КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведение фирмы в разных по характеру конкуренции типах рыночных структур
ЛЕКЦИЯ 8. Вопросы для размышления.
1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек. 2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?
Конкуренция: сущность и виды.
План. 1. Конкуренция: сущность, функции, виды. 2. Типы рыночных структур по характеру конкуренции. 3. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции. 4. Экономическая природа и виды монополий. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. 5. Поведение фирмы на рынке олигополии. 6. Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции.
Аннотация лекции.
1. Конкуренция: сущность, функции, виды. Теория конкуренции – одна из наиболее изученных в науке. У Адама Смита законы рыночной конкуренции носят название «эффекта невидимой руки». Неоклассики изучают конкуренцию через структуру рынка. Неолиберал Ф. Хайек называет конкуренцию «процедурой открытия» и т.д. Конкуренция – не просто соперничество за лучшие условия производства и реализации продукции с целью получения прибыли, но и один из элементов механизма рынка и форма поведения участников рынка. Наиболее важные функции конкуренции: · Распределение ресурсов и оптимизация их использования. · Побуждение к инновациям. · Формирование рыночной цены. · Отбор (селекция) наиболее сильных участников рынка. · и другие функции. Й. Шумпетер особо подчеркнул инновационную функцию конкуренции, назвав возможные нововведения, например, новое благо, новый рынок сбыта, новый источник сырья и др. Для выявления природы конкуренции и оценки её интенсивности М.Е. Портер ввёл понятие «модель сил конкуренции», назвав среди этих сил: · Соперничество среди конкурирующих продавцов. · Конкуренция со стороны товаров-заменителей. · Экономические возможности и торговые способности поставщиков. · и др. Виды конкуренции изучаются исходя из разных подходов к их классификации. · По структуре параметров рынка А) Совершенная конкуренция. Б) Несовершенная конкуренция.
Понятие рыночной структуры охватывает такие параметры: · Количество фирм в отрасли. · Тип производимой продукции (стандартная или дифференцированная). · Свобода вхождения в отрасль и выхода из неё. · Количество покупателей. · Способность влиять на цены (степень рыночной власти). · Неценовая конкуренция.
Для совершенной конкуренции характерны: · Неограниченное число участников (покупателей и продавцов), доля которых столь мала, что они не могут влиять на рыночные цены (не имеют рыночной власти). · Стандартная продукция. · Свободный вход в отрасль и выход из неё. · Отсутствие неценовой конкуренции.
Для несовершенной конкуренции характерны: · Наличие рыночной власти, то есть возможности влиять на цены. · К этому виду конкуренции относятся: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Главное отличие этих видов рынка заключается в отсутствии или наличии рыночной власти – способности влиять на цены. Рыночная власть может быть измерена с помощью индекса Лернера.
L = Р – МС Р
L – коэффициент Лернера; Р – цена; МС – предельные издержки.
· Виды конкуренции по отраслевому признаку. А) Внутриотраслевая. Б) Межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество предприятий, выпускающих один тип товара, борьба за долю рынка, объём продаж, прибыль, покупателей. Внутриотраслевая конкуренция зависит от: · Количества фирм в отрасли. · От схожести товара. Есть показатель для измерения степени концентрации рынка – индекс Герфиндаля-Гиршмана:
Н = S²(1) + S²(2) +…S²(n)
Н – индекс Герфиндаля-Гиршмана; S – доля фирм в отрасли в порядке убывания в процентном отношении.
Межотраслевая конкуренция – это соперничество разных отраслей за деньги покупателей.
· По степени соответствия закону. А) Добросовестная. Б) Недобросовестная.
Методы добросовестной конкуренции. · Снижение издержек. · Повышение качества товара или услуг. · и т.д.
Методы недобросовестной конкуренции. · Самовольное использование чужого товарного знака. · Введение в заблуждение покупателя, когда дело касается качества и дефектов. · Прямой обман покупателей. · Экономический шпионаж · и т.д.
· По возможности влияния на цену. А) Ценовая конкуренция. Б) Неценовая конкуренция.
Методы ценовой конкуренции. · Снижение издержек. · Постоянство ассортимента.
Методы неценовой конкуренции. · Реклама. · Производство товаров с новыми свойствами. · Новые упаковки товаров. · и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |