Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление финансами




 

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономи­кой высоких результатов. При этом под управлением понимается сово­купность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного эконо­мического развития страны трудно переоценить. Особенно важно фор­мирование научного фундамента для разработки и осуществления прак­тических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управле­нию финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики го­сударства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответст­вующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюд­жета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими мож­но лишь через изучение и познание специфических свойств и возможно­стей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве

финансы выступают объектом управления. Объектами управления явля­ются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классифи­кацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три ос­новные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отноше­ния и государственные финансы. Что касается субъектов управления фи­нансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осущест­вляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым ап­паратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды фи­нансовых отношений, складывающихся в государственных и муници­пальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления фи­нансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управле­ния. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в сле­дующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирова­ние; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управле­ния финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ре­сурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные на­правления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствова­ния. Финансовое планирование способствует достижению пропорцио­нального и сбалансированного функционирования и развития как от­дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управ­ления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление орга­низациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских ба­лансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины ана­лиза финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Феде­ральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осу­ществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюд­жета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат из­лишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана озна­чает управление активами и пассивами предприятия. Управление акти­вами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в ос­новные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансо­выми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оператив­ное управление финансами предполагает принятие финансовых реше­ний на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулиро­вания их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают эко­номические методы стимулирования. Например, в целях сокращения де­биторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товаро­обменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное со­стояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показате­ли соответствующих финансовых планов, определяются возможные объ­емы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содейст­вует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, вырабо­тать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнози­рование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государст­венной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъ­ектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее ха­рактерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрез­вычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации до­полнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприят­ных последствий; непредвиденные события, связанные с международны­ми осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлече­ния дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к ры­ночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обес­печить стабильное развитие экономики страны и нормальное функцио­нирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населе­ния, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Ми­нистерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых органи­заций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельно­сти органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о дей­ствительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффектив­ности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществ­ляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает со­поставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля.

От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется ка­чеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансо­вой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового ре­гулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основ­ным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федератив­ное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоя­тельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное само­управление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполни­тельные органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Мини­стерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможен­ный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Министерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирек­ции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерст­во финансов РФ, основными задачами которого являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджет­ного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налого­вой и валютной политики РФ;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и осущест­вление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направле­ниях социально-экономического развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, со­ставление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

- разработка и реализация программ государственных заимствова­ний, управление внутренним и внешним долгом РФ;

— разработка и реализация единой политики в сфере развития фи­нансовых рынков РФ;

— участие в разработке и проведении единой политики в сфере фор­мирования и использования государственных ресурсов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней;

— разработка единой методологии составления бюджетов всех уров­ней и отчетов об их исполнении;

— осуществление финансового контроля за рациональным и целе­вым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюд­жетных фондов;

— методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетно­стью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс орга­низационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблю­дение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйст­вования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регули­рование финансовой системы страны проводятся высшими законода­тельными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществля­ется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

В системе управления финансами особое место с точки зрения эф­фективности их формирования, распределения и использования в обще­ственном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Фи­нансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения зако­нодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной ста­дией процесса управления финансами.

Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных администра­тивных образований, предприятий и организаций), соблюдением финан­сово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производст­венных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйст­венных операций.

Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходова­ние материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансо­вого контроля — проверка неукоснительного выполнения законодатель­ства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой служ­бой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогран­ную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и рас­ходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финан­совый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

В российской практике используются различные формы финансово­го контроля. Они классифицируются по следующим признакам:

— по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициа­тивный, внешний и внутренний контроль;

— по времени проведения — предварительный, текущий и последую­щий контроль;

— по субъектам — государственный, органов местного самоуправле­ния, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйствен­ный, независимый (аудиторский) контроль;

— по объектам — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный кон­троль.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Мини­стерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителя­ми бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюд­жетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и по­лучателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Глав­ные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, незави­симые аудиторские фирмы и др.

Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выпол­няют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-реви­зионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Госу­дарственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них.

Как отмечалось, управление централизованными финансами возло­жено на Счетную палату РФ. Счетная палата — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) орга­низация и осуществление контроля за своевременным исполнением до­ходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) опре­деление эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых ак­тов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное предос­тавление Совету Федерации и Государственной Думе информации о хо­де исполнения федерального бюджета и результатах проводимых кон­трольных мероприятий.

Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на мес­тах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, со­блюдением соответствующего налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного коми­тета — проверка документов, связанных с исчислением и уплатой нало­гов, взимаемых таможенными органами.

Необходимо различать государственный и негосударственный кон­троль.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Ми­нистерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующие бюджеты.

Главной задачей государственного контроля является содействие ус­пешной реализации финансовой политики государства путем обеспече­ния соблюдения финансового законодательства, финансовой дисципли­ны, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджет­ных средств.

Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется ор­ганами государственной власти и управления (контрольно-ревизионны­ми отделами министерств, ведомств).

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непо­средственного участия государства, но в соответствии с государственны­ми законами и нормативными актами. К негосударственным видам фи­нансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повыше­ние эффективности использования финансовых ресурсов экономиче­ских субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый кон­троль осуществляется отдельными физическими лицами на доброволь­ных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствую­щим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба, налоговая полиция и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и ауди­торские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организа­ционно-правовую форму, предусмотренную российским законодатель­ством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской Деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и ау­диторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток — низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, Регулирующих их работу.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предвари­тельный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рас­смотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюд­жетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансо­вых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его зада­ча — своевременный контроль за правильностью, законностью и целесо­образностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансо­вых операций. Его задача — выявление недостатков и упущений в ис­пользовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмеще­ние нанесенного ущерба; привлечение к административной и материаль­ной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Государство для осуществления своих функций и достижения опре­деленных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставлен­ных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправ­ленных мер государства в области управления финансами в целях опре­деления наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономиче­ской политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансо­вой политики включает: выработку концепций развития финансов, опре­деление основных направлений их использования и разработку мер, на­правленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

— обеспечение условий для формирования максимально возмож­ных финансовых ресурсов;

— установление рационального с точки зрения государства распре­деления и использования финансовых ресурсов;

— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

— создание эффективной и максимально деловой системы управле­ния финансами.

Одна из главных задач финансовой политики — предотвращать соци­альную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, по­вышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, раз­рабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государ­ства являются:

— выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стаби­лизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населе­ния страны в финансовых ресурсах;

— концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства для обеспечения финансирования расхо­дов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных орга­нов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;

— определение главных направлений наиболее эффективного исполь­зования финансовых ресурсов государства путем распределения их преж­де всего в приоритетные сферы;

— регулирование финансовых отношений с использованием фискаль­ной политики, предусматривающей совершенствование политики прави­тельства в области налогообложения в целях пополнения государствен­ной казны.

Главными направлениями государственной финансовой политики яв­ляются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможен­ная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансо­вой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществ­лению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию ком­плекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее по­строения и условий функционирования, мер по повышению эффектив­ности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной на­логовой политики — формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства нало­говой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отме­тить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по со­вершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам мож­но отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки нало­га на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социально­го налога — с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налого­вая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных ин­вестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансирова­нии инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что­бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестици­онной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач фи­нансового обеспечения социального развития общества, улучшение ус­ловий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граж­дан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охва­тывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация со­циальной финансовой политики предполагает упорядочение социаль­ных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уяз­вимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государст­венных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по времен­ной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и со­циальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные га­рантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непре­менным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нета­рифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика — это часть социально-эконо­мической политики государства по обеспечению сбалансированного рос­та финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние го­сударственных финансов на экономику значительно усиливается. Госу­дарство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, спо­собствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд прин­ципиальных решений по ее осуществлению принимается законодатель­ными органами власти — парламентами, которые утверждают государст­венные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) форми­рования и использования финансовых ресурсов, применяемых общест­вом в целях создания благоприятных условий для экономического и со­циального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджет­ный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назна­чению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма про­исходят путем изменения соответствующих норм и правил функциони­рования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенст­вование финансового механизма управления предприятиями, направлен­ного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные ре­зультаты производства. Здесь следует выделить совершенствование фи­нансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недо­оценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постанов­ления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможен­ным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являю­щейся, как отмечалось, составной частью общей экономической полити­ки страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирова­ния и реализации финансовой политики России в ближайшей и средне­срочной перспективе?

1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социаль­но-экономического развития страны, обеспечить единство целей финан­совой политики и целей развития экономики. В реальной действительно­сти финансовая политика последнего десятилетия была направлена пре­имущественно на быстрое изменение прежнего социального строя, она была в значительной мере оторвана от задач социально-экономического развития общества. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфля­ции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффектив­ным средством и условием решения намеченных социально-экономиче­ских задач общества. При этом важно понимать и другое: без обеспечения в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколь­ко-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы Рос­сии в международную финансовую систему. Это потребует соответствующего обучения новым финансовым технологиям, нового уровня знаний корпоративных финансов, финансового менеджмента и т. д. Однако главным направлением в финансовой политике должно стать укрепле­ние рубля, повышение доверия к отечественным финансовым, банков­ским и кредитным инструментам. Рубль должен занять равноправное по­ложение среди других валют, а в дальнейшем превратиться в сильную ва­люту. Необходимо постепенно уходить от практики деления денежного оборота на относительно автономные, развивающиеся по своим прави­лам части: рублевую, долларовую, бартерную. При неустойчивом рубле, зависимом от количества поступающих в страну долларов, трудно, если не невозможно, решить задачу восстановления единого управления де­нежным оборотом страны.

3. Финансовая политика должна быть направлена на существенное сокращение, а затем и предотвращение бегства капитала из страны. Крупный отток капитала, нелицензированный его вывоз, утаивание час­ти валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных бан­ках, перевод авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара — все это резко снижает потенциал рубля. Потребуется время для разработки и принятия соответствующих законов, в первую очередь закона о бегстве капитала, а также выработки мер по более эффективному валютному контролю.

4. Предстоит повысить качество бюджета, которое определяется как устойчивостью доходов и высокой собираемостью налогов, так и отлаженностью системы его исполнения. Здесь важно упорядочить систе­му казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансово­го контроля, особенно крупных ассигнований, обеспечить создание еди­ной системы бухгалтерского учета расходов бюджета.

5. Один из перспективных вопросов финансовой политики — вопрос о соотношении бюджетов разных уровней: бюджета центра и региональ­ных бюджетов. Не меняя резко сложившиеся пропорции между бюдже­тами разных уровней, необходимо тем не менее совершенствовать меж­бюджетные отношения. Необходимо в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции развития межбюджетных отношений стремиться к постепенному увеличению доли финансовых ресурсов региональных бюджетов, доведя это соотношение до 50: 50. В настоящее время это со­отношение складывается не в пользу региональных бюджетов.

6. Сохраняет актуальность проблема совершенствования налоговой системы. И это тоже важнейшая часть финансовой политики. Необходи­мо сделать налоговую систему реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий. Для позитивного воздействия налогов на эко­номический рост следует разумно сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования, предоставляя скидки тем компаниям, которые расширяют рынок сбыта нуж­ной обществу продукции или снижают цены на нее. Все еще сложна и ну­ждается в упрощении система налогообложения малого бизнеса. И в этой сфере налоги еще не стали локомотивом его развития. Рассматривая во­прос шире, можно сказать, что сама финансовая политика в целом, во всех ее направлениях должна иметь большую инвестиционную направ­ленность.

 

Выводы:

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­янного совершенствования механизма управления финансами на мак­ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для стабильного развития экономики.

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Какие органы управления финансами в РФ существуют на федеральном, региональном и местном уровнях?

3. Каковы цели и задачи финансового контроля?

4. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?

5. Что понимается под финансовой политикой и каковы направления ее проведения на современном этапе?

6. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

7. Что понимается под финансовым механизмом?

8. Что такое финансы?

9. Объясните, что такое финансовая система, назовите ее основные составные эле­менты.

10. Каковы функции финансов?

11 Охарактеризуйте распределительную функцию финансов.

12. Охарактеризуйте контрольную функцию финансов.

13. Объясните роль финансов в обеспечении воспроизводства и регулировании раз­вития экономики.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Бабич А, Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2.Грязнова А. Г. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004.

3.Дадашев А. 3., Черник Д. Г. Финансовая система России: учеб. посо­бие. М, 1997.

4..Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. посо­бие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.

5.Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г.Грязновой. М.: Финансы и статистика,2004.

6.Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Фи­нансы и статистика, 2004.

7.Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.