Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая безопасность предприятия и пути ее достижения




Внутренняя среда предприятия.

Внешняя среда предприятия.

Виды издержек производства.

Предприятие и его формы.

 

1. Предприятие является основной формой организации производственно-хозяйственной деятельности в современной экономике. Предприятие – экономический субъект, реализующий собственный интерес посредством производства и реализации определенного вида товаров и услуг путем оптимального комбинирования факторов производства.

В экономической литературе широко используются понятия «предприятие» и «фирма». Под предприятием, как правило, понимается учреждение в форме фабрики, фермы, магазина и т.д., которое выполняет специфические функции по производству и реализации товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Фирмы могутвладеть предприятиями на различных стадиях производственного процесса:

· вертикальное комбинирование – объединение такого типа включает в себя предприятия, технологически взаимосвязанные между собой, где готовый продукт одного предприятия является сырым материалом для другого предприятия, входящего в объединение (предприятия, производящие зерно, муку, хлеб);

· горизонтальное комбинирование – сеть однородных предприятий, связанных между собой единым управленческим центром;

· конгломерат – объединение предприятий, не взаимосвязанных между собой технологически, функционирующих во многих различных отраслях.

Таким образом, современные фирмы представляют собой многопрофильные производства. Преимущества многопрофильногопроизводства сводятся к следующему:

· такая фирма более устойчива в период спадов, т.к. неблагоприятная конъюнктура относительно одного выпускаемого продукта ведет к снижению дохода от его производства, но не затрагивает доходности по другим выпускаемым продуктам;

· многопрофильная фирма может совмещать производство товаров, находящихся на различных стадиях жизненного цикла и требующих различных инвестиций. Однопродуктовое предприятие не всегда может быть перспективно по причине затухания жизненного цикла товара.

Основными принципами организации предприятия являются:

-- самоокупаемость, самоокупаемое предприятие – это предприятие, таким образом организовавшее производство, что все затраты, производимые им для доведения сырого продукта до товара, окупаются в стоимости этого товара на рынке, т.е. издержки производства ниже цены, по которой реализуется готовый продукт;

-- самоуправление предполагает, что предприятие самостоятельно выбирает продукт производства, приобретает сырье, определяет структуру и технологию производства, т.е. решает все организационные вопросы, связанные с деятельностью предприятия;

-- самофинансирование предполагает, что доходы, получаемые предприятием, не должны полностью потребляться. Часть их должна в виде живых денег использоваться для решения финансовых вопросов предприятия.

Целью деятельности любого предприятия является предложение на рынке своей продукции, соответствующей потребностям потребителей. Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей приводит к реализации следующей цели предприятия – максимизации доходов. Кроме того, возможность удовлетворения наибольшего потребительского спроса приводит к достижению еще одной цели, преследуемой предприятием, -- увеличение сектора рынка и увеличение прибыли.

2. Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, а также от цены, по которой товар будет продаваться на рынке. Издержки основываются на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования.

С точки зрения отдельной фирмы, экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Экономические издержки могут быть внешними, внутренними, постоянными, переменными.

Денежные выплаты, которые фирма несет в пользу поставщиков, поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию, называются внешними издержками. То есть это плата поставщикам, не принадлежащим к владельцам данной фирмы. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние издержки. Все внутренние издержки, связанные с доведением сырого материала до готового продукта, будут оплачены с учетом альтернативных возможностей использования промежуточного продукта после реализации конечного продукта на рынке.

Оценку занятых ресурсов можно осуществить, используя такие категории, как краткосрочный период и долговременный период. Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Следовательно, объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья, других ресурсов. Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

Постоянными называются издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигациям, арендные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, заработная плата основному трудовому составу фирмы.

Переменные издержки – это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и т.д. Стоимость этих ресурсов полностью переносится на готовый продукт в течение одного рабочего периода. Под ним понимается период времени, необходимый на преобразование сырья до конечного продукта.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для каждого бизнесмена. Переменные издержки – это издержки, которыми предприниматель может управлять, величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени, что приводит к изменению объемов производства. С другой стороны, постоянные издержки находятся вне влияния администрации фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства.

3. Внешней средой для фирм является определенная модель рынка, в которую они включены. К внешней среде относятся взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями, кредиторами, конкурентами, общественными структурами и т.д. При этом каждый вовлеченный в систему экономических отношений контрагент имеет свои собственные интересы. Многообразие интересов весьма трудно, а порой невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от гармонизации этих интересов, от умения добиться динамического равновесия между целями отдельных контрагентов.

Кроме того, внешняя среда включает влияние местных органов власти и государственное законодательство, что также может отражаться на бизнесе. Изменение законодательства может поставить тот или иной бизнес в невыгодное экономическое положение, а также в результате внедрения той или иной региональной программы экономического развития бизнес может получить благоприятные условия для развития или нет.

Региональная структура хозяйства. Существенное влияние на экономическую безопасность фирмы может оказать сложившаяся в регионе хозяйственная структура. Если предприятие тесно взаимосвязано с рядом смежных отраслей, то их благополучие или упадок также сказываются на деятельности фирмы.

Порядочность партнеров. Партнеры представляют для фирмы определенный риск, т.к. нарушение договорных обязательств со стороны партнеров может привести к цепочке неисполнения взаимных обязательств и возникновению взаимных претензий с другими субъектами рынка.

Внешние факторы, в свою очередь, делятся на две основные группы: факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия на предприятие относятся факторы, непосредственно влияющие на хозяйственную деятельность фирмы (поставщики, потребители, система мер государственного регулирования). Под факторами косвенного воздействия понимают такие факторы, как состояние экономики, политическая и социокультурная среда, научно-технический прогресс, влияние групповых интересов. Среда косвенного воздействия значительно сложнее, чем среда прямого воздействия, поскольку при принятии решений приходится опираться на предположения, основываться на неполной информации.

Внешняя среда характеризуется следующими параметрами:

· взаимосвязанностью воздействующих на предприятие факторов;

· сложностью (сложность среды определяется числом и разнообразием факторов, включая их изменчивость);

· подвижностью (подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде);

· неопределенностью (неопределенность выступает как функция количества информации, которой располагает фирма).

4. Внутренняя среда предприятия включает цели и задачи, структуру, применяемую технологию и людей, от которых зависит успех хозяйственной деятельности предприятия. Иначе говоря, внутренняя среда предприятия складывается из отношений внутри предприятия.

Внутренняя среда предприятия состоит из двух составляющих: живого и овеществленного труда, взаимосвязанных между собой определенной формой организации. Форма организации и управление фирмой зависят:

· от специфики деятельности отрасли, позволяющей оценить, какую технологию применяет фирма, какой ассортимент продукции выпускает, на какого потребителя ориентируется;

· от принадлежности предприятия к отрасли, показывающей, в какой сфере деятельности участвует это предприятие, какое место занимает на рынке, в каких экономических отношениях находится с предприятиями своей отрасли и смежных отраслей;

· от правовых форм: предприятия ограниченной ответственности, неограниченной ответственности, частные, государственные, акционерные, кооперативные предприятия;

· от основной цели деятельности предприятия: предприятия могут быть коммерческие и некоммерческие;

· от вида и характера деятельности предприятия: различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия (к промышленным предприятиям, например, относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции);

· от размеров: выделяют малые, средние и крупные предприятия, исходя из совокупности таких критериев, как численность занятых; объемы производимого продукта; объемы используемого оборудования и т.д.

По размерам предприятия делятся на малые, средние, крупные и особо крупные. Нормативы для отношений фирм к той или иной категории в разных странах различны. В РФ в ст.3 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства говорится о том, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%; а доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Как видно из данной нормы, в России обязательным требованием к малым предприятиям являются:

· ограничение возможности участия других юридических лиц в уставном капитале малого предприятия;

· установление предельной нормы численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в с-х-ве, научно-технической сфере – 60 человек; оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в других отраслях – 50 человек.

Роль малых предприятий в смешанной экономике характеризуется: гибкостью; способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры; многочисленностью; постоянной поддержкой конкуренции благодаря своей многочисленности и гибкости; низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управленческий аппарат, рекламу; быстрым обновлением. Управление такими предприятиями носит демократический характер. В организации управления и производства учитываются пожелания и предложения всех участников непосредственного производства. «Прозрачность» отношений между рабочими и управляющими становится одним из условий работы в команде, в результате взаимоотношения между всеми работниками выходят за рамки производственного процесса, реализуются в заботе о семье работника.

В свою очередь, деятельность средних и крупных предприятий строится на четком внутрифирменном разделении труда и авторитарной системе управления. Весь производственный процесс разделен на отдельные операции между подразделениями предприятия. Каждый работник предприятия ограничен узкоспециализированной сферой деятельности на определенном участке. С целью упорядоченности производственной деятельности работникам ограничена возможность свободного перемещения из подразделения в подразделение, если это несвязанно с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Товар, производимый таким предприятием, является результатом труда совокупного работника. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

· только крупным фирмам доступно массовое и серийное производство;

· они имеют финансовые возможности для освоения достижений НТП, создания новых отраслей, проведения научно-исследовательских работ;

· крупные фирмы характеризуются устойчивостью: они никогда физически не ликвидируются, а лишь меняют владельцев;

· им доступна экономия на «масштабах» производства.

5. Результатом утраты экономической безопасности является сокращение доходов фирмы, уменьшение объемов производства и объемов занятых ресурсов вплоть до ее полного разорения и закрытия.

Сущность экономической безопасности предприятий заключается в таком его экономическом состоянии, при котором обеспечивается реализация его хозяйственно-экономических интересов в производстве товара и получении прибыли.

Существует ряд факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия:

· устаревание технологии производства, что приводит к ухудшению качества производимой продукции и утрате его конкурентоспособности. Данный фактор может носить как внутренний, так и внешний характер. Даже если предприятие представляет целую отрасль, НТП делает непривлекательным «старый» товар. В условиях конкурентной среды техника и технология подвергаются не только физическому, но и моральному износу, и процессы смены технологий ускоряются;

· «утечка» кадров: при утечке кадров предприятие может автоматически лишиться возможности использовать больше прогрессивных технологий, т.к. некому будет принимать участие в их внедрении;

· «утечка» информации: утечка информации, или промышленный шпионаж может привести к утрате экономической безопасности фирмы. Наиболее интересной для конкурента является информация о разработке нового продукта, о прогрессивных формах управления, о новых методах учета и стимулирования труда и т.д.

Для обеспечения экономической безопасности фирмы прибегают к различным видам страхования:

· страхование производственной деятельности осуществляется на основе представления предприятием бизнес-плана. Страховая компания с помощью экспертов проводит оценку производственной деятельности фирмы, степень риска предполагаемой деятельности и на основе полученных результатов осуществляет страхование;

· страхование материальных ценностей, принадлежащих фирме, является традиционной формой страхования (сама система страхования родилась на этой основе, когда владельцы кораблей решили создать общество взаимного страхования риска их утраты на основе добровольных взносов);

· страхование от стихийных бедствий также является распространенной формой страхования имущества не только фирм, но и частных лиц;

· страхование транспортировки товара от порчи, утраты и т.д. Такая форма страхования стала широко применяться в период развития экспорта товаров и капитала из развитых стран в развивающиеся. В условиях избытка инвестиционного капитала в развитых странах и возможности потери его при вывозе в развивающиеся страны из-за происходящих там демократических преобразований, продвижение капитала приостановилось. Правительства развитых стран с целью избежания затоваривания национальных рынков прибегли к государственному страхованию вывозимого капитала, что и привело к развитию вышеназванного вида страхования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.