Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели и методы выбора управленческих решений

Управленческие решения в процессе управления

Основными элементами управленческого процесса являются целевая функция и отклонения (проблемы), а задачей – устранение отклонения через принятие решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления и желаемым. Другими словами, решение такой задачи заключается в ликвидации противоречия, возникающего между фактическим состоянием и желаемым, выраженном в цели объекта управления.

Необходимость управления вызвана тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому управление есть процесс обработки менеджером информации о состоянии объекта, поступившей по обратной связи и представленной в виде отклонений параметров объекта управления от нормы.

Эволюция механизма управления проходила от низшего этапа к высшему. На предварительном этапе развития появился механизм, использующий физическое взаимодействие объектов и элементарные формы его отражения.

Затем на первом этапе появляется простейший замкнутый контур (контур I) управления с обратной связью (как положительной, так и отрицательной) на уровне обычного регулирования. Он реагирует лишь на текущие воздействия. Основной целью такого механизма управления является самосохранение (стабилизация).

Второй этап – промежуточный: извне задается (корректируется) управленческая программа, при этом должно обеспечиваться сохранение устойчивости объекта управления.

Третий этап описывает дальнейшее развитие механизма управления, используемого в самоорганизующихся системах. Этот этап характеризуется появлением второго контура (контур II) обратной связи и устройств памяти. Контур II осуществляет отбор и накопление информации из контура I, которая затем преобразуется в определенные структуры, которые совершенствуют уровень организации, повышают ее активность и живучесть.

Воздействия внешней среды вызывают отклонение одного из параметров управляемого объекта от нормы. Возникает информация, формируется контур обратной связи, что в итоге и создает функциональные подсистемы.

«Понятие «отклонение» (проблема) является универсальным элементом взаимодействия, присущим любым системам. Без отклонения нет информации и процесса управления, нет развития. Упорядоченность любого типа возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему, которая, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации.

Для более полного изучения диалектики процессов управления необходимо рассмотреть понятия симметрии и асимметрии, которые тесно связаны с такими важными для нас характеристиками системы, как устойчивость и изменчивость, организация и дезорганизация, порядок и беспорядок.

Рассматривая первый контур обратной связи, мы видим, что он, выполняя функцию простого регулирования, симметричен как по своей структуре, так и по функциональному назначению и удовлетворяет всем важнейшим признакам категории симметрии (порядок, однородность, соразмерность, пропорциональность и т.д.). Он обеспечивает движение без выраженного развития, направленное лишь на сохранение жизненных функций, например производство давно выпускаемого изделия, его тиражирование без усовершенствования.

Второй контур обратной связи, напротив, является ассиметричным, т.е. неоднородным элементом. Здесь происходят новые формообразования, повышается уровень организации известных структур, обеспечивается направленность развития, движение вверх.

Рассмотрение взаимодействия симметричного и асимметричного элементов еще полнее раскрывает системообразующую роль феномена управления, который включает в себя информацию, ее накопление и целенаправленную деятельность и раскрывается в таких парных категориях как устойчивость – изменчивость, функция – структура, движение – развитие, которые соответствуют первому и второму контурам обратной связи системы управления.

Далее под управлением будем понимать целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности по достижению целей организации. Такое воздействие возможно, если сформулированы цели, известны правила принятия решений и информация, на основании которой это воздействие осуществляется.

С самого начала необходимо отметить, что управленческим является отнюдь не каждое решение руководителя, а только такое, которое как минимум:

  • используется в ситуации выбора между несколькими альтернативами, приблизительно равноценными с точки зрения человека, принимающего решение (приходится выбирать не между плохим и хорошим);
  • воспринимается теми, на кого оно влияет, в качестве обязательного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если никто не принимает роли подчиненного).

Если не выполняется первое условие, то мы имеем дело с так называемым ритуальным управлением, когда руководитель лишь изображает последнее, а по существу его решения полностью продиктованы другими лицами или не зависящими от руководителя обстоятельствами.

Если не выполняется второе условие, то – это управленческая утопия (за исключением случаев, когда кто-либо управляет, не принимая роли руководителя), а не реальное управление.

С другой стороны, управление описывается взаимосвязью «цель – решение», которая не является однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной и той же цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей («дерева» целей). На самом высоком уровне находятся те из них, которые имеют носящие директивный характер (траекторные цели). Они отражают стратегию управления предприятием. Ниже расположены рабочие цели, которые вырабатываются лицом, принимающим решение (ЛПР). Они подчинены траекторной цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме траекторных и рабочих существуют и ситуационные цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.

Таким образом, на процесс принятия решения влияние оказывает вся совокупность целей (траекторных, рабочих, ситуационных) и информация, которая поступает после анализа ситуации. Место решения в этой цепи показано на рис. 4.6.

 

 

Рис. 4.6. Место решения в цепи управления

 

Активность системы связана с основными элементами любого управленческого процесса – с целевой функцией (целью), возникающей ситуацией, отклонением (проблемой) и решением.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения.

Под ситуацией понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели.

Проблема в процессах управления – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации согласно принятой цели.

Управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера. Управленческие решения также являются основным элементом каждой функции управления – планирования, организации, мотивации и контроля, так как их осуществление также требует принятия решения.

Схема принятия решения приведена на рис. 4.7. и включает корректировку целее, анализ проблемы, прогнозирование, определение вариантов действия (анализ альтернатив), выбор наилучшего варианта (решение), организационно-практическую работу по реализации этого решения.

Разработка и принятие управленческого решения являются частью более общего управленческого процесса, который так же, как и любой производственный, подразделяется на основной, вспомогательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предметов труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот процесс будет основным. К обслуживающим относятся процессы по накоплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомогательным – все те, которые создают условия для протекания основных и обслуживающих процессов.

Любая целенаправленная деятельность человека неразрывно связана с планированием, которое можно представить в виде последовательности процессов принятия решений, причем каждое из них есть результат определенной плановой задачи и может быть изображен в виде логической схемы (рис. 4.8).

Представление планирования как комплекса решаемых задач универсально и характеризуется тем, что, во-первых, не зависит от содержания планируемого объекта, во-вторых, допускает иерархическое представление, в-третьих, решение задачи, может быть увязано с любым конечным интервалом времени. Справедливо и обратное утверждение: задачу принятия решения можно трактовать как выбор варианта плана, а процесс принятия решения в целом – как процесс разработки плана.

Виды управленческих решений.

Управленческое решение классифицируют по различным признакам. Наиболее общими из них являются длительность действия, содержание, объект управления, глубина воздействия, направление решения, степень обязательности выполнения, степень структурирования проблемы, методы ее решения, лицо, принимающее решения, количество целей и условия среды. На основе классификации управленческих решений осуществляется оценка их отдельных разновидностей и упорядочивание
(рис. 4.9).

 

 

Рис.4.7. Схема процесса принятия решения

 

 


Рис 4.8.Основные элементы рационального планирования

(достижения цели)

 

По длительности как наиболее важные выделяют стратегические и тактические управленческие решения. К стратегическим относят такие решения, которые для своей реализации требуют времени более одного года. Они связаны с обеспечением миссии организации и принимаются, как правило, на высшем уровне управления. Эти решения характеризуются большой свободой выбора альтернатив. К ним относятся, например, разработка стратегий товара, процесса управления персоналом и др.

Тактические решения принимаются, как правило, на среднем уровне управления и характеризуются сроком их реализации менее одного года. К таковым относятся решения в области управления запасами, качеством, сервисом, ремонтом и др. [6].

По содержанию управленческие решения делятся на экономические, социальные, организационные и научные.

При классификации по объекту управления выделяют общие, частные и локальные решения.

Общие решения относятся ко всем элементам управляемой системы (объекта), затрагивают жизненно важные ее аспекты, например переход на новые условия хозяйствования, методы и технику управления и т.д. При разработке этих решения необходимы глубокое и всестороннее изучение информации о деятельности объекта и анализ социально-экономических последствий.

Частные решения касаются отдельных элементов системы управления или устранения отдельных недостатков в работе при реализации общих решений. При выработке и принятии частных решений необходимо помнить, что они, с одной стороны, должны быть тесно связаны между собой, с другой – соответствовать по содержанию и направлению общим решениям.

Локальные решения принимаются управляющей подсистемой в отношении функционирования какого-либо структурного звена объекта управления. При этом они могут быть общими и частными.

По глубине воздействия выделяют одноуровневые и многоуровневые решения.

По направленности бывают решения внутрь организации или за ее пределы.

По степени обязательности выполнения выделяют решения обязательные (например, назначение на должность, определение источников финансирования) и вероятные (санкционирование инвестиционных проектов и др.).

В зависимости от степени структуризации проблемы, т.е. степени ее формализации, выделяют хорошо структурированные, слабо структурированные и неструктурированные пробл емы. Степень формализации определяется возможностью количественного измерения зависимости между элементами ситуации.

 

Рис 4.9. Классификация управленческих решений

По методам устранения проблемы различают типовые и творческие решения. Типовые решения принимаются в отношении регулярных, периодически повторяющихся аспектов деятельности объекта управления. Формами их осуществления являются квартальные, месячные, декадные планы. Творческие решения принимаются для реализации принципиально новых и неповторяющихся проблем. Они разрабатываются на основе анализа соответствующей информации с учетом конкретных условий.

С позиции субъекта управления выделяют коллективные (коллегиальные) и единоличные (индивидуальные) решения. По форме управленческие решения могут быть устными и письменными.

По количеству целей решения бывают одноцелевые и многоцелевые.

В зависимости от количества и качества информации, которой располагает ЛПР об условиях внешней среды, различают решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности.

По уровню творческого вклада некоторые авторы выделяют решения четырех уровней: рутинные, селективные, адаптивные и инновационные.

Первый уровень отражает рутинные решения. Они представляют собой часть обычной рутинной деятельности. Руководитель при этом ведет себя в соответствии с имеющейся программой почти как автомат, распознающий ситуации и поступающий по заранее заданной схеме. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает интуицией, неверно трактует имеющиеся указания для той или иной ситуации, действует нелогично, принимает ошибочные решения или проявляет нерешительность, или вовсе не может обеспечить эффективные действия в нужное время. Руководитель, правильно воспринимающий ситуацию, делающий верные выводы и действующий разумно, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Второму уровню соответствуют селективные решения. Для их принятия требуется доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Руководитель при этом оценивает достоинства целого круга возможных вариантов и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят для решения данной проблемы. Результативность зависит от способности руководителя выбрать такое направление действий, которое окажется приемлемым, экономичным и эффективным.

Третий уровень отражает адаптивные решения. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ на вопросы, которые могли существовать и ранее, но в иной конкретной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Четвертому уровню соответствуют инновационные решения. Данные проблемы наиболее сложны и требуют наибольшего внимания среди тех, с которыми сталкивается менеджер. Для того чтобы добиться удовлетворительного результата, нужен совершенно новый подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли раньше, и для ее решения необходимы абсолютно новые представления и методы. Руководитель должен найти способы для решения совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, что потребует от него развития способности мыслить по-новому. Для решения наиболее современных и трудных проблем может потребоваться создание нетрадиционных приемов и технологий.

В табл. 4. объединены приведенные четыре уровня принятия решений и основные навыки, требующиеся соответствующему руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются навыки и более низшего уровня. Например, менеджеру, работающему на третьем уровне (адаптационные решения), требуются также навыки первого и второго.

Таблица 4.5

Виды решений по уровню творческого вклада менеджера

Уровень творческого вклада Вид решения Необходимые профессиональные умения менеджеров
Первый Рутинный 1. Неукоснительное следование процедуре. 2. Разумная оценка ситуации. 3. Гуманное лидерство. 4.Контроль (мотивация).
Второй Селективный 1. Установление целей. 2. Планирование. 3. Анализ (развитие). 4. Анализ информации.

Продолжение табл. 4.5

Уровень творческого вклада Вид решения Необходимые профессиональные умения менеджеров
Третий Адаптивный 1. Идентификация проблемы. 2. Систематизированное Решение проблем. 3. Создание рабочих групп. 4. Анализ возможного риска.
Четвертый Инновационный 1. Творческое управление. 2. Стратегическое Планирование. 3. Системное развитие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникационный процесс | Модели организационного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.