Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие хозяйственного механизма




Термин «Хозяйственный механизм» широко использовался при анализе процессов развития социалистической экономики. (Полтерович?). Однако, на мой взгляд, его с успехом можно применять и в современных условиях.

К основным составляющим хозяйственного механизма как системы управления относятся: организационная структура, механизмы планирования и стимулирования, правовые нормы.

1. Организационная структура:

‒ перечень элементов (субъектов) управления в системе;

‒ общий список управляющих параметров и распределение их по элементам;

‒ приоритеты и уровни ответственности;

‒ информационная структура - потоки информации, необходимые для принятия решения.

2. Механизм планирования - порядок разработки, доведения и согласования планов, в том числе:

‒ система планируемых показателей;

‒ совокупность рациональных форм и способов произ­водственно-экономической деятельности (оптимизация расхода ресурсов, планирование под заказ, крите­рии отбора инвестиционных проектов и т.д.) Выбор системы планируемых показателей должен обеспе­чивать "сквозной" характер, т.е. показатели всех элементов системы снизу доверху должны быть однотипны. Система планирования (оперативного, среднесрочного и стратегиче­ского) должна способствовать повышению эффективного со­вместного использования трудовых, материальных и финан­совых ресурсов.

3. Механизм контроля и стимулирования (согласования) интересов:

‒ система критериев оценки деятельности элементов и всей системы в целом;

‒ механизмы согласования выбранных критериев (поря­док образования и распределения средств фондов, расчетные цены и тарифы, механизм финансирования общих проектов и т.д.);

‒ механизмы, согласующие процесс оптимизации выбран­ных критериев с социально-экономическими потребностями и интересами субъектов и социальных групп, участвующих и/или заинтересованных в результатах функционирования системы. К интересам субъектов различного уровня можно отнести выполнение государственных заказов, налоговые по­ступления в бюджеты всех уровней, дивиденды акционеров, оплата работников и т.д.

Механизмы согласования интересов являются стержнем устойчивой работы социально-экономической системы. Разработка их очень сложна и требует применения оригинальных теоретико-игровых моделей и методов.

4. Правовые нормы, регулирующие производственно-экономическую деятельность:

‒ налоговое и др. законодательство;

‒ внутрихозяйственные нормативные акты;

‒ нормативы экологии и штрафы за их нарушения;

‒ законодательно закрепленные договоренности, в том числе и международные.

ВИС

 

Процесс согласования интересов можно представить в виде следующей схемы.

Схема согласования интересов

 

 
 
 
 
 

 

Рис.1.2.

 

– определяет цель всей системы

– критерий оценки эффективности -ой подсистемы

– оценка «истинных» потребностей и интересов субъектов.

j-

 

Интересы различных субъектов могут быть представлены следующим образом:

Работник– получение достойной заработной платы.

Менеджер- возможность карьерного роста.

Собственник- получение дивидендов.

Органы государственной власти – сбор налогов.

Основная задача – найти решение, выгодное всем подсистемам и системе в целом, т.е. решение, устраивающее всех, участвующих и/или заинтересованных в результатах производственно-экономической деятельности.

 

Общая схема формализации процессов моделирования хозяйственного механизма

1. Определение множества субъектов (элементов системы)

Обозначим -ый элемент

2. Множество управлений (набор управлений), – размерность.

3. Разбивка множества управлений по субъектам (элементам)

 

– управления,

.

4. Приоритетность.

Выделяем главный субъект - центр; лицо, принимающее решение (ЛПР).

Он отслеживает (иногда даже определяет) цель системы, определяет правила принятия решений, осуществляет директивное и экономическое управление, выбирает и утверждает показатели и критерии оценки эффективности каждого элемента.

5. Информационная структура - потоки информации, на основании которых выбираются управления

- информационное множество -го элемента

При этом определяются стратегии зависимость выбранного управления от поступающей информации.

6. Определяем систему показателей и систему критериев эффективности каждого элемента.

- критерий эффективности, который определяется стремлением к увеличению функции

7. Множество – социальные группы, участвующие в экономике и/или заинтересованные в его результатах.

- потребности и интересы, которые должны быть «отслежены» -ой подсистемой.

 

Таким образом, формализованная постановка задачи согласования интересов предполагает следующее. Во-первых, производится выбор показателей и критериев оценки деятельности элементов и всей системы в целом, а также механизмов, согласующих эти критерии друг с другом таким образом, что оптимальное значение критериев элементов достигается при плановых значениях показателей, определенных из оптимизации критерия эффективности системы. Во-вторых, выбор механизмов, согласующих эти критерии с социально-экономическими потребностями и интересами, т.е. побуждающих элементы «отслеживать» выбранные критерии.

Выбор управляющих параметров, с помощью которых устанавливается зависимость между степенью удовлетворения этих потребностей и ростом эффективности, оценивается по избранному критерию. Например, предприятие только тогда будет заинтересовано в оптимизации назначенного ему критерия (прибыли, чистых активов и т.д.), когда фонды заработной платы и материального поощрения будут расти с ростом эффективности, оцениваемой по этому критерию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.