Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура тренировочного процесса в туризме

Содержание туристской подготовки и ее этапы

Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму

Основы туристской подготовки и тренировки


Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.

2. Содержание туристской подготовки и ее этапы.

3. Структура тренировочного процесса в туризме.


Степень успешности и безопасности любых, как рекреационных, так и спортивных туристских мероприятий, базируется на всесторонней подготовленности их участников и руководителей (инструкторов). Они должны обладать физической, морально-волевой, теоретической и технико-тактической подготовленностью, позволяющей перенести характерные для данного похода (соревнования) нагрузки, преодолеть без аварий классифицированные участки маршрута и технические этапы соревнований, грамотно организовать и провести необходимое туристское мероприятие, в том числе осуществлять руководство данными мероприятиями. Такая туристская подготовка обязательна для всех участников спортивно-туристской деятельности и руководящего (инструкторского) состава рекреационно-туристских мероприятий.


В чем заключается процесс туристской подготовки? Определим, что туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для успешного, эффективного и безопасного проведения туристских мероприятий (походов и соревнований). По своей сути в туризме это процесс повышения уровня квалификации туристов, их подготовленности к организации и проведению разных форм рекреационных и спортивных туристских мероприятий, начиная от оздоровительных походов и соревнований, заканчивая спортивными походами и соревнованиями по виду спорта «туристско-прикладное многоборье». В рекреационном туризме туристская подготовленность руководящих кадров позволяет в частности правильно оценить и планировать посильные для участников мероприятий оздоровительные физические нагрузки, найти наиболее эффективные средства отдыха и оздоровления участников туристских мероприятий, обеспечить их безопасность. В спортивном туризме туристская подготовленность туристов позволяет им в частности: эффективно преодолевать характерные естественные препятствия, правильно организовать свое жизнеобеспечение в данном районе путешествия, успешно ориентироваться на маршруте, переносить предельные для похода данной сложности физические и психические нагрузки.

Понятие «подготовка туриста» лишь частично совпадает с понятием «тренировка туриста». Термин тренировка означает систематические упражнения для приобретения или совершенствования специальных умений и навыков. Понятие подготовки туриста, кроме собственно тренировки (развития) специальных двигательных качеств, общей и специальной выносливости, овладения техникой и тактикой преодоления маршрута, включает в себя и обучение методике планирования тренировочного процесса, управлению туристскими мероприятиями, умениям и навыкам жизнеобеспечения в экстремальных условиях среды и т.д. Таким образом, понятие «туристская подготовка» охватывает все теоретические и практические аспекты туристской деятельности и предусматривает разностороннее спортивно-педагогическое совершенствование людей, занимающихся данным видом деятельности.

Туристская подготовка в рекреационном туризме по отношению к инструкторским кадрам т.о. должна рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического совершенствования. С точки зрения участников рекреационных туристских мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ.

Какие задачи призвана решать туристская подготовка? Выше мы уже привели примеры характерных задач, которые решаются в процессе специальной туристской подготовки. Попытаемся систематизировать важнейшие направления спортивно-туристской подготовки, и определим ее главные задачи. Итак, туристская подготовка направлена на решение следующих задач.

· Приобретение необходимого объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.

· Обеспечение необходимого уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.

· Воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристской группе.

· Всестороннее овладение туристской техникой и тактикой.

· Совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и соревнованиями (в том числе в управлении рисками).


Туристская подготовка представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая подготовка), специальная, физическая и интегральная (Федотов, Востоков, 2003). Схематично система туристской подготовки представлена на Рис. 1.

Что представляет собою общетуристская (теоретическая) подготовка? Общетуристская подготовка – это процесс формирования знаний по дисциплинам, необходимым в туристской деятельности. Сюда отнесем образование в области экологии и охраны окружающей среды, географии, истории, культуры родного края и иных районов проведения походов. Кроме того, к теоретической подготовке относиться и формирование знаний о нормативных, управленческих основах туризма, системе подготовки туристских кадров и т.д. То есть общетуристская подготовка – это теоретическая подготовка, направленная на получение разнообразных знаний, необходимых для эффективного осуществления туристской деятельности.

Что представляет собою специальная туристская подготовка? Специальная подготовка подразумевает с одной стороны формирование у туриста системы специальных знаний. К категории специальных можно отнести, например, знания методики организации и проведения походов; знания технических приемов и средств преодоления естественных препятствий маршрута, разрядных требований в спортивном туризме и т.д. С другой стороны специальная подготовка направлена на формирование комплекса практических умений и навыков в разных областях туристской деятельности (см. Рис.1). При этом под категорией «навык» будем понимать умения выполнять определенные действия, работу, доведенные до автоматизма в процессе учебы и тренировки.

 

Формирование специальных туристских знаний, умений и навыков происходит со значительным акцентом на вид туризма по способам передвижения. Например, техника организации страховки, способ преодоления и сам характер естественных препятствий весьма специфичны в отношении пешеходного, лыжного, водного туризма. Такая специфика определяет, разумеется, и особенности специальной подготовки. Чем более высокие спортивные цели ставит перед собою турист в выбранном им виде туризма, тем более узконаправленной, особенной становится его подготовка. Поэтому на практике достаточно сложно (хотя и возможно) быть одинаково хорошим спортсменом и специалистом в разных видах туризма. При этом, однако, если мы рассматриваем рекреационный, оздоровительный туризм, где маршрут не является технически сложным, инструктору необходимо быть специалистом «широкого профиля» и владеть достаточным минимумом специальных знаний, умений и навыков для организации туристских мероприятий в разных видах туризма.

Ниже мы кратко обозначим содержание разделов специальной подготовки (в ряде специальных лекций мы достаточно полно представили сведения об организации и проведении туристских мероприятий и разновидностях туристской техники).

Какие разделы включает в себя специальная подготовка и каково их содержание? Организационная подготовка включает в себя формирование системы знаний, умений и навыков (ЗУН) организации туристских мероприятий разного уровня массовости и сложности. Она «вооружает» туриста методикой определения целей и задач туристского мероприятия, комплектования туристской группы, разработки маршрута похода и его плана-графика, подготовки снаряжения и рациона питания туристов. В процессе подготовки турист учится составлять необходимую документацию, планировать дистанции туристских соревнований, решать иные организационные задачи.

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, позволяющим читать карту и проводить необходимые измерения по карте, ориентироваться на маршруте похода и на дистанциях соревнований, владеть соответствующими приборами и инструментами.

Техническая подготовка (во взаимосвязи с тактической) позволяет эффективно и безопасно преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на маршруте похода и дистанциях соревнований. Она включает формирование ЗУН по технике туристской страховки, ориентирования на местности, организации бивака, поисково-спасательным работам и технике передвижения по естественным препятствиям.

Тактическая подготовка подразумевает формирование ЗУН в осуществлении целенаправленных действий, оптимизирующих решение различных туристских задач. Тактическая подготовка преследует цель научить туриста рационально распределять свои силы на маршруте, выбирать оптимальный путь движения и способ преодоления препятствий, восстанавливать силы после ходового дня и т.д. Тактическая подготовка направлена и на решение «оптимизирующих» задач походной группы в целом. Примером таких задач в предпоходный период является выбор подходящей тактической схемы маршрута и классифицированных участков в районе путешествия, рациональное распределение препятствий разной трудности по нитке маршрута, выбор оптимального походного снаряжения, средств связи и т.д.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости, целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и коллективизма). Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного психологического микроклимата и т.д.

Подготовка по обеспечению безопасности включает в себя формирование знаний об объективных и субъективных опасностях, характерных для туристской деятельности, знаний, умений и навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в полевых условиях. Кроме того, к данной подготовке отнесем формирование системы ЗУН в области радиосвязи и владения аварийными сигналами, ЗУН по технике безопасности.

Какие задачи призвана решить физическая подготовка туриста? Физическая подготовка туриста должна обеспечить:

· Его общую физическую подготовленность.

· Его специальную физическую подготовленность (в зависимости от вида похода и специфики преодолеваемого маршрута).

· Закаливание организма, его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, воздействии иных неблагоприятных факторов среды.

В процессе тренировок на общую физическую подготовку развивают необходимые для занятия активным туризмом физические качества: общую выносливость, силу, гибкость тела, быстроту движений, ловкость. При этом развитие общей выносливости имеет в тризме первостепенное значение. Для туристских походов характерны значительные по объему нагрузки в основном небольшой или средней степени интенсивности (см. методическое занятие «Планирование уровня физической нагрузки в рамках рекреационных туристских мероприятий и методы педагогического контроля и самоконтроля функционального состояния (работоспособности) туристов»). Тренировка общей выносливости, в частности, увеличивает показатель аэробной энергетической производительности организма туриста и позволяет без сверхусилий и предельного напряжения функциональных систем организма выполнить необходимую работу на маршруте.

Общая физическая подготовка служит основой специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических физических качеств необходимых для определенного вида туризма, для определенных видов соревнований: специальную выносливость, скоростно-силовую выносливость и т.д. В частности, в процессе специальной физической подготовки туристов, занимающихся горно-пешеходным, лыжным туризмом развивается выносливость в преодолении пересеченного, горного рельефа с отягощением (рюкзак). Для них имеет существенное значение развитие скоростно-силовой выносливости (возможности относительно длительного выполнения работы с максимальными усилиями), например, для эффективного движения по страховочным перилам с грузом, а так же развитие силы ног. Для туристов водников особое значение имеет специальная выносливость и сила рук.

Каково содержание интегральной подготовки туриста? Интегральная подготовка в туризме осуществляется непосредственно в условиях туристских походов и соревнований. Она является, по сути, основным средством повышения мастерства в преодолении естественных препятствий маршрута, и дистанций соревнований; получения необходимых знаний и навыков в организации и проведении туристских мероприятий. От других видов подготовки интегральная подготовка отличается максимальной цельностью. С одной стороны, все накопленные ранее знания умения и навыки реализуются (применяются) туристами в походе или на соревнованиях. С другой стороны, само участие в походе, соревновании дает некую новую сумму знаний, умений и навыков, в результате решения ситуационных задач, преодоления характерных естественных препятствий, жизнеобеспечения в специфических климатических, погодных условиях, которые невозможно полностью смоделировать в рамках тренировочного процесса. Таким образом, интегральная подготовка приносит бесценный туристский опыт, который невозможно заменить никакой иной подготовкой (в данном случае подготовка туриста соответствует справедливому утверждению «чтобы научиться бегать, надо …бегать»).

Наиболее эффективно интегральная подготовка туристов осуществляется в процессе проведения учебно-спортивных туристских мероприятий (в учебных походах, на учебных туристских сборах). В частности, особенностью учебно-спортивных туристских походов является то, что кроме достижения собственно спортивных целей (преодоления маршрута) в них сознательно преследуется и цель обучения туристов. План проведения учебного похода предусматривает учебу туристов разнообразным компонентам техники и тактики непосредственно на маршруте (соответственно, на это отводится значительная часть походного времени). Более подробно особенности организации и проведения учебных походов указываются нами в специальной лекции. Укажем лишь, что программа обучения студентов, будущих специалистов в области активного туризма, обязательно предусматривает определенный объем интегральной туристской подготовки.

На какие этапы принято разделять процесс туристской подготовки? Одной из особенностей туризма, как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется главными нормативными документами – Правилами совершения спортивных походов и Единой Спортивной Классификацией Республики Беларусь. Постепенность в наращивании сложности походов (читай, приобретение необходимого туристского опыта) – это один из принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен неукоснительно соблюдаться. Таким образом процесс туристской подготовки в спортивном туризме является многолетним и поэтапным. Например, для выполнения нормативов мастера спорта в спортивном туризме (начиная от уровня «новичка»), требуется как минимум 6-10 летняя туристская подготовка. Точно так же поэтапно происходит не только подготовка спортсменов-туристов, но и подготовка инструкторско-преподавательского состава в спортивно-оздоровительном туризме: от организатора туристских массовых мероприятий до инструктора-методиста спортивно-оздоровительного туризма.

В многолетней спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Ганопольский и др., 1987).

· Ознакомительный и начальный этап подготовки.

· Базовый этап подготовки.

· Этап спортивного совершенствования.

· Этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.

Ознакомительный и начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в степенных детских походах и походах первой категории сложности.

Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах 2,3 к.с., выполнение норм на присвоение второго спортивного разряда.

Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах 4, 5 к.с. соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение нормативов первого разряда, к.м.с.

Этап спортивного мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.

На основании спортивной туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и общественных туристских кадров (инструкторского состава) (Рис. 2). В данном случае туристы учатся методике управления туристскими спортивными и рекреационными мероприятиями в широком смысле слова. Например, базовая спортивная подготовка туристов, является необходимым требованием для подготовки руководителей активного туризма «среднего звена»: инструкторов туризма, гидов-проводников туристских групп. Основанием для подготовки инструкторских кадров «высшего звена» – старших инструкторов-методистов спортивного туризма, служит спортивная подготовка уровня мастера спорта.


Как и в иных видах спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д) и логике подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности.

В частности, в каждый год обучения туристской специальности в вузе, студенты проходят циклы тренировок, направленные на рост их физической готовности и технико-тактического мастерства. При этом содержание первого года тренировочного процесса (цикла) предусмаитривает, в частности, овладение ими начальными умениями и навыками в технике туризма, а его главной спортивной целью является их участие в походе первой категории сложности, в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью (ТПМ) начальной группы сложности. Содержание последующих лет тренировок (последующих циклов) направлено на спортивное, в том числе технико-тактическое совершенствование вплоть до достижения базового уровня туристской подготовки, а их главной спортивной целью является участие студентов в походах 2-й, 3-й категории сложности и в соревнованиях по ТПМ 4-й, 3-й группы.

Структура тренировочного процесса в туризме обусловлена спецификой туристской деятельности и исходит, прежде всего, из следующих ее особенностей.

· Физическая нагрузка в походе оказывает значительное воздействие на туриста в течение длительного времени (ходовое время дня, бивачные работы).

· Преодоление объективно опасных естественных препятствий требует высокого технико-тактического мастерства и определенных психологических качеств.

Можно сказать, что задачей тренировочного процесса в туризме является создание оптимальных условий для долговременной адаптации организма человека к высоким физическим, психическим нагрузкам, ожидаемым в походах данной категории сложности.

Какова структура тренировочного цикла в туризме? В отличие от других видов спорта, где принят 4-х летний цикл тренировочного процесса (цикл подготовки к главным соревнованиям четырехлетия – олимпийским играм), в туризме традиционным является однолетний или двухлетний тренировочный цикл (цикл подготовки к главному в сезоне спортивному походу или ключевым соревнованиям).

Годичный (двухгодичный) тренировочный цикл (назовем его – макроцикл) включает в себя логично связанные между собою элементы. В основании тренировочного процесса лежат отдельные упражнения, направленные на развитие того или иного физического качества или умения. В основном это двигательные действия циклического (бег, плавание, лыжный ход) или ациклического характера. Кроме того, в качестве упражнений в туристской тренировке используются элементы техники туризма: вязка узлов, определение азимута на видимый объект и пр. Совокупность упражнений на развитие определенного качества (определенного технического навыка) составляет тренировочное задание, а совокупность заданий – тренировочное занятие. В отдельном занятии могут сочетаться различные по направленности и сложности тренировочные задания (например, развитие функциональной выносливости и координации; развитие скоростной выносливости и силы ног и рук).

Следующей ступенью в иерархии тренировочного цикла является микроцикл, включающий несколько тренировок (например, недельный микроцикл, состоящий из 2-5 логически связанных тренировочных занятий, направленных на решение главной задачи микроцикла). В микроцикле могут сочетаться как сходные так и разноплановые по содержанию занятия. Например, тренировки направленные на овладение специальными техническими умениями и навыками, могут сочетаться в микроцикле с тренировками, поддерживающими достигнутый уровень общей и специальной физической выносливости; тренировки на развитие общей выносливости могут сочетаться с развитием ловкости, гибкости, координации движений.

Мезоцикл включает в себя ряд тренировочных микроциклов. Он занимает по продолжительности месяц и более. Тренировки в мезоцикле направлены на решение специфических для данного периода тренировочного процесса задач. Например, первый тренировочный мезоцикл вначале подготовки к участию в главном спортивном походе сезона (главном соревновании) направлен обычно на развитие общей выносливости и закладывает фундамент физической подготовки на весь сезон. Мезоциклы непосредственно предшествующие походу включают как тренировки на освоение туристской техники, так и тренировки на развитие специальной выносливости и наиболее важных для осуществления похода физических качеств (силы ног и рук, гибкости тела, координации и пр.). При этом уровень общей выносливости поддерживается на достигнутом уровне. Принцип построения мезоциклов предполагает такую их продолжительность и содержание, (набор микроциклов) чтобы они соответствовали решению отдельных вышеуказанных задач подготовки туриста.

Наконец высшая ступень в цикле туристских тренировок – макроцикл (1-2 года), который включает запланированный набор мезоциклов. Мезоциклы в пределах тренировочного макроцикла взаимосвязаны друг с другом, так, что их последовательность и содержание решают общую задачу физической, технической и психологической подготовленности к осуществлению спортивного похода (к успешному выступлению на соревнованиях). Обращаем Ваше внимание на то, что весь тренировочный макроцикл построен, в соответствие с календарным планом осуществления походов и участия в зачетных соревнованиях в предстоящем туристском сезоне и разделен, по характеру решаемых в отдельные периоды тренировочного процесса задач на отдельные периоды.

На какие периоды принято разделять тренировочный процесс в туристском сезоне и каковы важнейшие задачи, решаемые в данные периоды? Тренировочный процесс в каждый туристский сезон принято разделять на три периода: подготовительный, основной и переходный. В подготовительном периоде тренировочного процесса туристы достигают необходимого уровня общей и специальной физической подготовки, укрепляют морально-волевые качества, совершенствуют технико-тактическое мастерство, повышают уровень специальных и теоретических знаний. Иными словами в данный период осуществляется всесторонняя подготовка к участию в главном в текущем сезоне спортивном походе или в главных соревнованиях. Подготовительный период предшествует основному. Он практически равен по продолжительности основному, либо является более продолжительным. Вначале данного периода тренировок, как мы уже упоминали в предыдущем разделе лекции, у туристов повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Затем, осваиваются, совершенствуются технические приемы и улучшается спортивная форма туристов средствами специальной технической и специальной физической подготовки. Наконец, этот период завершается становлением необходимой физической формы и нужного уровня технического совершенства.

Основной период тренировочного цикла включает тренировки, осуществляемые непосредственно перед началом похода или соревнований и собственно участие туристов в походах и соревнованиях. Именно в этот период туристы решают главные спортивные задачи сезона: успешное преодоления маршрута похода (дистанций соревнований); совершенствования техники и тактики туризма; поддержание достигнутого уровня физических и морально-волевых возможностей; выполнения нормативных требований для присвоения спортивных разрядов и званий. Объем и интенсивность нагрузки в основной период работы является максимальными. При этом физические и психические нагрузки переносятся туристами успешно, если в эффективно проведен подготовительный период тренировок и предыдущие сезоны тренировок.

В переходном периоде осуществляется постепенный переход от предельных нагрузок основного периода тренировок к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Это период снятия утомления и восстановления нормального функционирования организма. Достигаются эти задачи разнообразными средствами: педагогическими, физиотерапевтическими, фармакологическими.


Литература по теме лекции

 

1. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М., 1989.

2. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта-М.1996

3. Подготовка кадров спортивного туризма Российской Федерации/ Документ Туристско-спортивного Союза России. – авт. составители М.Ю. Васильев и др. – 2006. – 106с.

4. Программа подготовки кадров в спортивном туризме (базовый уровень). – Русский турист. 2001. – выпуск 7

5. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи­ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.

6. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели социального государства в мировой практике | Осокин Н. А
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.