Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка продукции




 

Маркировка является элементом «признака» продукта и предназначена в форме символов представлять потребителям достаточно широкую информацию о продукте. В настоящее время маркировка изделий и её упаковки различными символами получила широкое распространение. Много знаков локального, «местного» в географическом смысле происхождения. В то же время есть знаки, которые получили «законодательную» основу и получили международное распространение и признание. В этом разделе будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

3.9.1. Штриховое кодирование [6]

С помощью штрихового кода шифруется информация о наиболее существенных параметров товаров – стране регистрации продукта, наименовании изготовителя и основных характеристиках продукта. Основное назначение штрих-кода – кодировка товара для автоматизированного учета продаж в торговых организациях.

Первое упоминание о штриховых годах относится к 30-м годам. В этот период в Гарвардском университете была защищена соответствующая диссертация. А вскоре после окончания 2-й Мировой войны был получен патент на штриховые коды. Впервые они были применены в 60-е США на железных дорогах при идентификации вагонов.

С развитием микропроцессорной техники работа с штриховыми кодами пошла значительно быстрее и в 1973 США приняли Универсальный товарный код (UPC), пригодный для использования как в промышленности, так и в торговле. В 1977 году штриховое кодирование по системе EAN вводится в Европе, а затем и других государствах.

Сейчас в мире существует несколько систем штрихового кодирования: «2 из 5», «93», «Codabar», «Code 11», но наибольшее распространение получили стандарты UPC и EAN.

В США ими кодируется до 90 % товаров, в Германии – до 80 %, во Франции до - 70 %, в Швеции – до 50 %.

Согласно стандарту каждому изделию присваивается код чаще всего из 13 цифр (EAN-13). Структура кода приведена на рисунке 11.

Рис. 11. Схема штрихового кода по стандарту EAN-13 (☼). 1. Код страны происхождения товара (1-3 позиция, всего 3 позиции). 2. Код предприятия-изготовителя (4-9 позиция, всего 6 позиций). 3. Блок идентификации товара – номер продукта внутри предприятия (10-12 позиция, всего 3 позиции). 4. Контрольная цифра.  
I
II
III
IV

Примечание: предприятие может генерировать штриховые коды самостоятельно исключительно для внутреннего применения. В этом случае штриховой код начинается с цифры 2: отдельно зарезервированы коды, начинающиеся с цифры «2» (префиксы с 200 по 299). Это коды для внутреннего использования предприятиями для собственных целей. Любое предприятие любых регионов мира, а также частные лица могут использовать их как угодно, по своему усмотрению, но исключительно в своих внутренних целях. Использование этих кодов за пределами предприятия запрещено. Внутреннее содержание кодов, начинающихся с 2, может подчиняться любой логике, которое установило то или иное предприятие для себя (обычно это предприятия розничной торговли), и может содержать цену или вес товара, или любые другие параметры. Особенно часто эта кодировка применяется для весового товара. Эти коды может использовать любое предприятие, причём, они нигде специально не регистрируются и никак не регулируются сторонними организациями.

Как получить штрих-код: Для получения кода предприятие-изготовитель должно вступить в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН/ GS1 Russia. В настоящее время она насчитывает около 13 тысяч предприятий. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (ЮНИСКАН/GS1 Russia) и далее 6 позиций – уникальный номер предприятия-изготвоителя в системе ЮНИСКАН/ GS1 Russia.

Ассоциация автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" (http://www.gs1ru.org), является членом GS1 и ее представителем на территории Российской Федерации. Присвоение номеров в системе GS1 для членов Ассоциации осуществляется БЕСПЛАТНО, независимо от величины перечня кодируемой продукции, как бы ниб ыл он велик. Размер вступительного взноса - 25 000 рублей (НДС не облагается). По истечении 1 года прeбывания в Ассоциации вносится ежегодный взнос в размере 15 000 рублей (НДС не облагается). Подробная информация размещена на сайте организации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» http://www.gs1ru.org/

Можно получить код, вступив в организацию EANCODE (http://eancode.ru/content/view/1/3/). Компания EANCODE является уполномоченным регистратором штрих кодов на территории РФ и выполняет присвоение штрих кодов стандарта EAN с префиксами 460-469. Здесь вступительный взнос составляет 15000 руб,, поддержка – 5000 руб./год

Контрольная цифра предназначена для определения правильности маркировки того или иного товара.

Как рассчитывать контрольную цифру:

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах 6+0+7+2+1+0=16;

2. Полученную сумму умножить на три 16*3=48;

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах (кроме самой контрольной цифры) 4+0+3+6+1+2=16;

4. сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 48+16=64;

5. Отбросить десятки 64-60=4;

6. Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5 10-4=6.

Пример 1: Чай Тянь-Жень. КОД 6 9 4 7 8 3 4 1 0 0 0 22

1) 9+7+3+1+0+2=22

2) 22*3=66

3) 6+4+8+4+0+0=22

4) 66+22=88

5) 88-80=8

6) 10-8= 2

Пример 2; Корректирующая жидкость КОД 4 6 0 2 7 2 3 0 0 3 9 53

1) 6+2+2+0+3+5=18

2) 18*3=54

3) 4+0+7+3+0+9=23

4) 54+23=77

5) 77-70=7

6) 10-7= 3

На сайте http://gepir.gs1.org/v32/xx/default.aspx?Lang=en-US можно ввести штрих-код продукта и получить наименование фирмы, которая зарегистрировала (или изготовила) данный продукт.

Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия - четыре. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр - EAN-8.

Как правило, коды стране присваивает Международная организация EA. В 1977 году России (в то время СССР) было присвоено 10 трехзначных кодов – с 460 до 469.

Нанесение штрихового кода на товарах для потребительского рынка стало 100 % нормой во многих странах мира. А в США и Канаде даже существует запрет на реализацию на рынке продукции без штрихового кода.

В таблице 3 приведены коды происхождения товаров.

 

Таблица кодов происхождения товаров (☼)

Таблица 3.

Страна Код Страна Код Страна Код
1. Австрия 90-91 19. Кипр   37. Таиланд  
2. Австралия   20. Китай   38. Тайвань  
3. Аргентина   21. Куба   39. Турция  
7. Бельгия   22. Латвия   40. Украина  
5. Болгария   23. Литва   41. Финляндия  
6. Бразилия   27. Малайзия   42. Франция 30-37
7. Великобритания   25. Мексика   43. Хорватия  
8. Венгрия   26. Молдова   47. Чехия  
9. Венесуэла   27. Норвегия   45. Чили  
10. Германия 400-440 28. Нидерланды   46. Швеция  
11. Гонконг   29. Новая Зеландия   47. Швейцария  
12. Греция   30. Польша   48. Эстония  
13. Дания   31. Португалия   49. Югославия  
17. Израиль   32. Россия и СНГ 460-469 50. ЮАР, Тунис 600-601
15. Ирландия   33. Сингапур   51. Южная Корея  
16. Исландия   37. Словакия   52. Япония 45 и 49
17. Индия   35. Словения        
18. Индонезия   36. США и Канада 00-09      

 

3.9.2. Знаки соответствия [7]

Если продукция соответствует национальным стандартам и это соответствие подтверждено уполномоченным органом по сертификации, то изготовитель этой продукции получает право на её маркировку знаком соответствия национальным стандартам. Форма и правила обращения с этим знаком определены в ГОСТ Р 1.9-2004 «Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Применения». Изображение знака представлено на рисунке 12а.

 

Рис.12а. Знак соответствия национальному стандарту (ГОСТ Р 1.6-2004) (☼), где 0000 –код органа, выдавшего знак разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам; 00000000000-0000 -обозначение национального стандарта  

Этот знак аналогичен знаку Госстандарта СССР советских времен, однако для полит-корректности в последний была вписана буква "Р", обозначающая, видимо, Россию.

Чтобы получить право сертифицированной продукции знаком соответствия, изготовитель вместе с сертификатом соответствия в органе по сертификации получает лицензию, а если сертифицируется единичное изделие – маркировку проводит сам орган сертификации. Надпись ССЭ рядом со знаком соответствия России означает – Система Сертификации Электросвязь (см. такие надписи на упаковках современных телефонных аппаратов). Далее следует код регистрационного свидетельства.

Рис.12б. Знак обращения на рынке, утвержденный постановлением Правительства РФ № 696 от 19.11.20036 г.
Знак соответствия национальным стандартам является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию.

Подтверждение соответствия продукции национальному стандарту (национальным стандартам) осуществляется по инициативе заявителя добровольно, в форме добровольной сертификации.

В соответствии со статьей 21 Российского закона «О техническом регулировании», право на применение знака соответствия национальным стандартам предоставляет орган по сертификации. Основанием для применения знака соответствия национальным стандартам (в том числе для маркирования) является выданное национальным органом по стандартизации или от его имени другим уполномоченным им органом (органом по сертификации) «Разрешение на право применение знака соответствия национальным стандартам».

Если продукция в соответствии с правилами, установленными законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, подлежит обязательному подтверждению соответствия и её соответствие требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, установленным этим законом, то, на основании ст.27 данного закона, она маркируется знаком обращения на рынке (рисунок 12б). Внешний вид знака обращения на рынке устанавлен Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ № 696 от 19.11.2003). Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном данным Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

3.9.3. Маркировка и принципы экосертификации ЕС [7]

Концепция экосертификации в ЕС базируется на превентивных принципах – ущерб для окружающей среды нужно предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнений, и во вторую – устранением уже возникших загрязнений. Финансовая ответственность виновных лиц – это фактор второй очереди. Критерии экосертификации должны превосходить по своей сущности параметры экологичности, содержащиеся в стандартах.

ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертификации и её открытость для всех стран. В 1983 году была принята Директива ЕС, согласно которой экосертифицированный продукт, поставляемый на единый рынок ЕС, имеет цену в 2 раза выше, чем аналогичный товар, но без экосертификации.

Официальный бюллетень комиссии ЕС периодически публикует экологические критерии, которые относятся к каждой стадии жизненного цикла продукта от проектирования до утилизации. Информация о критериях сопровождается данными о сроках годности продукта и продолжительности применимости критерия.

а)
б)
Рис.13. Знак экомаркировки ЕС (а) и знак «Ресайклинг» (б) (☼).

В ЕС принято маркировать экосертифицированный продукт знаком, изображенным на рисунке 13а. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне и наоборот.

Для получения права использовать знак Изготовитель должен представить товар для оценки на его экологичность в орган по сертификации, с которым нужно заключить контракт по каждому виду продукции отдельно.

Знак «ресайклинг» (рис.13б) наносится на те виды продукции, которые после переработки могут быть вторично использованы в том же виде, как и в начале, или уже получены в результате переработки.

Например, подобная маркировка наносится на некоторые виды алюминиевых пивных банок. В данном случае этот знак означает, что после переработки данное изделие вновь может стать алюминиевой банкой.

Следует отличать значение этого знака от знака «зеленая точка» (рис. 14.б), который наносится на виды продукции, производители которой участвуют в международной программе по сортировке, сбору и переработке упаковочных продуктов, причем, как правило, с изменением первоначального назначения. Например, в результате вторичной переработки из ПЭТ-тары изготавливают пластиковую водопроводную арматуру низкого давления.

Широко распространены и другие знаки соответствия экосертификации (http://www.viconsult.com.ua/portal.php?page_id=EkoZnak; http://www.zelife.ru/ekoplanet/greeninventions.html)

В частности, в Германии работы по экосертификации начались в 1974 году, в результате был разработан экознак «Голубой ангел» (рис.14а), получивший в настоящее время широкое распространение. Развитие этой программы во многом связано с программой ООН по защите окружающей среды. Продукция, маркированная этим знаком, соответствует установленной группе критериев, гарантирующих её экологическую безопасность. Например, автомобили, имеющие экознак, оборудованы надежной системой очистки выхлопных газов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.