Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Безработица как социально-экономическое явление




По дисциплине Экономика

ЛЕКЦИЯ

РАЗДЕЛ II Макроэкономика

ТЕМА № 13 «Занятость и безработица. Социальная политика»

Цели лекции:

Учебная: изучить причины, суть, виды безработицы, элементы монетаристской и кейнсианской теории в трактовке безработицы как макроэкономического явления.

Воспитательная: на примере государственной социальной политики развить элементы гражданско-патриотического сознания у курсантов

Развивающая: развить навыки комплексного анализа проблемы безработицы как экономической, социальной проблемы.

Метод занятия: эвристическая беседа с элементами проблемного анализа

Время: 2 часа

Место проведения: лекционный зал

Учебно-материальное обеспечение:

1. Раздаточный материал: Мини-плакат «Безработица»,график «Кривая Филлипса»

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

1. Курс экономической теории: учебное пособие / под ред. Чепурина М.Н., Кисилевой Е.А. - Киров, 2005.

2. Экономическая теория: пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев. - Мн., 2001.

3. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. В.Д. Камаева. - М, 2003

4. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. - Мн., 2004.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Уч. заведений. -М, 2003.

6. Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. -М., 1998.

7. Б.А.Райзберг Курс экономики под редакцией Б.А. Райзберга Москва ИНФРА –М 2008 г.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие

(время 3 мин.)

2. Введение

Вопросы лекции:

1. Виды безработицы, уровень безработицы

2. Закон Оукена и кривая Филлипса

3. Основные теории безработицы

 

3. Вступление (5 минут).

 

В идеальной модели рыночной экономики ВНП устойчиво возрастает, а уровень цен остается стабильным или изменяется незначительно. Все ресурсы используются полностью и эффективно. Отсутствует безработица и инфляция.

Однако действительность далека от идеала. Вместо устойчивого роста производство движется циклически. При общей тенденции к росту показатель занятости испытывает существенное колебания. Почему возникает нестабильность, насколько она закономерна, может ли общество обеспечить полную занятость и стабильность цен одновременно?

Одним из характерных проявлений макроэкономической нестабильности является существование армии безработных. Что же такое безработица? Всегда ли ее проявление в обществе является общественным злом или безработица несет в себе и какие-либо позитивные элементы? И что следует понимать под отсутствием безработицы?

 

Вопрос № 1 Виды безработицы, уровень безработицы ( 20 минут).

Чтобы подойти к определению полной занятости, установим различия между отдельными типами безработицы.

Современная экономическая наука выделяет три типа безработицы:

1. Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. Есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.

По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки.

2. Структурная безработица. С течением времени в структуре

потребительского спроса и в технологии производства происходят важные

изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на

рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий

уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая

новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменения технологии и характере потребительского спроса. Например, обувщик, оставшийся без работы из-за конкуренции импортной продукции, не может стать, например, программистом, не пройдя серьезной переподготовки, а может быть, не сменив места жительства. В отличие от фрикционных безработных, структурные безработные не смогут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства.

3. Циклическая безработица. Этот тип безработицы вызван спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Циклическая безработица - это настоящая социальная катастрофа. Спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Но почему используется термин "естественная"? Очевидно, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость - это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно

неизбежной. Следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

 

Для подсчета количества безработных определяют величину «уровень безработицы». Но кого считать безработным? Рассмотрим три категории населения старше 16 лет. Первая категория - это занятые, или работающие. К ним относят людей, которые имеют работу, и тех, кто имея работу, временно по каким-то причинам (болезнь, отпуск) не работают. Вторая категория -безработные. К категории безработных относят людей, не имеющих работу, но активно занятых ее поиском. Например, в США безработным считается человек, который в течение 4-х недель предпринимал активные попытки найти себе новое место работы. В сумме лица, относящиеся к первой и второй категориям (занятые и безработные) представляют собой рабочую силу страны. Третья категория - лица, не включаемые в состав рабочей силы. Это студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать по каким бы то ни было причинам. Это экономически неактивная часть населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.