КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая психология
Влияние характеристик подсудимого на вердикт присяжных. Проблема точности показания свидетелей. Средства массовой информации и восприятие преступлений. Некоторые аспекты изучения судебной психологии. Криминальная информация распространена и легко усваивается. СМИ ежедневно напоминают о том, что преступность – серьезная проблема, которая угрожает любому; эвристика доступности легко срабатывает, когда мы делаем предположения о распространении преступности и ее опасности. Среди причин влияния СМИ на восприятие преступления – сильно выраженная склонность людей верить тому, что они прочитали в газете, услышали по радио или увидели по телевизору. Негативная информация в большей степени формирует наши суждения о морали, чем позитивная. Свидетели нередко ошибаются. Сильные эмоции, вызванные ситуацией, могут помешать обработке информации. Еще один фактор – гипотеза «когнитивного дефицита». На точность показаний влияет период времени между событием и судом. Многочисленные источники постсобытийной информации привносят в память добавления, которые усваиваются как субъективная «правда», уменьшая точность показаний. Точность снижается, если подозреваемый и свидетель принадлежат к разным расовым или этническим группам. Влияние адвокатов и судей на вердикт присяжных. На результат судебного разбирательства влияет то, что говорят или делают противостоящие друг другу адвокаты и судьи. Это влияние не ограничивается выяснением сути доказательств и юридическими тонкостями. Они стараются выбрать в качестве присяжных не наиболее компетентных граждан, а тех, кто будет поддерживать их сторону, и исключить тех, кто благосклонно отнесется к противоположной стороне. Даже опытные адвокаты выбирают присяжных, соответствующих положительным стереотипам (основываясь на факторах: род деятельности, возраст, внешность, пол, раса). В зале суда привлекательность подсудимого является важным фактором. Стереотипы и симпатия влияют на результаты судебных процессов. Привлекательные подсудимые, в отличие от непривлекательных, имеют больше шансов быть оправданными, получить легкое наказание или завоевать симпатию присяжных. Влияние привлекательности является наиболее сильным в случае серьезных, но не тяжких преступлений. Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. Значит, вопросы о том, как эти отношения представлены в психологии людей, оказывает ли психология человека какое-либо влияние на экономические отношения, политическую экономию, мало интересуют. Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно вне экономического контекста. Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии. Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп. На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции. Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир. Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения: 1) побуждения, или мотивы деятельности, экономического человека; 2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей; 3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций; 4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду. Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий. Экономическая психология имеет много общего с медициной. Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики. Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику. Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление. Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции маржинализма, так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга. Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики. Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |