Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 42. Представление таможенным органам предварительной информации

Статья 41. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору

1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

2. Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.

3. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.

1. Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

2. Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза или одного из государств - членов таможенного союза с этими государствами.

3. Случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее представления и использования для таможенных целей определяются в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности:

Нетарифные ограничения как инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) определило нетарифное регулирование как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли». Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ставит задачу максимально возможно ограничить применение таких мер, обеспечить переход к регулированию внешней торговли исключительно тарифными методами. Однако все страны мира, включая те, которые входили в ГАТТ со дня его основания и которые стали членами ВТО с момента начала ее деятельности используют самые различные нетарифные ограничения внешней торговли. Единая система классификации нетарифных мер пока не выработана. Различные варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики.

По своей сущности меры нетарифного регулирования являются административными мерами, их применение носит вынужденный характер и обусловлено необходимостью:

- выполнения обязательств государства по заключенным международным договорам;

- обеспечения безопасности государства;

- защиты отечественных товаропроизводителей;

- защиты здоровья населения;

- защиты среды обитания человека;

- защиты культурного достояния государства;

- защиты фауны и флоры.

В таможенном законодательстве Таможенного союза нетарифные меры регулирования носят более узкий характер и являются частью запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

В развитие положений принятых международных договоров Таможенного союза Комиссией Таможенного союза был утвержден ряд важнейших нормативно-правовых актов в различных сферах регулирования, среди них:

3) по вопросам применения санитарных мер: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) и др.;

4) по вопросам применения ветеринарно-санитарных мер: Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза; Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Единые формы ветеринарных сертификатов и др.;

5) в сфере технического регулирования: Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения; Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме; Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии; Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза и др.

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе»;

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно – санитарных мер в таможенном союзе»;

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе»;

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе»;

В соответствии с 164 ФЗ устанавливается разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

Статья 4 ТК ТС:

«Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

(П.17 статьи 4 ТК ТС) меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза);

Цели применения запретов и ограничений:  
обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды
обеспечение национальной безопасности регионов, которые входят в таможенную территорию Таможенного союза


Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

1) законодательство:

· таможенное законодательство Таможенного союза;

· законодательство государств-членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) силы и средства государств-членов Таможенного союза:

· таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

· другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

· участники внешнеэкономической деятельности;

· уполномоченные экономические операторы;

· таможенные представители;

· таможенные перевозчики;

· иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

При таможенном декларировании товаров в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры необходимо представление документов, подтверждающих соблюдение всех упомянутых выше ограничений, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государств-членов Таможенного союза [7].

Единые меры нетарифного регулирования Таможенного союза

Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза [8].

Как следует из определения, в государствах-членах Таможенного союза нетарифное регулирование осуществляется на основании положений Таможенного кодекса Таможенного союза, решений Межгоссовета ЕврАзЭС, международных договоров государств-членов Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза.

Применение мер нетарифного регулирования на таможенной территории Таможенного союза основывается на следующих международных договорах:

- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;

- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. и др.

На основании этих соглашений Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 был утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Кроме того, действуют Соглашения по санитарно-эпидемиологическому, ветеринарному, фитосанитарному, экспортному контролю, техническому регулированию.

В Российской Федерации, как в государстве-члене Таможенного союза, нетарифное регулирование регламентируется (в части, не урегулированной таможенным законодательством) Конституцией Российской Федерации, международными договорами, заключенными Россией как суверенным независимым государством и являющимися составной частью законодательства Российской Федерации, Федеральными законами, например, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ, «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311- ФЗ и многими другими, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств № 19 от 27 ноября 2009 года «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация не применяют лицензирование и количественные ограничения во взаимной торговле.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза меры нетарифного регулирования не применяются и документы, подтверждающие их соблюдение, не представляются при помещении товаров под следующие таможенные процедуры:

- свободный склад;

- переработка на таможенной территории;

- переработка вне таможенной территории;

- временный ввоз (допуск);

- временный вывоз;

- реимпорт;

- реэкспорт;

- беспошлинная торговля;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства.

Меры нетарифного и технического регулирования не применяются

к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза. Перемещение припасов также осуществляется без применения мер нетарифного регулирования.

Техническое регулирование

Все ввозимые на таможенную территорию ТС товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным на территории Таможенного союза. Ввоз товаров, не соответствующих требованиям и стандартам, определенным странами-членами Таможенного союза запрещен.

В рамках ЕврАзЭС к техническим мерам в торговле относятся различные условия и требования, такие как:

· требования соответствия товара специальным техническим характеристикам и стандартам;

· применение к товарам соответствующих процедур технических испытаний и сертификации;

· особые требования к маркировке и этикетированию товара;

· санитарные, ветеринарные и фитосанитарные требования.

Создание единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предполагает проведение его членами единой политики в сфере технического регулирования, включая применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и наличие единых технических требований, в том числе санитарно-эпидемиологических и гигиенических, ветеринарно – санитарных и фитосанитарных к продукции и процессам, связанным с ней.

Применение технических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе должно осуществляться на основании технических регламентов ЕврАзЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза» был утвержден Единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза - знак Евразийского соответствия, который приведен на рисунках:

рис. 2.3.3 рис. 2.3.4

Изображение единого знака обращения продукции на рынке

государств- членов Таможенного союза

Санитарные меры в Таможеном союзе

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 года № 39 с 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, согласно которому Комиссией таможенного союза утверждены:

· Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза;

· Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

· Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров);

· Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.

Санитарный контроль

Регулирование вопросов санитарного контроля регламентировано целым рядом международных договоров Российской Федерации, заключенных в рамках СНГ, ЕврАзЭС и таможенного союза. Ключевым является Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года. Соглашение предусматривает, что ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров). Действие Соглашения распространяется на транспортные средства и подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее – Единый перечень товаров).

Под «подконтрольными товарами» понимаются товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государств Сторон Соглашения.

На основании соответствующих положений Соглашения Комиссия таможенного союза Решением от 28 мая 2010 г. № 299 утвердила Единый перечень товаров; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров); и Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза. Эти документы вступили в действие и подлежат применению с 1 июля 2010 года.

Карантинный фитосанитарный контроль

Основным международным договором с участием Российской Федерации, в котором урегулированы положения о карантинном фитосанитарном контроле в рамках таможенного союза, является Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

Под «подкарантинной продукцией» (подкарантинными товарами) в Соглашении понимаются растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, грузы, почва, организмы, или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению, и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Перечень подкарантинной продукции, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе».

В России уполномоченным органом в сфере карантинного фитосанитарного контроля (надзора) является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Ветеринарный контроль

Основным международным договором с участием Российской Федерации, в котором урегулированы положения о ветеринарном контроле в рамках таможенного союза, является Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

Под «ветеринарным контролем (надзором)» в Соглашении понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства таможенного союза и законодательства государств-участников таможенного союза.

Подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным (ветеринарно - санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.

Соглашение устанавливает, что товар, подлежащий ветеринарному контролю, может ввозиться на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого он ввозится, и ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара.

Единый перечень, Единые ветеринарные требования, Положение о едином порядке контроля, Единые формы ветеринарных сертификатов, а также Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе».

В России уполномоченным органом в сфере ветеринарного контроля (надзора) является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Экспортный контроль

Экспортный контроль – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Объектами такого контроля являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Основополагающие положения в отношении экспортного контроля содержатся в Соглашении о едином порядке экспортного контроля государств – членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 года.

В рамках, установленных Соглашением от 28 октября 2003 года, в России в отношении экспортного контроля действует целый комплекс норм и правил, установленных национальным законодательством. Основные положения в данной сфере определяются Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Кроме того, действует ряд Указов Президента, Правительства и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю на основании результатов государственной экспертизы внешнеторговой сделки оформляет лицензии на перемещение контролируемых товаров.

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами

Решением Комиссии внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Комиссия вводит такие меры на основании решения высшего органа Таможенного союза.

Меры, ограничивающие внешнюю торговлю товарами, в том числе меры, отступающие от вышерассмотренных, могут быть введены в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса.


[1] п. 2 Решения № 4 от 4 февраля 2009 г. «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории».

[2] Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (ред. от 09 декабря 2010 года). // www.tsouz.ru;

Ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 года №188-ФЗ «О ратификации Договора о Комиссии таможенного союза» // СЗ РФ. 2008. № 44. Ст. 4994; www.tsouz.ru

[3] Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года. // www.tsouz.ru;

[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании». // www.tsouz.ru;

[5] См.: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года №15 (ред. от 9 декабря 2010 года) «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза» (вместе с «Правилами процедуры Комиссии таможенного союза») //www.tsouz.ru

[6] Письмо ВТО 08-SL.0403 от 5 августа 2008 года

[7] На основании положений ст. 183 ТК ТС.

[8] П.п. 17 п. 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 40. Реестр уполномоченных экономических операторов | Структура ООПТ Беларуси по состоянию на 01.01.2008
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.