КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие хозяйственного механизма
Термин «Хозяйственный механизм» широко использовался при анализе процессов развития социалистической экономики. (Полтерович?). Однако, на мой взгляд, его с успехом можно применять и в современных условиях. К основным составляющим хозяйственного механизма как системы управления относятся: организационная структура, механизмы планирования и стимулирования, правовые нормы. 1. Организационная структура: ‒ перечень элементов (субъектов) управления в системе; ‒ общий список управляющих параметров и распределение их по элементам; ‒ приоритеты и уровни ответственности; ‒ информационная структура - потоки информации, необходимые для принятия решения. 2. Механизм планирования - порядок разработки, доведения и согласования планов, в том числе: ‒ система планируемых показателей; ‒ совокупность рациональных форм и способов производственно-экономической деятельности (оптимизация расхода ресурсов, планирование под заказ, критерии отбора инвестиционных проектов и т.д.) Выбор системы планируемых показателей должен обеспечивать "сквозной" характер, т.е. показатели всех элементов системы снизу доверху должны быть однотипны. Система планирования (оперативного, среднесрочного и стратегического) должна способствовать повышению эффективного совместного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 3. Механизм контроля и стимулирования (согласования) интересов: ‒ система критериев оценки деятельности элементов и всей системы в целом; ‒ механизмы согласования выбранных критериев (порядок образования и распределения средств фондов, расчетные цены и тарифы, механизм финансирования общих проектов и т.д.); ‒ механизмы, согласующие процесс оптимизации выбранных критериев с социально-экономическими потребностями и интересами субъектов и социальных групп, участвующих и/или заинтересованных в результатах функционирования системы. К интересам субъектов различного уровня можно отнести выполнение государственных заказов, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, дивиденды акционеров, оплата работников и т.д. Механизмы согласования интересов являются стержнем устойчивой работы социально-экономической системы. Разработка их очень сложна и требует применения оригинальных теоретико-игровых моделей и методов. 4. Правовые нормы, регулирующие производственно-экономическую деятельность: ‒ налоговое и др. законодательство; ‒ внутрихозяйственные нормативные акты; ‒ нормативы экологии и штрафы за их нарушения; ‒ законодательно закрепленные договоренности, в том числе и международные. ВИС
Процесс согласования интересов можно представить в виде следующей схемы. Схема согласования интересов
Рис.1.2.
– определяет цель всей системы – критерий оценки эффективности -ой подсистемы – оценка «истинных» потребностей и интересов субъектов. j-
Интересы различных субъектов могут быть представлены следующим образом: Работник– получение достойной заработной платы. Менеджер- возможность карьерного роста. Собственник- получение дивидендов. Органы государственной власти – сбор налогов. Основная задача – найти решение, выгодное всем подсистемам и системе в целом, т.е. решение, устраивающее всех, участвующих и/или заинтересованных в результатах производственно-экономической деятельности.
Общая схема формализации процессов моделирования хозяйственного механизма 1. Определение множества субъектов (элементов системы) Обозначим -ый элемент 2. Множество управлений (набор управлений), – размерность. 3. Разбивка множества управлений по субъектам (элементам)
– управления, . 4. Приоритетность. Выделяем главный субъект - центр; лицо, принимающее решение (ЛПР). Он отслеживает (иногда даже определяет) цель системы, определяет правила принятия решений, осуществляет директивное и экономическое управление, выбирает и утверждает показатели и критерии оценки эффективности каждого элемента. 5. Информационная структура - потоки информации, на основании которых выбираются управления - информационное множество -го элемента При этом определяются стратегии зависимость выбранного управления от поступающей информации. 6. Определяем систему показателей и систему критериев эффективности каждого элемента. - критерий эффективности, который определяется стремлением к увеличению функции 7. Множество – социальные группы, участвующие в экономике и/или заинтересованные в его результатах. - потребности и интересы, которые должны быть «отслежены» -ой подсистемой.
Таким образом, формализованная постановка задачи согласования интересов предполагает следующее. Во-первых, производится выбор показателей и критериев оценки деятельности элементов и всей системы в целом, а также механизмов, согласующих эти критерии друг с другом таким образом, что оптимальное значение критериев элементов достигается при плановых значениях показателей, определенных из оптимизации критерия эффективности системы. Во-вторых, выбор механизмов, согласующих эти критерии с социально-экономическими потребностями и интересами, т.е. побуждающих элементы «отслеживать» выбранные критерии. Выбор управляющих параметров, с помощью которых устанавливается зависимость между степенью удовлетворения этих потребностей и ростом эффективности, оценивается по избранному критерию. Например, предприятие только тогда будет заинтересовано в оптимизации назначенного ему критерия (прибыли, чистых активов и т.д.), когда фонды заработной платы и материального поощрения будут расти с ростом эффективности, оцениваемой по этому критерию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |