КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Единство и многообразие культур и цивилизаций
Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Значение учебной дисциплины. 2. Понятие “культура”. Содержание и закономерности развития культуры 1.Значение учебной дисциплины. Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит о многозначности его смыслов, но не об изученности самого феномена культуры. В обыденном сознании под культурой мы чаще всего понимаем правила поведения, умение следовать им, воспитанность и образованность. Также за этим словом закрепляются чаще всего духовные ее разновидности (религия, искусство, наука, образование и т.д.), мы оцениваем этим словом умения человека в материальном производстве (культура земледелия), в общении (культура речи). Термин "культура" взят из латинского языка, означал возделывание, обработку почвы и издавна употреблялся, когда говорили о чем-то сделанном человеком, а не природой. Известный русский философ Н.А. Бердяев считал, что "в наше время нет темы более острой для познания и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их различии и взаимоотношении. Это тема об ожидающей нас судьбе". Все, что относится к культуре, изучают различные науки: история и социология, археология и этнография, не говоря уже о таких науках, как искусствоведение, философия, мораль. Своеобразную культуру несет в себе религия. У каждой из них свой интерес к культуре, и только философию она интересует не в своих частных, эмпирических проявлениях, а в целом, как феномен общественной жизни. Изучение истории мировой культуры важно уже хотя бы потому, что многие ее проблемы имеют международный и даже глобальный характер. Мир, в котором мы живем сегодня, далек от совершенства. Судьба человечества, вступившего в третье тысячелетие, не безразлична каждому мыслящему человеку. История культуры в этом смысле – указатель дороги в будущее. Существуют сотни более-менее верных определений феномена культуры. Это свидетельствует о разносторонности подходов к рассмотрению культуры как целого, о многомерности ее проявлений. Но вся множественность содержания этого феномена неразрывно связана с человеком – единственным творцом и носителем всего, что входит в понятие культуры. Иными словами, вся многоуровневая система культуры есть результат деятельности человека, который возделывает ее поле, как пахарь пашню. Изучение этого процесса, именуемого историей развития общества, и есть основное содержание дисциплины «История мировой культуры», которая позволяет проследить взаимодействие и взаимное влияние друг на друга культуры и цивилизации, т.е. понять, как духовная сущность первой уживается с материальной сущностью второй. В конечном счете изучение ИМК помогает преодолеть односторонность в развитии индивидуума, в формировании человеческой личности в условиях цивилизованного общества с его наукой и техникой, комфортно удовлетворяющими материальные, но не духовные потребности человека. Цель изучения «История мировой культуры» – 1. Получить представление о сущности и эволюции мирового культурного процесса; 2. Усвоить фундаментальные понятия и категории культурно-исторического процесса. 2. Понятие “культура”. Термин «культура» латинского происхождения, восходит к слову cultura, то означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего разведение растений ли животных, уход за ними. Однако уже в римской античности этот термин приобрел переносное значение – «воспитание наставником». Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, смысл которой – человеческая ученость, образованность, для обозначения которых использовалось как базовое понятие humanitas. Культура – это и мир окружающих нас вещей, это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Чем больше мы проникаем в культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем больше у нас оснований самим стать культурными. Говоря о сущности культуры, можно выделить три ее основные сферы: 1. Предметы материальной и духовной деятельности человека. 2. Субъекты, творцы и носители культуры. 3. Национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), нравственность. Многообразие подходов к исследованию и определению культуры обусловлено многогранностью и многоаспектностью самого феномена культуры. На Международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений культуры. В настоящее время их число доходит до 500. Культура может рассматриваться с самых разных точек зрения. · Так, философы-просветители (Ф. Шиллер) понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его духовное богатство. · Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. · Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». · А. Лосев считает, что «культура – это предельное обобщение всего». · А. Злобин понимает культуру как творчество, как духовное измерение всякой деятельности. Т.О., одни авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» по аналогии с биологической. Другие рассматривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Существует множество толкований понятия «культура». Основное толкование сводится к тому, что под культурой понимается: синтез всех творческих достижений человечества и степень разумности самого человека. Культура – это способ освоения мира человеком. Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от “некультурных” варваров. В Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям. В эпоху Просвещения культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала. Цель культуры — сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей “естественной” природы. В XIX — начале XX века культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, “душевным настроением” жизни. Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века (имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др.) рассматривает культуру как повседневную реальность, имеющую скрытый смысл. Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры — содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, его способности и деятельности. Культура всегда — творение человека. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Не может быть культура “до” или “вне” человека, как не может быть человека “до” и “вне” культуры; культура, как отмечалось, — сущностное, родовое свойство человека, который сам есть феномен культуры. Субъект культуры – Человек выступает как разумное динамическое существо, развивающее свой дух и творящее культуру. Объектом является надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводиться культура отдельного человека. Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой, — связана с целеполаганием, то есть постановкой социально значимых целей и интенций их достижения. Поэтому культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование и “творение” новых ценностей и моделей. Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного бытия и отношения, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и иные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Можно выделить 2 главные формы культуры: · Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства — познание, нравственность, воспитание и образование, а также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию. · Материальная культура связана с практически-преобразовательной деятельностью людей: предметы культа и искусства, архитектура, приборы, машины, механизмы и т.д. Материальная и духовная культура находятся в органичном единстве друг с другом, разграничение же их носит функциональный характер. Так элементы материальной культуры являются результатом воплощения определенных идей, материализации знания (мост через реку, океанский лайнер, космический аппарат, высотное здание, компьютер), а духовная культура объективируется с помощью материальных средств (картина, фильм, музыкальное произведение, спектакль, скульптура). Структура культуры – элементы, характеризующие процесс культурной деятельности, различные ее аспекты. Структура культуры включает: систему образования, науку, литературу, искусство, нравственность, политику, право, религию, мифологию. Функции культуры: 1. Познавательная – представление о народе, стране, эпохе. 2. Ценностная – отбор и формирование ценностей. 3. Регулятивная - организация и регулирование жизни людей. 4. Информативная - трансляции накопленного опыта, обмен знаниями. 5. Социализации новых поколений – усвоение системы знаний и норм, приучение к социальному поведению, стремление к самосовершенствованию. 3.Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Понятие «цивилизация» является родственным понятию «культура». Цивилизация происходит от латинского слова civilis – гражданский, государственный. Цивилизация отражает уровень общественного развития, противопоставляя его варварству. Античность, средневековье и новое время воспринимали эти понятия как синонимы. Постепенно цивилизация больше связывается с развитием техники, и начинает противопоставляться культуре. В 19 веке развиваются основные концепции цивилизации (Шпенглер, Данилевский, Рерих, Бердяев), которые утверждают, что цивилизация – это уровень технологического развития, которое не только не гарантирует высокий уровень развития культуры, но ограничивает, тормозит развитие духовной культуры. Основные толкования: Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия “цивилизация” — культурологических (М. Вебер, В. Каволис), социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологических (Л. Гумилев), географических (Л. Мечников) — сводится, на наш взгляд, в конечном счете, к трем основным группам: 1. Синоним культуры. 2. Уровень, ступень, общественного развития, материальной и духовной культуры. 3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством. 4. Конкретно – исторический тип общества. В нашем курсе мы будем толковать цивилизацию как конкретно – исторический тип общества. Мы будем изучать локальные (местные, отдельно взятые цивилизации). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, которые включают: географическую среду, экономику, религию, социальное устройство, искусство и т.д. В понимании природы и сущности процессов, связанных с цивилизацией, в XX веке конкурировали несколько основных методологических подходов: 1. Цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического). 2. Историко-стадиальный: а) формационный (марксистский); согласно ему любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую; б) технократический (теория постиндустриального общества); согласно ему любая цивилизация проходит в своем развитии три стадии: – доиндустриальную (аграрную до XVIII века). Аграрная цивилизация характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. – индустриальную (промышленную). Она отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. – постиндустриальную. Постиндустриальная цивилизация представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. С точки зрения теории постиндустриального общества — наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа — современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая — собственно постиндустриальные общества — Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа — страны так называемого “догоняющего развития” — Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья — развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы. 3. Всемирно-исторический. Его представители (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает “осевое время” — период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции — возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне. Как возникает цивилизация? Английский историк А. Тойнби предложил теорию «вызова-ответа»: природная среда посылает человеку вызов, который чтобы выжить, должен приспособить природу к себе, приручить ее, создать искусственную среду обитания. «Вызов побуждает к росту … слишком хорошие условия поощряют возврат к природе, прекращение роста», - писал Тойнби. Все древние цивилизации возникали в особые климатически условия: тропики и субтропики и река ли море. (Дать студентам прочитать В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций», с. 12-14 «Цивилизация и природа) Но, несмотря на определенные географические сходства можно выделить четкие различия, характерные для Запада и Востока.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |