Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и многообразие культур и цивилизаций

Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация.

Значение учебной дисциплины.

2. Понятие “культура”. Содержание и закономерности развития культуры

1.Значение учебной дисциплины. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит о многозначности его смыслов, но не об изученности самого феномена культуры. В обыденном сознании под культурой мы чаще всего понимаем правила поведения, умение следовать им, воспитанность и образованность. Также за этим словом закрепляются чаще всего духовные ее разновидности (религия, искусство, наука, образование и т.д.), мы оцениваем этим словом умения человека в материальном производстве (культура земледелия), в общении (культура речи).

Термин "культура" взят из латинского языка, означал возделывание, обработку почвы и издавна употреблялся, когда говорили о чем-то сделанном человеком, а не природой. Известный русский философ Н.А. Бердяев считал, что "в наше время нет темы более острой для познания и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их различии и взаимоотношении. Это тема об ожидающей нас судьбе". Все, что относится к культуре, изучают различные науки: история и социология, археология и этнография, не говоря уже о таких науках, как искусствоведение, философия, мораль. Своеобразную культуру несет в себе религия. У каждой из них свой интерес к культуре, и только философию она интересует не в своих частных, эмпирических проявлениях, а в целом, как феномен общественной жизни.

Изучение истории мировой культуры важно уже хотя бы потому, что многие ее проблемы имеют международный и даже глобальный характер. Мир, в котором мы живем сегодня, далек от совершенства. Судьба человечества, вступившего в третье тысячелетие, не безразлична каждому мыслящему человеку. История культуры в этом смысле – указатель дороги в будущее.

Существуют сотни более-менее верных определений феномена культуры. Это свидетельствует о разносторонности подходов к рассмотрению культуры как целого, о многомерности ее проявлений. Но вся множественность содержания этого феномена неразрывно связана с человеком – единственным творцом и носителем всего, что входит в понятие культуры. Иными словами, вся многоуровневая система культуры есть результат деятельности человека, который возделывает ее поле, как пахарь пашню.

Изучение этого процесса, именуемого историей развития общества, и есть основное содержание дисциплины «История мировой культуры», которая позволяет проследить взаимодействие и взаимное влияние друг на друга культуры и цивилизации, т.е. понять, как духовная сущность первой уживается с материальной сущностью второй.

В конечном счете изучение ИМК помогает преодолеть односторонность в развитии индивидуума, в формировании человеческой личности в условиях цивилизованного общества с его наукой и техникой, комфортно удовлетворяющими материальные, но не духовные потребности человека.

Цель изучения «История мировой культуры» –

1. Получить представление о сущности и эволюции мирового культурного процесса;

2. Усвоить фундаментальные понятия и категории культурно-исторического процесса.

2. Понятие “культура”. Термин «культура» латинского происхождения, восходит к слову cultura, то означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего разведение растений ли животных, уход за ними. Однако уже в римской античности этот термин приобрел переносное значение – «воспитание наставником». Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, смысл которой – человеческая ученость, образованность, для обозначения которых использовалось как базовое понятие humanitas.

Культура – это и мир окружающих нас вещей, это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Чем больше мы проникаем в культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем больше у нас оснований самим стать культурными.

Говоря о сущности культуры, можно выделить три ее основные сферы:

1. Предметы материальной и духовной деятельности человека.

2. Субъекты, творцы и носители культуры.

3. Национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), нравственность.

Многообразие подходов к исследованию и определению культуры обусловлено многогранностью и многоаспектностью самого феномена культуры. На Международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений культуры. В настоящее время их число доходит до 500.

Культура может рассматриваться с самых разных точек зрения.

· Так, философы-просветители (Ф. Шиллер) понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его духовное богатство.

· Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа.

· Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества».

· А. Лосев считает, что «культура – это предельное обобщение всего».

· А. Злобин понимает культуру как творчество, как духовное измерение всякой деятельности.

Т.О., одни авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» по аналогии с биологической. Другие рассматривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Существует множество толкований понятия «культура». Основное толкование сводится к тому, что под культурой понимается: синтез всех творческих достижений человечества и степень разумности самого человека. Культура – это способ освоения мира человеком.

Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от “некультурных” варваров. В Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям. В эпоху Просвещения культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала. Цель культуры — сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей “естественной” природы.

В XIX — начале XX века культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, “душевным настроением” жизни. Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века (имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др.) рассматривает культуру как повседневную реальность, имеющую скрытый смысл.

Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры — содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, его способности и деятельности. Культура всегда — творение человека. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Не может быть культура “до” или “вне” человека, как не может быть человека “до” и “вне” культуры; культура, как отмечалось, — сущностное, родовое свойство человека, который сам есть феномен культуры. Субъект культуры – Человек выступает как разумное динамическое существо, развивающее свой дух и творящее культуру. Объектом является надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводиться культура отдельного человека.

Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой, — связана с целеполаганием, то есть постановкой социально значимых целей и интенций их достижения. Поэтому культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование и “творение” новых ценностей и моделей.

Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного бытия и отношения, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и иные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Можно выделить 2 главные формы культуры:

· Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства — познание, нравственность, воспитание и образование, а также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию.

· Материальная культура связана с практически-преобразовательной деятельностью людей: предметы культа и искусства, архитектура, приборы, машины, механизмы и т.д.

Материальная и духовная культура находятся в органичном единстве друг с другом, разграничение же их носит функциональный характер. Так элементы материальной культуры являются результатом воплощения определенных идей, материализации знания (мост через реку, океанский лайнер, космический аппарат, высотное здание, компьютер), а духовная культура объективируется с помощью материальных средств (картина, фильм, музыкальное произведение, спектакль, скульптура).

Структура культуры – элементы, характеризующие процесс культурной деятельности, различные ее аспекты. Структура культуры включает: систему образования, науку, литературу, искусство, нравственность, политику, право, религию, мифологию.

Функции культуры:

1. Познавательная – представление о народе, стране, эпохе.

2. Ценностная – отбор и формирование ценностей.

3. Регулятивная - организация и регулирование жизни людей.

4. Информативная - трансляции накопленного опыта, обмен знаниями.

5. Социализации новых поколений – усвоение системы знаний и норм, приучение к социальному поведению, стремление к самосовершенствованию.

3.Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация.

Понятие «цивилизация» является родственным понятию «культура». Цивилизация происходит от латинского слова civilis – гражданский, государственный. Цивилизация отражает уровень общественного развития, противопоставляя его варварству. Античность, средневековье и новое время воспринимали эти понятия как синонимы. Постепенно цивилизация больше связывается с развитием техники, и начинает противопоставляться культуре.

В 19 веке развиваются основные концепции цивилизации (Шпенглер, Данилевский, Рерих, Бердяев), которые утверждают, что цивилизация – это уровень технологического развития, которое не только не гарантирует высокий уровень развития культуры, но ограничивает, тормозит развитие духовной культуры.

Основные толкования:

Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия “цивилизация” — культурологических (М. Вебер, В. Каволис), социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологических (Л. Гумилев), географических (Л. Мечников) — сводится, на наш взгляд, в конечном счете, к трем основным группам:

1. Синоним культуры.

2. Уровень, ступень, общественного развития, материальной и духовной культуры.

3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.

4. Конкретно – исторический тип общества.

В нашем курсе мы будем толковать цивилизацию как конкретно исторический тип общества. Мы будем изучать локальные (местные, отдельно взятые цивилизации). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, которые включают: географическую среду, экономику, религию, социальное устройство, искусство и т.д.

В понимании природы и сущности процессов, связанных с цивилизацией, в XX веке конкурировали несколько основных методологических подходов:

1. Цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического).

2. Историко-стадиальный:

а) формационный (марксистский); согласно ему любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую;

б) технократический (теория постиндустриального общества); согласно ему любая цивилизация проходит в своем развитии три стадии:

доиндустриальную (аграрную до XVIII века). Аграрная цивилизация характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

индустриальную (промышленную). Она отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

постиндустриальную. Постиндустриальная цивилизация представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. С точки зрения теории постиндустриального общества — наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа — современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая — собственно постиндустриальные общества — Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа — страны так называемого “догоняющего развития” — Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья — развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы.

3. Всемирно-исторический. Его представители (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает “осевое время” — период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции — возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.

Как возникает цивилизация? Английский историк А. Тойнби предложил теорию «вызова-ответа»: природная среда посылает человеку вызов, который чтобы выжить, должен приспособить природу к себе, приручить ее, создать искусственную среду обитания. «Вызов побуждает к росту … слишком хорошие условия поощряют возврат к природе, прекращение роста», - писал Тойнби. Все древние цивилизации возникали в особые климатически условия: тропики и субтропики и река ли море. (Дать студентам прочитать В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций», с. 12-14 «Цивилизация и природа) Но, несмотря на определенные географические сходства можно выделить четкие различия, характерные для Запада и Востока.

Восточные стиль мышления Западный стиль мышления
Опора на традиционализм Опора на новаторство
Тесная связь человека с социальной группой, обществом Отрыв человека от общества
Созерцательное отношение человека к миру Активное преобразовательное отношение человека к миру
Преобладание образного мышления (миф, образ, притча) Преобладание логики, логического мышления (понятие, умозаключение)
Символичность и образность искусства Рациональность в искусстве
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Единство и многообразие культур и цивилизаций. К этой дилемме сводится одна из основных культурологических проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.