КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы становления и развития экономической науки
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древней Греции – колыбели мировой цивилизации. В эпоху Средневековья огромное влияние на экономическую мысль оказывала религия. Как наука, то есть систематизированное знание о сущностях, целях, задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв., в период становления капитализма. В этот период появился «меркантилизм» (экономическая политика и первая школа экономической науки, которая дала первое название всей науке – «политэкономия»).
Меркантилизм. 1. Основной вопрос предмета науки: национальное богатство. 2. Главные выводы: · Источник богатства – сфера обращения (внешняя торговля). · Содержание богатства – деньги (золотые и серебряные). · Важная роль в экономике принадлежит государству. 3. Представители школы: Т. Ман, А. Монкретьен, И.Т. Посошков и др.
Классическая школа буржуазной политэкономии (конец XVII-70-е годы XIX вв.) 1. Основной вопрос предмета науки: национальное богатство. 2. Главные выводы: · Источник богатства – материальное производство, а его содержание – товары. · Главная категория науки – стоимость. · Безграничная вера в свободу рынка. · Невмешательство государства в естественное развитие рыночной экономики. 3. Представители школы: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др.
Физиократы. Французский вариант классической школы, основанный Франсуа Кенэ (автором первой в истории экономической науки экономико-математической модели воспроизводства).
Марксистская (пролетарская) политэкономия. 1. Предмет науки: производственные отношения и объективные экономические законы; основной вопрос науки – богатство, источник которого – прибавочный труд рабочего, создающий прибавочную стоимость. 2. Главные выводы: · Исторически преходящий характер рыночной экономики. · Неизбежность пролетарской революции.
Маржинализм и неоклассическое направление (конец XIX-ХХ вв.) 1. Предмет науки: изучает поведение человека, фирмы, группы людей, которые максимизируют полезность; основной вопрос предмета науки – проблема редкости (ограниченности) ресурсов. Неоклассики предлагают называть науку «экономикс». Основателем неоклассической школы считают А. Маршалла. 2. Главные выводы: · Широкое использование маржинализма (предельного анализа) и математических инструментов. · Создание раздела микроэкономики, который носит более прикладной характер. · Необходимость разработки и обоснования экономической политики фирмы и рационального поведения потребителя.
Кейнсианство (ХХ век). 1. Предмет науки: механизм функционирования национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов. 2. Главные выводы: · Создание нового раздела науки – макроэкономики. · Необходима регулирующая роль государства с целью стимулирования совокупного спроса.
Неоклассический синтез (ХХ-ХХI вв., один из создателей – П. Самуэльсон). 1. Предмет науки: национальное богатство и мотивы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов. 2. Главные выводы: · Необходимость обоснования экономического поведения всех субъектов экономики (домохозяйств, фирм, государства и т.д.). · Объединение микро- и макроанализов. · Возможность использования рекомендаций разных научных школ.
Монетаризм (ХХ-ХХI вв.) Основатель – М. Фридмен. Учение построено на критике кейнсианства и признании важной роли денег в обеспечении экономической стабильности.
Институционализм (ХХ-ХХI вв.) Предмет науки: изучение поведения экономических субъектов, которое складывается под влиянием различных институтов (правил, обычаев, норм и т.п.).
Российская экономическая мысль. Российская экономическая мысль, с одной стороны, во многом была самобытной, отражая особенности российской цивилизации, но, с другой стороны, откликалась на процессы, происходившие в западной экономической науке. 1. Ключевые направления российской экономической школы: · Системный анализ · Роль государства в народном хозяйстве · Разработка проблем многоукладной экономики и аграрного вопроса. 2. Наиболее выдающиеся представители: И.Т. Посошков, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л. Канторович и др.
Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Определите предмет экономической теории. В чём разница между политэкономией и «экономикс»? 2. Назовите круг проблем, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика. 3. Как изменялся объект исследования экономической теории с древних времён до наших дней? 4. Перечислите основные школы экономической науки. 5. Охарактеризуйте методы экономической теории. 6. В чём различие между позитивным и нормативным анализом? 7. Почему предмет экономической теории носит исторический характер?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |