Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Рыночная экономика и ее законы




Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Однако кроме обращения как такового рыночные отношений включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры (посредники, различные банки, биржи, страховые компании и т.п.).

Поэтому, в широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредита, финансов).

Когда говорят о рыночной экономике, обычно выделяют два этапа ее развития: стихийный рынок (XV – XIX вв.) и организованный, который функционирует под определенным воздействием со стороны государства (XXв.).

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие сдерживающие факторы: несовершенство российского законодательства, непомерно высокие налоги, рост криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные сделки), предоставление свобод торгово-спекулятивному предпринимательству. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.

Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются:

1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;

2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности;

3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом;

4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.

5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;

6) рыночная инфраструктура.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

• Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.

• Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

• Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

• Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

• Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

• Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.

История человеческой цивилизации выделяет две основные формы хозяйствования: натуральное хозяйство и товарное. Натуральное хозяйство возникло во времена первобытнообщинного строя, существовало в античные века и при феодализме, определенные его элементы существуют и в настоящее время (некоторые африканские и азиатские страны).

Основные черты натурального хозяйства:

• представляет собой замкнутую систему экон. отношений и движения экон. благ: кто производит блага, тот и распределяет и потребляет их;

• объемы производства продукции малы вследствие низкого уровня вооруженности труда и его организации;

• отсутствует специализация производства, т.е. одним производителем или группой лиц производятся все необходимые блага.

Общественное разделение труда и специализация во многом способствовали становлению и развитию более прогрессивному способу хозяйствования – товарному хозяйству.

Более развитой формой хозяйствования является товарное хозяйство. Под товарным производством понимается организация общественного хозяйства, при которой продукты труда производятся отдельными обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на выработке какого-то одного. Для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, которые в силу этого становятся товарами на рынке.

Товарное хозяйство появилось в период разложения первобытнообщинного строя, получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме. Условиями его существования являются общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей, основанная на частной собственности на средства производства.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т.е. он приобретает общественное свойство. Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и произведенный для обмена. Однако не всякий продукт может быть товаром, т.к. некоторые продукты производятся для собственного потребления и не попадают на рынок, а, следовательно, не являются товаром.

Любой товар имеет стоимость, т.е. овеществленные в товаре общественно необходимые затраты на его производство. Это рабочее время, которое требуется для изготовления товара при среднем в данном обществе уровне производства и интенсивности труда. Закон стоимости гласит: производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости.

Общественно необходимые затраты труда выступают своеобразным нормативом, который выявляется на рынке и в который должны укладываться производители. Лишние затраты труда не признаются обществом. На рынке потребители не будут оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основной массы товаров данного вида.

Закон стоимости требует постоянного развития производительных сил и действует не прямо через сравнение индивидуального и общественно необходимого времени, а через цену, на которую влияют спрос и предложение.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание приобрести товар. Предложение – количество товаров, выносимых на рынок.

В зависимости от спроса и предложения возможны три варианта соотношения стоимости и цены товара:

1) спрос = предложению, тогда стоимость = цене;

2) спрос > предложения, тогда стоимость < цены;

3) спрос < предложения, тогда стоимость > цены.

Таким образом любой товар обладает двумя основными свойствами:

• Меновая стоимость – способность обмениваться на другие товары. Подобное равенство ежедневно и многократно повторяется в практике на рынке, субъекты которого не задумываются, что лежит в его основе. А ЭТ этот вопрос волновал со времен Аристотеля и до настоящего дня.

• Потребительная стоимость – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

В экон. литературе сложились три основных подхода при определении стоимости товара:

1. Теория трудовой стоимости. Ее разработчиком является К. Маркс, а сущность изложена выше (закон стоимости).

2. Теория предельной полезности. Она нашла широкое применение у маржиналистов, которые выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, на определенном уровне сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости товара.

3. Теория А. Маршалла, который попытался примирить две первые теории. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда он делает вывод, что полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности.

В современной науке все чаще звучат мнения об альтернативной теории стоимости, в качестве которой могут выступить:

- информационная теория стоимости, которая сейчас находится в зачаточном состоянии;

- разработка совершенно иного подхода к стоимости.

Рынок имеет довольно сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Структуру рынка можно рассматривать по следующим критериям:

• По экономическому назначению объектов рыночных отношений (схема):

• рынок товаров и услуг (рынок средств производства, предметов потребления, информации, различных услуг и т.д.);

• рынок рабочей силы;

• финансовый рынок (денежный, валютный, рынок капиталов, кредитов, ценных бумаг);

• рынок недвижимости (рынок жилья, нежилой недвижимости, земли).

• По пространственному признаку:

• городские (местные);

• региональные;

• межрегиональные;

• национальные;

• международные (мировые).

• По степени ограниченности конкуренции:

• монопольные;

• олигопольные;

• межотраслевые;

• По видам субъектов рыночных отношений:

• розничной торговли – когда покупателями выступают отдельные граждане;

• оптовой торговли – когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• государственных закупок сельхозпродукции – когда покупателем выступает государство, а продавцами – производители сельскохозяйственной продукции (колхозы, совхозы, фермеры и т.д.).

• По степени соблюдения законности:

• легальные, официальные;

• нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.

• По степени организованности:

- организованные (открытые, публичные, конкурентные рынки, на которых операции совершаются в соответствие с правилами, установленными государством и соглашениями его участников);

- неорганизованные (подразумевают любые формы дискриминации).

• По характеру обращения товаров:

• первичные – когда на рынок выносится новый товар;

• вторичные – купля-продажа уже находившихся в обращении товаров.

Основными законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Закон спроса гласит – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и наоборот (меньше – при их повышении).

Кроме цен на величину спрос влияют и другие факторы, которых называют неценовыми. К ним относятся качество продукции, уровень денежных доходов покупателей, величина цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары и услуги, количество покупателей, сезонность, мода, предпочтения и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD – спрос; Р – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-субституты; Pcom – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; В – прочие факторы.

Закон предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении.

К неценовым факторам предложения относят: налоги и дотации; число продавцов; психологический фактор (ожидание изменения цен); технология производства и пр.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs = f (P, Pr, К, Т, N, В),

где Pr – цены ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы.

При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке пересечения кривых. Цена в этой точке называется равновесной. Она одновременно устраивает и потребителя и продавца. Такая ситуация является оптимальной для любого рынка, на практике встречается достаточно редко и длится, как правило, непродолжительное время. В силу различных обстоятельств равновесие нарушается, однако рынок стремится опять вернуться в это состояние (график).

Важным понятием в экономической науке является эластичность спроса и предложения. Эластичность отражает зависимость меду спросом и ценами, между предложением и ценами, между спросом и доходами и т.д. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен и других факторов.

Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах:

Ed(p) = (Q2 – Q1)/Q2: (P2 – P1)/P2

Различают следующие типы эластичности:

• Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (К=1).

• Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в % (К>1).

• Неэластичный спрос, когда объем спроса в % изменяется медленнее, чем изменяется цена в % (K<1).

• Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (K=0).

• Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (K= ~)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.