эффективно использовать вооружение и военную технику для достижения победы в бою.
Проходящие военную службу по контракту имеют статус военнослужащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством РФ. Кроме того,они имеют ряд дополнительных прав льгот по сравнению с теми кто служит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы, в том числе и на перевод в другую местность в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы,по состоянию здоровья военнослужащих и членов их семьи. обеспечение жилой площадью по нормам и в порядке, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, через 10 лет военной службы по контракту никто не может быть уволен без жилья; v выплата компенсации за поднаем жилья по установленным законодательством РФ нормам v обеспечение вещевым имуществом; v бесплатный ежемесячный продовольственный паек; v бесплатное медицинское обеспечение, в том числе установление ежемесячных компенсаций за санаторно-курортное лечение; v оплата проезда военнослужащим и членам их семей к новому месту службы, а также выплата компенсаций за расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно; v стимулирование выполнения боевых задач и задач боевой подготовки в особых (полевых) условиях; v предоставление права на внеконкурсное поступление и получение бесплатного высшего или среднего специального образования после 3 лет военной службы; v возможность после 3-ех службы продолжить учебу на заочной и вечерней форме обучения в гражданских средних или высших образовательных учреждениях профессионального образования; v после 20 лет военной службы гарантированное получение пенсии. Военнослужащие по контракту подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели или увечья, ранения, заболевания, полученных в период прохождения военной службы: а) получившим тяжелое ранение -10 месячных окладов денежного содержания; б) получившим легкое ранение - 5 месячных окладов; в) военнослужащим, которым установлена инвалидность в период прохождения службы, либо в течение года после увольнения или заболевания, полученного в период службы, выплачивается: v инвалиду 1 гр. - 75 месячных окладов денежного содержания; v инвалиду 2 гр. - 50 месячных окладов денежного содержания; v инвалиду 3 гр. - 25 месячных окладов денежного содержания; г) членам семей военнослужащих, погибших в период прохождения службы, выплачивается по 25 месячных окладов денежного содержания каждому. Членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие ранения, травмы или заболевания, полученных ими при исполнении военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, выплачивается в равных долях 120 месячных окладов денежного содержания. При заключении первого контракта для службы в ВС РФ выплачивается один оклад денежного содержания; При вызове из запаса выплачивается подъемное пособие в размере двух окладов денежного содержания на жену – 0,5и на каждого ребенка – 0,25; Денежное довольствие военнослужащим по контракту в месяц составляет в зависимости от выслуги лет; При отсутствии нарушений воинской дисциплины выплачивается ежеквартальная премия в размере одной четвертой части тройного оклада денежного содержания;
По итогам года при успешном выполнении служебных обязанностей выплачивается премия в размере трех окладов денежного содержания; При убытии в отпуск выплачивается материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания; Если военнослужащий не стоит на довольствии в солдатской столовой, не заступает в караул, во внутренний наряд или не выезжает на выполнение задач, ему выплачивают пайковые деньги.
Лекция № 26 Тема: Общие, должностные и специальные обязанности Обязанности военнослужащих подразделяются на общи::, должностные и специальные. Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов. Должностные обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения задач, порученных военнослужащему согласно занимаемой им должности. Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Выполнение специальных обязанностей военнослужащими предусмотрено при нахождении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также np-i ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Общие обязанности солдата и матроса определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, где указанно: «Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного имущества. Он подчиняется командиру отделения. Солдат (матрос) обязан: глубоко осознать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово выполнять обязанности военной службы, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники); знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно; оказывать уважения командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, повеления и воинского приветствия; повседневно закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены; постоянно быть по форме и аккуратно одетым; в совершенстве знать и иметь всегда исправное, вычищенное, готовое к бою оружие и военную технику; бережно носить одежду и обувь, своевременно и аккуратно их чинить ежедневно, чистить хранить, где указанно; строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой и в других случаях, а также требования пожарной безопасности; при необходимости отлучиться г. пределах расположения части спросить на по разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии: при нахождении вне расположения части вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушение общественного порядка и недостойных поступков по отношению к гражданскому населению». Для ознакомления со специальными обязанностями военнослужащего для примера рассмотрим обязанности дневального по роте и часового. Дневальный по роте назначается из солдат. Он отвечает за сохранность находящегося под его охраной оружия, шкафов с пистолетами, ящиком с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Дневальный обязан: никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения дежурного по роте; постоянно наблюдать за комнатой для хранения оружия; не пропускать в помещение посторонних лиц, а также не допускать выноса из казармы оружия, боеприпасов, имущества и вещей без разрешения дежурного по роте: немедленно докладывать дежурному по роге о всех происшествиях, о нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты о замеченных неисправностях и нарушениях требований пожарной безопасности, принимать меры к их устранению будить личный состав при общем подъеме, а также ночью в случае тревоги или пожара: своевременно подавать команды согласно распорядку дня; следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих: не позволять военнослужащим к холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми; следить за тем. чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отдельных для этого помещениях или местах. По прибытии в рогу прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду «Смирно!». Часовой - это вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста. Потом называется место, порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он исполняет свои обязанности. Часовой обязан: бдительно охранять и стойко оборонять свой пост, нести службу бодро, ни на что не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен; продвигаться по указанному маршруту или находясь на наблюдательной вышке, внимательно осматривать подступы к посту, ограждение и докладывать по средствам связи о ходе несения службы в основательные сроки; не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность. Самовольное оставление поста является воинским преступлением; иметь на посту оружие заряженным и всегда готовым к действию; не допускать к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам и обозначенного на местности указателями запретной границы, никого, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, которых они сопровождают; знать маршруты и график движения транспортных средств караула, а также их опознавательные знаки и сигналы;
Лекция № 27 Тема: Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях), размещаются в казармах. Размещение военнослужащих в спальных помещениях производится из расчета 12мЗ объема воздуха на одного человека. Кровати в спальных помещениях располагаются в последовательности, соответствующей штатно должностному списку роты, и устанавливаются так, чтобы около каждой из них или около двух сдвинутых вместе оставались места для прикроватных тумбочек, а между рядами кроватей было свободное место необходимое для построения личного состава. В прикроватной тумбочке военнослужащий хранят туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, а также книги. Уставы, тетради и другие письменные принадлежности. Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда. В роте оборудуется душевая из расчета один кран (душевая сетка) на 15-20 человек, устанавливаются умывальники - один кран (сосок) на 5-7 человек и не менее двух ванн с проточной водой. Оборудуется также место для стирки обмундирования военнослужащими..Для чистки обмундирования и обуви отводятся отдельные, специально оборудованные помещения. Курение военнослужащими разрешается в специально отведенных и оборудованных комнатах или местах, обеспечивающих пожарную безопасность. Прибывшие на пополнение в полк военнослужащие в течение 14 суток размещаются в отдельном помещении. В этот период с новичками проводится углубленное медицинское обследование, им делаются прививки. Происходит выдача обмундирования, обуви по установленным нормам и их подгонка. Распределение времени в воинской части осуществляется так. чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержание порядка, воинской дисциплины и воспитание военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытовою обслуживания, своевременного отдыха и прием пнищи. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядок для воинской части. Распорядок для воинской части регламентирует по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава части. В распорядке дня предусматривается время для проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно- массовой работой. Время для личных потребностей военнослужащих составляет не менее 2ч. 8ч отводится для сна. Каждую неделю в полку проводится парково-хозяйственный день. В этот же день проводятся общая уборка всех помещений, а также помывка личного состава в бане. Боевое дежурство, учение, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определен министром обороны РФ, проводят без ограничения общей продолжительности ежедневного служебного времени. Срочные мероприятий, непосредственно связанные с боевой и мобилизационной готовностью воинской части, выполняются по приказу ее командира в любое время суток с предоставлением военнослужащим отдыха не менее 4ч. Воскресные и праздничные дни являются днями для всего личного состава, кроме несущих боевое дежурство и службу в суточном наряде. На кануне дней отдыха концерты, кинофильмы и другие мероприятия для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, разрешается заканчивать на 1 ч позднее обычного. В дни отдыха утренняя физическая зарядка не проводится. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из распоряжения части. Военнослужащие увольняются из распоряжения части командиром роты в назначенные командиром части дни и часы. Одновременно из подразделения не может быть уволено более 30% военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения части после приведения их к Воинской присяге. Разрешается посещение военнослужащих во время, установленное распорядком дня, в специально отведенной для этого в полку комнате посетителей. Кроме того, члены семей военнослужащих и другие лица с разрешения командира могут посещать казарму, столовую. Комнату боевой славы (истории) части и другие помещения для ознакомления с жизнью и бытом личного состава. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава части. Военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Напомним, что срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев. При и ом в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания.дисциплинарного взыскания в виде адресата, время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 1- их суток. В то же время один день участия в боевых действиях или выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один.день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитываются за два дня военной службы по призыву. Военная служба по призыву заканчивается проводами военнослужащих.
Лекция № 28 Тема: «Права и ответственность военнослужащих» Военнослужащий — это гражданин, состоящий на государственной военной службе и принявший военную присягу. Как и любой гражданин государства, он пользуется правами и свободами, закреплёнными в Конституции РФ. Однако специфика военной службы предъявляет к нему повышенные требования, в связи с чем права и свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также государственная политика в области их правовой защищённости регламентируются не только общегражданскими законами и правовыми актами, но и специфическими юридическими документами, такими, как Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", общевоинскими уставами ВС РФ, разделом УК РФ "Преступления против военной службы" и другими. СТАТУС (т.е. правовое положение) военнослужащего определяется совокупностью прав и свобод, гарантированных ему государством, а таю же обязанностями и ответственностью, которые на него возлагаются. Исходя из большой значимости для государства военной службы, права и свободы военнослужащего несколько ограничиваются, а обязанности и ответственность повышаются. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные законы и нормативные правовые акты государства, а также нормы международного права и международные договоры РФ. Из этих юридических документов следует, что военнослужащие имеют право: vна свободу передвижения (с учётом необходимости поддержания ими боевой готовности и обеспечения своевременного их прибытия к месту военной службы) и выбор места жительства (для военнослужащих, проходящих службу по контракту); vв свободное от исполнения прямых обязанностей время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, проводимых вне территории воинской части. Примечание: военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать по собственной инициативе исполнение своих служебных обязанностей как средства урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы; v как частным лицам участвовать в свободное от службы время з богослужениях и религиозных церемониях (создание религиозных объединений в воинских частях не допускается, религиозная символика, литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально); v участвовать в управлении государственными делами и общественными объединениями, т.е. вправе избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, отстоять о общественных, в т.ч. и религиозных объединениях, не преследующих глиптические цепи, и участвовать в их деятельности в свободное от несения службы время; v на труд, что реализуется ими посредством прохождения военной службы. Примечание: военнослужащий не имеет права заниматься предпринимательской или какой-либо другой оплачиваемой деятельностью; v на отдых, денежное довольствие и на дополнительные выплаты; v на жилище (это право гарантируется государством), на охрану здоровья и медицинскую по мощь; v на собственность, льготы по налогам, на страховые гарантии, возмещение морального вреда и убытков, получение образования; v на бесплатный проезд всеми видами общественного транспорта (за исключением такси); v на защиту своих прав и законных интересов (путём обращения в суд), на обжалование неправомерных действий командиров и начальников; v на хранение и ношение оружия. Военнослужащие также имеют право: v находиться под юридической защитой государства; v обладать свободой слова (за исключением разглашения информации, содержащей военную и государственную тайну). Примечание: военнослужащие не вправе обсуждать приказы и распоряжения командира (начальника); v пользоваться продовольственным и вещевым обеспечением, а также торгово-бытовым об суживанием в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами.
Большие права, предоставленные военнослужащим, налагают на них и большие обязанности. Они связаны с выполнением ими гражданского и воинского долга по защите Отечества, с несением гарнизонной, караульной и внутренней служб, с исполнением профессиональных должностных воинских обязанностей. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооружённого нападения агрессора, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ составляют существо воинского долга, который обязывает каждого военнослужащего: —быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать своё Отечество; —строго соблюдать Конституцию РФ и законы государства, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; —дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; —совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; —быть дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить государственную и военную тайну; —соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до говоры РФ. Кроме того, на каждого военнослужащего возлагаются должностные и специальные обязанности в соответствии со штатным расписанием. Выводы по вопросу v Правовая защита военнослужащих, военнообязанных или находящихся в отставке бывших военнослужащих является функцией государства. v Военнослужащий обладает действующими в государстве правами и свободами с некоторыми ограничениями, установленными соответствующими федеральными законами. v Военнослужащие имеют право на хранение, ношение и применение оружия в порядке, определяемом российским законодательством. v Граждане РФ, призванные на военные сборы, обладают статусом военнослужащего со всеми вытекающими из него правами, свободами и ответственностью на весь период военных сборов. v За воинами, захваченными в плен или в качестве заложников, сохраняется статус, военнослужащего. v Права и свободы военнослужащих находятся в прямой связи с их обязанностями, важнейшей из которых является защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооружённого нападения агрессора, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ.
Лекция № 29 Тема: Ответственность военнослужащих за военные преступления. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершённого правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ — это ответственность военнослужащих за нарушение воинской дисциплины, общественного порядка, норм морали или воинской чести. К допустившим дисциплинарные нарушения применяются меры воздействия, предусмотренные Дисциплинарным уставом ВС (от выговора — до ареста с содержанием на гауптвахте). Примечание: гауптвахта—специальное помещение для содержания арестованных военнослужащих (различают гарнизонные и общевойсковые гауптвахты). Привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности осуществляется их прямыми начальниками, а также начальниками воинских гарнизонов, военными комендантами и военными комиссарами. Дисциплинарная ответственность имеет вспомогательное значение и применяется прежде всего в воспитательных целях. АДМИНИСТРАТИВНАЯ — вид юридической ответственности военнослужащего перед органами государственной власти (государственного управления) за проступки и правонарушения, не связанные с исполнением обязанностей военной службы и не являющиеся уголовно наказуемыми. Административные взыскания налагаются соответствующими полномочными государственными органами (или их представителями на месте нарушения). Основными видами административной ответственности являются: предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест и др. Примечание: военнослужащие за административные проступки и правонарушения несут административную ответственность на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом "06 административных нарушениях", Однако к военнослужащим не могут быть применены такие виды административной ответственности, как штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест. МАТЕРИАЛЫНАЯ — это вид юридической ответственности военнослужащего, заключающийся в обязанности полного (или частичного) возмещения самим военнослужащим в денежной форма материального ущерба, причинённого государству по его вине. Этот ущерб исчисляется в количестве от двойной до 10-кратной стоимости имущества. Условия и порядок материальной ответственности определяются соответствующим положением. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ — это меры правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно государственным (или общественным) органом. Являются правоохранительными и носят юридический характер. Определяются эти меры ответственности на основе гражданского права, которое охватывает большую совокупность норм, регламентирующих разнообразные имущественные и неимущественные отношения (имущество, услуги и т.п.). К составу гражданского правонарушения относятся: v противоправное нарушение лицом возложенных на него обязанностей; v наличие вреда или убытков в результате противоправных действий. Примечание: противоправным признаётся поведение, нарушающее нормы права; вред — это любое умаление личного или имущественного блага (соответственно вред бывает моральный и материальный); убыток — это имущественные потери, выраженные в денежной форме; v причинная связь между противоправными действиями правонарушителя и наступившими вредными последствиями; v вина правонарушителя. Примечание: вина — это психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результату, основанное на возможности предвидения и предотвращения последствий своих действий, признанных, с точки зрения закона, не допустимыми. Следовательно, военнослужащий несёт гражданско-правовую ответственность как гражданин РФ за неисполнение или надлежащее исполнение предусмотренных законодательством обязательств за ущерб причинённый им вследствие неисполнения (или халатного исполнения) своих служебных обязанностей и т.п., на основе действующего в стране законодательства. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это, в соответствии с приговором суда, государственно- принудительное воздействие (наказание), применяемое к лицу, совершившему преступление. Примечание: наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Преступление — это противоправное, общественно опасное деяние (действия или бездействие) конфетного человека, совершённое умышленно или по неосторожности.Уголовной ответственности подлежит только лицо, непосредственно виновное, по приговору суда, в совершении преступления против жизни и имущества граждан, интересов государства, военной службы и т.п.Уголовная ответственность подразделяется на: Основные виды наказания (смертная казнь, пожизненное заключение, лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть и т.п.).Дополнительные (лишение государственных наград, почётных званий, воинских званий, конфискация имущества и т.п.).СОчетание основного и дополнительного видов наказания.Особое место в российской юриспруденции отводится уголовной ответственности за преступления против военной службы, которым в УК РФ посвящен специальный раздел (XI, гл. 33).Преступлениями против военной службы признаются общественно опасные деяния против установленного порядка прохождения военной службы, совершённые как военнослужащими, так и гражданскими лицами, находящимися в запасе, но призванными для прохождения военных сборов. За преступления против военной службы несут уголовную ответственность также и военные строители военно-строительных отрядов (частей) МО и других министерств и ведомств РФ.К преступлениям против военной службы относятся:, v Преступления против порядка подчинённости и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст. 332—336 — неисполнение приказа, сопротивление командиру, насильственные действия в отношении командира, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, оскорбление военнослужащего и.т.п.). v Уклонение от военной службы (ст. 337—339 — самовольное оставление части, дезертирство, симуляция болезни и т.п.). v Преступления против порядка несения специальных служб (ст. 340—344 — нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной или караульной служб, нарушение уставных правил несения внутренней службы и т.п.). v Преступления против порядка использования и сбережения военной техники и другого военного имущества (ст. 346—348 — умышленное или по неосторожности уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или военной техники, утрата военного имущества и т.п.). v Преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349—352 — нарушение правил вождения или эксплуатации машин, правил полётов и кораблевождения и т.п.). За совершение вышеназванных уголовных преступлений военнослужащие привлекаются к уголовной ответственности в виде: штрафов, содержания в дисциплинарной воинской части (для военнослужащих по призыву) сроком до 2 лет, лишения свободы сроком от 3 до 10 лет. Особым видом ответственности за преступления против военной службы является ограничение по военной службе.Если военнослужащий приговаривается судом к этой мере ответственности (наказания), то командир воинской части, где проходит военную службу осуждённый, при получении приговора суда издает приказ, в котором объявляет, на каком основании и в течение какого срока к осуждённому военно-служащему применяется наказание в виде ограничения по военной службе.Кроме того, в данном приказе указывается: - срок, в течение которого осуждённый военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания; - в каком размере должны производиться, согласно приговору суда, удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им этого вида наказания.
Лекция № 30 Тема: Боевые традиции Вооруженных сил России Боевые традиции Российских Вооруженных Сил — это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения воинов в бою и при несении воинской службы. Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются: v преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите; v верность Военной присяге, воинскому долгу, массовый героизм в бою; v верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля; v войсковое товарищество; v неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов. Воинский героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения Для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются: v патриотизм; v любовь к России; v верность воинскому долгу. Любовь к Родине — это проявление патриотизма, а защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Военное преимущество Родины складывается не только из наличия ядерного оружия, подготовки к действию ракет различного назначения, сложнейших машин, компьютеров и приборов. Оно зависит прежде всего от человека, воина. Человек всегда остается главной и решающей силой в армии и на флоте. Без высокопрофессиональных знаний воина, его инициативного и сознательного исполнения воинского долга невозможен успех в современной войне. Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется — встать на защиту Родины. Патриотизм - неотъемлемое качество российского воина. Это емкое понятие, включающее в себя: v безмерную любовь к своему народу, v гордость за победы и успехи, v переживание и волнение за неудачи и поражения. Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Одна из древнейших традиций наших воинов — верность, Боевому Знамени. Удивительно, но ни один музей мира не имеет ни одного российского флага, взятого в бою у наших предков. Однако в музеях России хранятся шведские знамена эпохи Карла XII, прусские знамена Фридриха II, знамена армий Наполеона и Гитлера. Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство. В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также российским народом и влекли за собой суровое наказание. 13 марта 1995 г. был принят Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№ 32-Ф3), в список которых вошли даты, связанные с наиболее выдающимися событиями военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. (подготовить доклады, сообщения по этим датам, распределить пофамильно) В соответствии с данным Федеральным законом установлены следующие дни воинской славы России: v 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.); v 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380); v 4 ноября — День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612); v 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709); v 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангуг (1714); v 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра(1790); 24 декабря— День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790): v 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812); v 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова на;! турецкой эскадрой у мыса Синоп(1853); v 23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — День защитника Отечества; v 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко- фашистских войск в битве под Москвой (1941); v 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск е Сталинградской битве (1943); v 23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск е Курской битве (1944); 27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944); v 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-194f годов (1945). Лекция№ 31 Тема: «Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы». Боевое знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации. Боевое знамя воинской части является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героически традициях и священном долге защиты Отечества. Боевое знамя вручается воинским частям по их сформировании от имени Президента Российской Федерации представителями Министерства обороны Российской Федерации и сохраняется за воинской частью на все время независимо от изменения наименования и нумерации воинской части. Боевое знамя всегда находится со своей воинской частью, а на поле боя - в районе боевых действий части. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать боевое знамя в бою и не допустить его захвата противником. При утрате боевого знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть расформированию. Военно-морской флаг Российской Федерации, поднятый на корабле Военно-морского флота, является боевым знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность. Верность боевому знамени — одна из древнейших традиций многих армий. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов. У российских боевых знамен долгая и славная история. Поначалу они представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позже к шестам стали прикреплять куски ткани яркого цвета, разнообразные по форме и размерам. После Крещении Руси на боевых стягах изображениях появились лики святых, Богородицы и Спасителя. Вера в святость знамен на Руси была непоколебимой. Со временем религиозные изображения и слова молитв стали дополняться, а потом и заменяться символическими знаками, выражавшими державную мощь страны. На их появились короткие изречения, боевые кличи, воинские призывы. Во время походов стяги обычно возили при войске в обозе, вместе с оружием и доспехами. Но стоило войску приблизиться к ратному полго, как немедленно на нем водружался стяг — боевое знамя. Стяг был местом сбора для войск, он «стягивал» отдельные отряды. Обычно стяг развевался возле военачальника, вождя. В ожесточенных сватках слава доставалась тому, кому удавалось пробиться к неприятельскому стягу, подрубить его, а на это место водрузить свое знамя. Такой поступок являлся подвигом и почти всегда означал решительную победу над врагом. Высится стяг над полем битвы — значит рать боеспособна; поник стяг — значит враги сломили силу войска, значит поражение, конец боя... Знамена всегда воодушевляли русских воинов в битвах. Важные изменения в эволюции знамен произошли в XVIII в. При Петре I был составлен первый воинский устав. В нем Пётр1 утвердил сложившихся в веках традиции почитания знамени и ввел в армии клятву перед ним. И петровские солдаты - гвардейцы-преображены и семеновцы, гренадеры и драгуны, славные бомбардиры и пушкари - свято исполняли свой долг. Известно немало подвигов и примеров доблестной службы у воинских святынь. По мнению известного военного деятеля генерала М.И. Драгомирова, все может умереть для войсковой жизни, но неизменными и вечными останутся «дух и знамя — его вещественный представитель». Ни в одном музее мира нет российских флагов, взятых в бою. В то же время в музеях России хранятся сотни шведскюс знамен эпохи Карла XII, прусских знамен Фридриха II, армий Наполеона и Гитлера. Святое отношение к боевому знамени воспитывалось и в Советской Армии. С незапамятных времен наши предки почитали знамена свои. Разным было их наименование: стяг, хоругвь, прапор, бунчук, штандарт. Но всегда знамя олицетворяло честь, доблесть, славу, единство, верность отечеству, стремление к победе.
Охорона та відтворення біологічних ресурсів
4.15 Україна, завдяки своєму розташуванню, має надзвичайно багату різноманітну біоту, яка з півночі на південь на відносно невеликій території утворює чотири зони: широколистяно-лісову, лісостепову, степову і присередземноморську. Займаючи менше 6 % площі Європи, вона володіє не менш як 35 % її біорізноманіття і за цим показником випереджає майже всі європейські країни, лише незначною мірою поступаючись еталону багатства біорізноманіття – Франції. Причиною цього є і те, що Україна – перехрестя історично різних міграційних хвиль рослинного і тваринного світу з різних центрів походження, що перекочувались через неї, залишаючи на її поверхні свої сліди і живі пам'ятки цих хвиль. Таке саме Україна займає і геополітичне положення, перш за все між сходом і заходом. Ця погодженість зовсім різних явищ не є випадковою або результатом діяльності людини. Вона визначається історичною роллю, призначеною народу цієї країни у творенні історії третього тисячоліття. На її теренах проходить межа між широколистяними лісами Східноєвропейської та Центральноєвропейської провінції. За орієнтовними підрахунками кількість видів біоти України становить понад 70 тисяч. З них флора – понад 25 тис, видів (гриби і слизовики – 15 тис, водорості – 4 тис, лишайники – 1 тис, мохи – 800 і судинні рослини – 5,1 тис.) і фауна – понад 45 тис. видів (комахи – 35 тис, членистоногі без комах – 3,4 тис., черви – 3,2 тис. тощо). З них до Червоної книги України занесено 511 видів рослин і 382 види тварин. На Україні поширено понад 3,5 тис. асоціацій рослинних угруповань, що складає її національне багатство. Збереження його є обов'язковою умовою сталого розвитку. Воно має значення для всіх сфер людської діяльності: економічної, соціальної, екологічної, забезпечуючи людину більшістю матеріальних ресурсів, включаючи кисень, яким вона дихає, умови життя і визначаючи її культуру, духовність і менталітет. Людина розселялась у певних природних межах формування тої чи іншої біоти, особливості яких і є відображенням поділу людської спільноти на нації. Тому будь-яка деградація біоти призводить до вульгаризації нації і зрештою втрати її самобутності. Отже, якщо будь-яка нація хоче успішно розвиватися і не втратити своє "Я", вона повинна зберегти своє біорізноманіття і його ресурси. Це різноманіття, насамперед, рослинного світу, яке є автотрофним блоком біосфери і початковою ланкою всіх екосистемних процесів, забезпечуючи функціонування, стабільність та екологічну рівновагу біосфери, завдяки кругообігу енергії, речовини та інформації. На жаль, сьогодні інтенсивна діяльність людини призвела до значної деградації екосистем та глобальних екокриз (потепління клімату, зменшення озонового шару, забруднення важкими металами, нафтопродуктами, хімічними речовинами, кислотні дощі, спустелення ґрунтів). Вважається, що 65 % екосистем світу вже знищені або значно змінені. В Україні в І столітті н.е. в її теперішніх межах проживало близько 1,5 млн. чоловік, які повністю змінили рослинність лише на кількох відсотках території. Тоді ліси займали не менше 50 % території, степи – 35, болота та плавні – 6, солонці та солончаки – 4 і луки – 1 %. Сьогодні ліси займають 15,6% з лісосмугами, луки – 8,9, болота та плавні – 3, степи – менше 1 %. За цей час втрачено 150-200 переважно ендемічних видів рослин та тварин, тобто екосистеми зазнали незрівнянно більших втрат, аніж генофонд. Це зумовлює необхідність докорінної зміни існуючої системи використання біоресурсів. З природних біоресурсів сьогодні в Україні головну роль відіграють ліси, які займають близько 9 млн. га (без лісових смуг), на другому місці луки – 7,8 мли га. За багатством біорізноманіття всіх випереджають ліси та степи. Луки, болота, плавні тощо поступаються їм за цим показником у 2,5-3,5 раза. 4.16. 3.1. Ліси: сучасний стан та лісокористування Лісистість. У різних природних зонах України лісистість є різною: зокрема на Поліссі – 27 %, у Лісостепу – 13 %, Степу – 4 %. Середня лісистість країни – одна з найнижчих в Європі (табл. 7.1). Лісистість є недостатньою, не зважаючи на здійснені заходи щодо лісовідновлення та лісорозведення (рис. 7.1). Сповільнення темпів створення лісів було зумовлене, з одного боку, зниженням обсягів лісовідновлення в результаті зменшення площ рубок головного користування. З іншого боку, знизилися обсяги лісорозведення внаслідок домінування екстенсивного та технократичного підходів до розвитку сільського господарства, виникнення системної кризи 90-х років. Для створення мінімально необхідної лісистості, що становить 20 % (оптимальна 25-30 %), на першому етапі слід збільшити площу лісів хоча б на 3 млн. га за рахунок еродованих земель, неугідь тощо. Це дозволять стабілізувати екологічну ситуацію в країні та збільшити національні ресурси деревини.
Таблиця 7.1. Показники лісозабезпеченості в Європі
Рис. 7.1. Обсяги щорічного насадження та вирубування лісів в Україні у 1946-1995 роках
Лісокористування. За функціональною роллю ліси поділяються на 2 групи та 23 категорії захисності. Вважається, що ліси І групи виконують переважно природоохоронні функції, а ІІ – природоохоронні та експлуатаційні. Ліси І групи займають 55,8 %, ІІ – 44, 2 %. В свою чергу категорії захисності лісів І групи об'єднані в 4 класи: водоохоронні (3,6 %), захисні (30,4 %), санітарно-гігієнічні (18,7 %) і ліси спеціального призначення (3,1 %). Практично всі ліси комплексно виконують вищезазначені функції. Існуюча система їх поділу є громіздкою, не має аналогів у Європі і не відповідає сучасним поглядам на ліси як на багатофункціональну систему. В основу їх поділу повинні бути покладені принципові відмінності у господарюванні. Всі ліси країни за режимом лісокористування доцільно розділити на 4 класи: заповідно-генетичні, середовищно-захисні, рекреаційні та експлуатаційні. Таке групування лісів необхідно пов'язувати з утворенням господарських частин, що вимагає внесення кардинальних змін у Лісовий кодекс. Ліси в Україні є власністю держави. Лісовий фонд країни, окрім лісів державного значення, що підпорядковані Держкомлісгоспу (66 % загальної площі лісів), включає також ліси, які перебувають у користуванні 53 міністерств і відомств. В них (особливо у лісах Мінагропрому) рівень ведення лісового господарства значно нижчий, ніж у державних лісах. У зв'язку зі здійснюваними у країні процесами реформування та приватизації частина цих лісів є невизначеною. Це ускладнює реалізацію єдиної лісової політики. Найближчим часом необхідно розробити дієву нормативно-юридичну основу механізму контролю за станом лісів різних користувачів та веденням господарства в них. Розробку державних лісових програм та загальний контроль за їх реалізацією має здійснювати Держкомлісгосп. Вікова структура лісів нерівномірна. Розподіл площ деревостанів основних лісоутворюючих порід за віковими групами характеризується істотною розбалансованістю. Так, молодняки та середньовікові деревостани ростуть відповідно на 31 % і 45 % загальної площі лісів країни, а пристигаючі, стиглі та перестійні займають, відповідно, лише 13 і 11 % загальної площі (оптимальна вікова структура становить, відповідно, 36, 26,19 і 19 %). У сосновому господарстві нерівномірність розподілу деревостанів є ще контрастнішою. За цих обставин у найближчі 20-30 років активізуються процеси ослаблення та всихання лісів, збільшиться частка малоцінних і похідних деревостанів, погіршиться екологічна ситуація. Необхідно розробити нову нормативну базу лісогосподарської діяльності на основі класифікації лісів за режимом лісокористування. Заготівля деревини в лісах не перевищує розмір розрахункової лісосіки. Щорічний приріст деревини є досить високий (34,95 млн. м3). Ступінь його використання необґрунтовано низький. Частково це обумовлено домінуванням у Держлісфонді молодняків та середньовікових насаджень, а також дуже високою часткою лісів з обмеженим режимом лісокористування – на 47 % лісів поширюється заборона головних рубок; на 11 % лісів введено режим абсолютного заповідання. Це приводить до зростання загального запасу деревини в лісах. За останні 40 років він збільшився у 2,4 разу. До зменшення можливостей використання лісосировинної бази призвело збільшення протягом 1956-1996 рр. у 2,1 разу площі лісів 1-ї групи як важливого екологічного фактора. Разом із тим одночасно зростало споживання деревини в Україні і в кінці 80-х рр. досягло 36-38 млн. м3 на рік (у перерахунку на круглий ліс), з яких місцеві ресурси становили лише 40 % потреби. У зв'язку з економічною кризою в 90-х рр. спостерігалося істотне зниження обсягів заготівлі деревини з 15,3 млн. м3 у 1990 р. до 10,3 млн. м3 1999р. Нині в результаті спаду виробництва, неплатоспроможності споживачів реальні потреби у деревині в основному задовольняються за рахунок місцевих ресурсів. Основою планового забезпечення потреб господарства та населення місцевими ресурсами деревини стали ліси державного значення (рис. 7.2). До 70-х рр. у лісах державного значення здійснювалися надмірні рубки головного користування. Внаслідок змін, що відбулися у віковій структурі лісового фонду, суттєво змінився характер використання експлуатаційних лісів – намітився перехід до інтенсифікації рубок догляду. Натомість у лісах, що виключені з експлуатації, відбувалося нераціональне накопичення запасів стиглого лісу. На 1 січня 1996 р. у перестійних лісах і всіх користувачів, що виключені з експлуатації, запас деревини склав 15,4 млн. м3 або 73 % від запасу всіх перестійних деревостанів країни. Ці деревостани (186,5 тис. га) неефективно виконують екологічні та захисні функції. Існує реальна загроза їх масової загибелі. Намагаючись використати накопичену деревину перестійних деревостанів, в т.ч. виключених з експлуатації, підприємства лісового господарства змушені проводити малоефективні вибіркові санітарні рубки всихаючих дерев. Тому обсяги цих рубок в останні роки зросли, в той час як обсяги освітлень і прочисток через недостатнє фінансування – скоротились, що часто обумовлює небажану зміну порід. За 1990-1997 рр. площа загиблих деревостанів в Україні зросла у 2,3 разу. Максимального значення вона досягла у 1996 р. – 18,7 тис. га, з; них 9,7 тис. га загинуло від пожеж. Дефоліацією 2-4 класів пошкоджено 31 % площі лісів.
Рис. 7.2. Негативний вплив на ліси спричинила гідроенергетика, осушення сільськогосподарських (1,7 млн. га) і лісових (0,3 млн. га) земель Полісся та порушення режимів їх експлуатації, аварія на Чорнобильській АЕС – у зоні радіоактивного забруднення опинилося понад 3,5 млн. га лісів. Біорізноманіття лісів. На сьогодні до Червоної книги України занесено 433 види рослин і тварин, які зосереджені у лісах, перебувають під загрозою зникнення та потребують, невідкладних заходів щодо їх охорони. Найбільший вплив на зникаючі рослини серед антропогенних факторів мають: суцільне вирубування лісів (зазнає впливу 91 вид), зривання квітів на букети (80), випасання худоби (41) та витоптування нею рослин (15), рекреаційне навантаження (37), заготівля лікарської сировини (28), викопування рослин для пересадки на присадибні ділянки (23), викошування рослин (16), заготівля харчової сировини (14) та ін. Ці фактори поширені та є основними в усіх природних зонах України. Крім того діють фактори, обумовлені регіональними особливостями природних умов та ведення господарства: будівництво і прокладання доріг (Крим), осушення заболочених земель (Полісся, Лісостеп, Українські Карпати), розорювання земель (Степ, Лісостеп, Українські Карпати та Крим). Орієнтація на створення штучних лісів, в т. ч. монокультур із цінних для промисловості деревних порід і неконтрольоване відтворення вторинних лісів призвели до зменшення частки та зведення первинних лісів. Так, на Поліссі та інших терасах річок Лісостепу дубово-соснові ліси змінили чисті соснові, рідше – дубові. У Гірському Криму первинні хвойно-широколистяні ліси на південному макросхилі поступилися місцем монодомінантним листяним. На західному макросхилі Карпат значна частка екологічно стійких мішаних лісів замінена на нестійкі монокультури ялини. Основними антропогенними факторами, що здійснюють негативний вплив на тварин, є хімічна обробка (впливає на 71 вид) та суцільне вирубування (58) лісів, розорювання земель (32), знищення тварин людиною (21), осушення лісових земель (20), випасання худоби (18), викошування і випалювання трави (16), рекреаційне навантаження (16). Вони пригнічують 140 видів тварин або 74,9 % їх видів, занесених до Червоної книги України. Серед інших антропогенних факторів, що заслуговують на увагу, слід відмітити такі: порушення природної структури лісу та густоти покриву (11), санітарні рубки лісу (11), викорчовування рідколісся (6), будівництво ГЕС та затоплювання заплав (5), створення лісових культур (4) та інші. Суттєвим недоліком роботи зі збереження лісових тварин є недостатній рівень вивчення стану та відсутність даних про чисельність переважної більшості їх видів. Нині вживаються заходи щодо розведення та ведеться облік лише тих тварин, які належать до об'єктів мисливства і рибальства. На сьогодні ще не всі види лісової біоти, що занесені до Червоної книги України охороняються у лісах природно-заповідного фонду. Різними форми заповідання охоплено близько 900 тис. га лісів, в т.ч. виділено в окремі категорії 135 тис. га (заповідники, національні природні парки, регіональні парки тощо). Вони нерівномірно розміщені на території і не утворюють єдиної мережі у структурі природно-заповідного фонду країни. Збереження біологічного різноманіття лісів потребує посилення екологічних аспектів у лісокористуванні. Цьому сприяло б ширше впровадження в лісогосподарську практику наступного: поступових, вибіркових та комбінованих способів рубок з вдосконаленими і прогресивними технологіями; оптимізація віку дерев, призначених для головних рубок; розробка нормативної бази переходу на принципи ведення лісового господарства, що враховують особливості функціонування різних типів ландшафтних територіальних структур (генетико-морфологічної, басейнової, позиційно-динамічної та ін.); зменшення фрагментації лісів шляхом лісорозведення.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |