Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления и развития экономической науки




Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древней Греции – колыбели мировой цивилизации. В эпоху Средневековья огромное влияние на экономическую мысль оказывала религия.

Как наука, то есть систематизированное знание о сущностях, целях, задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв., в период становления капитализма.

В этот период появился «меркантилизм» (экономическая политика и первая школа экономической науки, которая дала первое название всей науке – «политэкономия»).

 

Меркантилизм.

1. Основной вопрос предмета науки: национальное богатство.

2. Главные выводы:

· Источник богатства – сфера обращения (внешняя торговля).

· Содержание богатства – деньги (золотые и серебряные).

· Важная роль в экономике принадлежит государству.

3. Представители школы: Т. Ман, А. Монкретьен, И.Т. Посошков и др.

 

Классическая школа буржуазной политэкономии

(конец XVII-70-е годы XIX вв.)

1. Основной вопрос предмета науки: национальное богатство.

2. Главные выводы:

· Источник богатства – материальное производство, а его содержание – товары.

· Главная категория науки – стоимость.

· Безграничная вера в свободу рынка.

· Невмешательство государства в естественное развитие рыночной экономики.

3. Представители школы: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др.

 

Физиократы.

Французский вариант классической школы, основанный Франсуа Кенэ (автором первой в истории экономической науки экономико-математической модели воспроизводства).

 

Марксистская (пролетарская) политэкономия.

1. Предмет науки: производственные отношения и объективные экономические законы; основной вопрос науки – богатство, источник которого – прибавочный труд рабочего, создающий прибавочную стоимость.

2. Главные выводы:

· Исторически преходящий характер рыночной экономики.

· Неизбежность пролетарской революции.

 

Маржинализм и неоклассическое направление (конец XIX-ХХ вв.)

1. Предмет науки: изучает поведение человека, фирмы, группы людей, которые максимизируют полезность; основной вопрос предмета науки – проблема редкости (ограниченности) ресурсов.

Неоклассики предлагают называть науку «экономикс». Основателем неоклассической школы считают А. Маршалла.

2. Главные выводы:

· Широкое использование маржинализма (предельного анализа) и математических инструментов.

· Создание раздела микроэкономики, который носит более прикладной характер.

· Необходимость разработки и обоснования экономической политики фирмы и рационального поведения потребителя.

 

Кейнсианство (ХХ век).

1. Предмет науки: механизм функционирования национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов.

2. Главные выводы:

· Создание нового раздела науки – макроэкономики.

· Необходима регулирующая роль государства с целью стимулирования совокупного спроса.

 

Неоклассический синтез

(ХХ-ХХI вв., один из создателей – П. Самуэльсон).

1. Предмет науки: национальное богатство и мотивы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов.

2. Главные выводы:

· Необходимость обоснования экономического поведения всех субъектов экономики (домохозяйств, фирм, государства и т.д.).

· Объединение микро- и макроанализов.

· Возможность использования рекомендаций разных научных школ.

 

 

Монетаризм (ХХ-ХХI вв.)

Основатель – М. Фридмен. Учение построено на критике кейнсианства и признании важной роли денег в обеспечении экономической стабильности.

 

 

Институционализм (ХХ-ХХI вв.)

Предмет науки: изучение поведения экономических субъектов, которое складывается под влиянием различных институтов (правил, обычаев, норм и т.п.).

 

Российская экономическая мысль.

Российская экономическая мысль, с одной стороны, во многом была самобытной, отражая особенности российской цивилизации, но, с другой стороны, откликалась на процессы, происходившие в западной экономической науке.

1. Ключевые направления российской экономической школы:

· Системный анализ

· Роль государства в народном хозяйстве

· Разработка проблем многоукладной экономики и аграрного вопроса.

2. Наиболее выдающиеся представители: И.Т. Посошков, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев,

Л. Канторович и др.

 

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Определите предмет экономической теории. В чём разница между политэкономией и «экономикс»?

2. Назовите круг проблем, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика.

3. Как изменялся объект исследования экономической теории с древних времён до наших дней?

4. Перечислите основные школы экономической науки.

5. Охарактеризуйте методы экономической теории.

6. В чём различие между позитивным и нормативным анализом?

7. Почему предмет экономической теории носит исторический характер?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.