КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В системе АПКМесто сельскохозяйственного производства Гродно 2005 Курс лекций ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И.И. Дегтяревич ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ МСХ и П РБ Учреждение образования «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УДК 631.1 (075.8) Д 26
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой учета и анализа в АПК ГГАУ Л.В.Корватовская; кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и организации коммерческой деятельности ГрГУ им. Я.Купалы Ли Чон Ку.
Рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета ГГАУ, протокол № 1 от 22.09.2004 г.
Дегтяревич И.И. Д 26. Организация производства. Курс лекций: Учебное пособие. – Гродно: УО «ГГАУ», 2005. 96 с.
В настоящем учебном пособии изложены краткие конспекты лекций по всем темам, изучаемым в курсе «Организация производства». Оно написано в соответствии с базовой программой курса и предназначено для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения.
© Дегтяревич И.И., 2005 © Гродненский государственный аграрный университет, 2005
ТЕМА 1
СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Вопросы: 1.1. Место сельскохозяйственного производства в системе АПК. 1.2. Понятие и принципы организации производства. 1.3. Особенности сельскохозяйственного производства. 1.4. Закономерности организации производства.
На всех этапах развития человеческого общества сельское хозяйство играло и играет чрезвычайно важную роль. Главной целью его является достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий с другими отраслями АПК для получения высоких конечных результатов. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью материального производства. В Республике Беларусь в нем занято свыше 20% трудовых ресурсов, более 25% основных производственных фондов и производится около 30% всего национального дохода. Примерно 2/3 личных потребностей населения составляют сельскохозяйственные продукты в сыром или переработанном виде. В системе АПК сельскохозяйственному производству придается большое значение по улучшению качества продукции, устранению ее потерь на всех стадиях производства, транспортировки, переработки, хранения и реализации; широкому использованию индустриальных и безотходных технологий производства. В силу специфики сельскохозяйственного производства стоит также задача в целом перед АПК приблизить предприятия перерабатывающей промышленности к сырьевой зоне, активнее развивать прямые связи сельхозпредприятий с перерабатывающей промышленностью (мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод, сахарный завод и т.д.), предприятиями торговли, общественного питания; повысить взаимную ответственность заготовительных организаций и хозяйств за выполнение договорных обязательств. В целом за последнее десятилетие АПК республики оказался в кризисном состоянии. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1991 г. - 1 % сельхозпредприятий окончили год с убытками, в 1992 г. – 2%, в 1993 г. – 4%, в 1994 г. – 6%, в 1995 г. – 13%, в 1996 г. – 15%, в 1997 г. – 11%, в 1998 г. – 22%, 1999 г. – 49%, в 2000 г. – 49%, в 2001 г. – 54,6%, в 2002 г. – 60%. Данная тенденция сохранилась и в 2003 г. Главная причина этого – острая хроническая недостаточность чувства хозяина, отчуждение работников сельского хозяйства от управления производством, от результатов производства. Как решить данную проблему? Для исправления сложившейся ситуации в сельском хозяйстве необходимо осуществить коренную реорганизацию (реформирование), уйти от простого копирования в сельском хозяйстве индустриального труда на основе следующих трех принципов: 1) жесткая сильная зависимость доходов всех сельскохозяйственных работников от конечных результатов; 2) прикрепление работников к конкретным обозримым объектам производства (поле, ферма и т.д.); 3) интеграция исполнительского и управленческого труда в одном работнике (играющий тренер). Кратчайший путь к решению всех этих проблем лежит через всемерное раскрытие потенциала сельхозпредприятий на основе развития разнообразных форм подряда и аренды, создания широкой сети хозрасчетных коллективов как в рамках существующих хозяйств, так и во взаимосвязи с другими предприятиями и отраслями экономики посредством перехода от командно-административных методов управления к экономическим, а также путем разгосударствления и приватизации собственности (путем реформирования). Достичь этого можно, только изменив коренным образом экономические отношения на селе. При этом основная цель состоит в том, чтобы открыть широкую дорогу самостоятельности и ответственности товаропроизводителей (2 стимула: кнут и пряник). Все эти вопросы и проблемы постоянно находятся в поле зрения правительства и Президента Республики Беларусь (программа реформирования АПК утверждена Указом Президента РБ № 256).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |