КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3: Предложение и его изменения
Предложение — это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Применительно к конкретной ситуации предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы и в виде схемы. Таблица 4.2. Величина предложения продукции (данные условные)
Табл. 4.2 показывает, какое количество товара будет предложено к продаже по каждой возможной цене. Мы видим, что при снижении цены товара его количество, предлагаемое к продаже, уменьшается. Та же информация представлена на графике (4.6). Этот график называется кривой предложении (S). Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители желают предложить для продажи на рынке. Естественно, возникает вопрос: почему кривая предложения имеет положительный наклон? Или, другими словами, почему производители согласны производить больше товаров только в том случае, если их рыночная цена возрастает. В курсе экономической теории вы найдете точный и теоретически обоснованный ответ. Теперь воспользуемся логикой. Положительный наклон может быть объяснен, во-первых, тем, что более высокая цена товара стимулирует производителей, т. е. заставляет их посвятить производству этого товара больше времени. Во-вторых, объяснением восходящего наклона кривой предложения может быть тот факт, что по мере того как производственные возможности фирм исчерпываются, возрастают альтернативные издержки, связанные с производством добавочной продукции. Так, например, стремление увеличить объемы производства требуют зачастую повышения заработной платы как компенсации возросшей интенсивности труда, использования более интенсивных технологий, требующих дополнительных затрат и т. д. Теперь же, глядя на кривую предложения, мы легко можем ответить на вопрос: какое количество товара будет произведено по каждой возможной цене? То есть, как и в случае с изменением величины спроса на продукцию, изменение цены единицы товара при прочих равных условиях может быть показано движением вдоль кривой предложения. Изменение величины предложения - это изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать в результате изменения цены товара. Таким образом, кривая предложения показывает зависимость между двумя переменными: ценой и величиной предложения при прочих равных условиях. Но в реальной действительности существует большое количество неценовых факторов, влияющих на возможность и желание производителей продавать свои товары на рынке. Изменение какого-либо неценового фактора приводит к тому, что зависимость между ценой и величиной предложения будет меняться. А это значит, что произойдет сдвиг кривой предложения. То есть изменится не величина предложения, а предложение. Новая кривая предложения будет выражать новую зависимость между ценой и величиной предложения. Изменение предложения - это изменение количества товара, которое производители желают и могут продать в результате изменения неценового фактора. Наиболее важными неценовыми факторами, которые приводят к сдвигу кривой предложения, являются следующие: изменение технологии, изменение цен на ресурсы, изменение цен на другие товары, а также изменение ожиданий. Предложение товаров на рынке является следствием их производства. Каждый производитель стремится производить товары максимально эффективным способом. Появление новых технологий позволяет производителям улучшить экономические параметры производства, что положительно сказывается на характере предложения товара. При прочих равных условиях продавцы смогут предложить за ту же цену большее количество товара, чем до улучшения технологии, или же снизить цену, по которой продавался товар до изменения технологии. И то и другое означает сдвиг кривой предложения (S2) вправо, т. е. после внедрения новой технологии изменение цены будет вызывать перемещение по новой кривой предложения. Если изменятся цены на ресурсы, используемые для производства товара (производственные ресурсы), то это, естественно, приведет к тому, что затраты на производство товара тоже изменятся. При повышении цен на ресурсы затраты, связанные с производством товара, возрастут, а при снижении цен на ресурсы -уменьшатся. Снижение цен на ресурсы, несомненно, вызовет желание и возможность предложить товар для продажи на рынке. Рост цен на производственные ресурсы приведет к тому, что к продаже будет предлагаться меньшее количество товара, чем до повышения цен. Это выразится в сдвиге кривой предложения (S\) влево (рис. 4.8). Снижение цен на производственные ресурсы вызовет обратную реакцию (рис. 4.9). После изменения цен на ресурсы изменение цены товара будет вызывать перемещение по новой кривой предложения. Может повлиять на предложение товара также изменение цен на другие товары. Однако такое влияние возможно только в том случае, если рассматриваемый нами товар и те товары, цены на которые изменились, производятся из одних и тех же ресурсов. Если цены на какие-то товары, производимые из тех же ресурсов, что и наш товар, возрастут, это вызовет желание у производителей перебросить ресурсы на производство подорожавшего товара, что, естественно, скажется на желании и возможности предложить к продаже наш товар. При прочих равных условиях произошедшие перемены вызовут сдвиг кривой предложения нашего товара влево. Это будет свидетельствовать о том, что предложение товара по каждой возможной цене сократится. Снижение цен на товары, производимые из тех же ресурсов, что и наш товар, вызовет обратную реакцию. Существенное влияние на предложение товара может оказать изменение ожиданий производителя. Если, например, производитель какого-либо товара предполагает увеличение спроса на этот товар, а, следовательно, и рост цены на него, то можно предположить увеличение предложения данного товара даже в случае, если действующие цены на товар низки. Это свидетельствует о том, что производители больше ориентируются на будущий спрос и на будущие цены, т. е. на спрос и на цены в момент, когда его товар поступит для продажи на рынок. В этом отношении изменение ожиданий способно повлиять на предложение даже в большей степени, чем на спрос.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |