КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели социально-экономического развития стран Европы
Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, — социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои государственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) своего ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля государственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика - социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономика несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США. В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Франции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % - капвложений, 10-25 % - численности занятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на частных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высококачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация государственных предприятий, и государственный сектор в экономике интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший госсектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.
Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государственной экономической политике, что выражается в управлении госпредприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское - централизованное и директивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индикативное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляющая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и годовых планов производства. Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о существовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличается от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непохожа на французскую модель госкапитализма. Модели хозяйственных порядков в странах ЕС
Особенности моделей социально-экономического развития западноевропейских стран Германская модель В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства, т. е. соединения свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичное -социальная справедливость (или выравнивание), осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики. Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие: традиционно высокая роль государства в экономике; поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX в.; целенаправленная политика содействия конкуренции; значительное влияние различных союзов (корпораций); развивающееся со времени реформ Бисмарка (вторая половина XIX в.) «социальное государство». Социальное рыночное хозяйство Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается к изменяющимся условиям. В нынешнем десятилетии началась очередная, уже третья модификация социального рыночного хозяйства в ходе реформ, инициированных канцлером Г. Шредером и продолженных правительством А. Меркель. В случае их последовательной реализации германская модель претерпит существенные изменения. Программа реформ, обнародованная в марте 2003 г. под названием «Повестка дня-2010», носит комплексный характер - от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена, прежде всего, на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени социальной защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий).
Оздоровление системы государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг. установленный маастрихтскими соглашениями потолок в 3 % ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды (сейчас это 48-49 %). Кроме того, реформы обусловлены и ухудшением демографической ситуации: отсутствие естественного прироста населения и его старение ставит под вопрос сохранение солидарной системы социального страхования (прежде всего пенсионного). Германия является четвертой по экономической мощи державой мира (после США, Японии и Китая), ее ВНД превышает 2,8 трлн долл. (2005 г.), структура ее экономики стала постиндустриальной. Свидетельством сохранения ведущих позиций в мире является высокая экспортная квота немецкой экономики, составившая в 2004-2005 гг. 37-39 % ВВП. Однако экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста (близка к 1 % в 2005-2007 гг.) и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации, прежде всего, из-за чрезмерной заорганизованности рынков (осо бенно рынка труда) и недостаточно эффективной экономической политики. Кроме того, высокие издержки на труд, причем не столько из-за высокой заработной платы, сколько из-за огромных социальных налогов и отчислений в социальные фонды, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядок участия работников в корпоративном управлении и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже несколько лет уровень безработицы близок к 9 %.
Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего ин-новационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной. Государство активно воздействует на формирование и совершенствование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования, дополненные специальными мерами содействия мелкому и среднему бизнесу. Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому - специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов - банковские кредиты. Французская модель На формирование французской модели огромное влияние оказали итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции. В результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3 %. Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было, в первую очередь, резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе - и политический вес, изменить общий характер французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны. А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате, Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20 % ВВП Франции. Другой способ - это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились более чем на 50 %. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели. Однако в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны. Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США. Наконец, еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25 % по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций). Итальянская модель Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам близка к германской. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели. Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы государственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 1990-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80 %. Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчалась успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных. В начале 1990-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели при усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС. Британская модель Особенности экономического развития Великобритании формировались под воздействием двух, крупных групп факторов - владение самой крупной колониальной империей и активное развитие институциональной среды. Отличия британской и европейской континентальной («рейнской») модели касаются формирования предпринимательского сектора и его взаимоотношений с государством, роли государства в управлении экономикой и социальном обеспечении, стратегии интеграции в современные процессы глобализации. Так, различия между британской и континентальной моделью предпринимательства проявляются в организационной структуре частного бизнеса, источниках и механизмах его финансирования, методах корпоративного управления. Что касается социального обеспечения, то в этом отношении отличия британской модели от континентальной минимальны. В британской практике основной экономической единицей является компания (фирма), действующая в интересах максимизации доходов акционеров. На континенте компании включены в финансово-промышленные группы или холдинги, где от компании ожидают поведения, направленного на учет различных групп интересов, включая сотрудников и менеджмент компании и внешних контрагентов. Английская практика опирается на принципы индивидуальной свободы выбора решений с учетом интереса бизнеса, а европейская континентальная модель на первое место ставит достижение социального консенсуса. Для британской модели характерна ориентация на фондовый рынок в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации (более 1/4 европейского акционерного капитала). Для английской модели характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной - концентрация собственников («стратегических инвесторов»). В Великобритании, как правило, ни один индивидуальный акционер не является доминирующим, в то время как в континентальной Европе наблюдается высокая концентрация голосующей власти. В Великобритании основными держателями акций являются финансовые учреждения (включая пенсионные фонды и компании страхования жизни), в континентальных странах - крупные индивидуальные инвесторы, семьи, другие компании и правительство. Но распыление собственности среди большого числа внешних инвесторов в Великобритании определяет большие возможности внешнего контроля, осуществляемого через рынок ценных бумаг. В свою очередь, это увеличивает возможность поглощений, по сравнению с континентальными странами, где контроль над собственностью принадлежит преимущественно инсайдерам. Отделение собственности от контроля обусловливает решающую роль менеджеров в руководстве британских компаний, в то время как на континенте сохраняется четкое разделение ответственности между менеджерами и собственниками. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой - советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля (участвующие в совете директоров менеджеры выполняют текущие функции управления, а внешние члены совета - профессиональных консультантов и мониторинга). Поэтому роль совета директоров в Великобритании намного выше, чем в большинстве континентальных компаний, где исполняющим органом является дирекция или правление, а функции мониторинга осуществляет наблюдательный совет. В ряде европейских компаний советы директоров формальны и фактически назначают сами себя. Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше значение частного сектора в регулировании экономических процессов. В Великобритании через бюджет перераспределяется меньшая доля ВВП (40 %), чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно континентальных показателей. Британские экомимические реформы 80-х гг. («тэтчеризм», от фамилии тогдашнего премьер-министра) существенно увеличили дерегулирование экономики, улучшили монетарную и финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей развитию предпринимательства (партнерство с бизнесом, поддержка конкуренции и косвенное стимулирование инновационной деятельности в частном секторе, развитие малого и среднего бизнеса). Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны (по этому показателю Великобритания в 2004 г. заняла 7-е место в мире после стран Северной Европы, а по качеству предпринимательской среды - 4-е место после Финляндии, США и Дании).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |