Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 6. Объекты и направления государственного регулирования экономики




Тема 6. Объекты и направления государственного регулирования экономики

Тема 5. Основные методы разработки планов

Тема 4. Макроэкономическое планирование в рыночной экономике

Тема 3. Прогнозирование в рыночной экономике

Тема 2. Сущность, задачи государственного регулирования экономики

Тема 1. Основные показатели макроэкономического развития

УСЛОВИЯХ РЫНКА

ПЛАНИРОВАНИЕ В

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И

 

Курс лекций

Раздел I. Научные основы прогнозирования и планирования

1.1. Содержание основных теорий экономического роста

1.2. Основные показатели макроэкономического развития

1.3. Экономический рост и его измерение, факторы роста

1.4. Сущность экономической структуры

1.5. Структурные кризисы

2.1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики

2.2. Условия, предпосылки и объекты государственного регулирования

2.3. Цели и средства государственного регулирования экономики

2.4. Формы и методы государственного регулирования экономики

2.5. Опыт государственного регулирования экономики в других странах

3.1. Сущность прогнозирования экономического развития

3.2. Методы прогнозирования

3.2.1. Классификация методов прогнозирования

3.2.3. Формализованные методы прогнозирования

3.2.4. Интуитивные методы прогнозирования

3.3. Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России

4.1. Понятие и содержание макроэкономического планирования

4.2. Система показателей применяемая в планировании

4.3. Методы предплановых исследований

4.4. Основные формы макроэкономических планов

4.4.1. Директивное планирование

4.4.2. Индикативное планирование

5.1. Сущность основных методов разработки планов

5.2. Балансовый метод.

5.3. Нормативный метод

5.4. Экономико-математические методы

5.5. Программно-целевые методы

5.5.1. Сущность программно-целевого метода и порядок разработки программ

5.5.2. Финансирование целевых программ

6.1. Социальные аспекты госрегулирования

6.2. Макроэкономическое регулирование НТП

6.3. Регулирование инвестиций

6.4. Государственное регулирование сбыта

6.5. Регулирование рынка труда

6.6. Экологическое регулирование

6.7. Внешнеэкономическое регулирование


Для того, чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из кризиса, необходимо прежде всего изучать методы государственного регулирования социально-экономических процессов, посредством которых возможно проведение активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения».

В мире известны различные экономические системы. Из всех известных наибольшее развитие получила рыночная система, зародившаяся несколько тысячелетий назад. За это время она прошла сложный путь развития и является достижением человеческой цивилизации. До начала XX в. рыночная система функционировала в основном на базе индивидуальной частной собственности, свободной конкуренции, социальной незащищенности граждан. Постепенно пришло понимание несовершенства рыночного механизма и необходимости разработки системы ее регуляторов. К наиболее мощному рыночному регулятору рыночной системы относится планирование.

В мире интерес к планированию возник в 30-е годы ХХ века. Сказалось влияние мирового экономического кризиса и опыта планирования в СССР. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную сферы. В послевоенный период в ряде индустриальных стран была создана система национального планирования, Значительно расширилась его сфера применения с охватом не только бюджета, но и материального производства. Наряду с общегосударственным планированием получило развитие внутрифирменное планирование. В настоящее время фирмы, особенно крупные, имеют перспективные планы своей работы в условиях рынка. Теперь это общемировая практика.

В дальнейшем, в результате научно-технической революции производительные силы получили развитие, особенно быстро стала развиваться производственная и социальная инфраструктура, существенно усложнился хозяйственный механизм, организационные формы производственной деятельности. Высокие темпы развития национальных экономик наряду с позитивными тенденциями породили совокупность негативных процессов, вызывавших тяжелейшие экономические кризисы. Необходимость компенсации и нейтрализации негативных процессов стимулировали разработку механизма регулирования внешнего вмешательства в действие рыночного механизма. В результате эволюции мировым сообществом была отработана и апробирована совокупность методов регулирования рыночного механизма.

Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в России связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области прогнозирования и планирования социально-экономического развития.

Главной отличительной чертой современной рыночной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. В настоящее время нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Одними из важнейших рычагов государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена прежде всего:

деятельностью государства как субъекта рыночных отношений. неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в период кризисов;

общественным характером производства;

усложнением международных, межотраслевых и региональных связей;

необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;

В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование и планирование.

В настоящее время одним из наиболее совершенных методов воздействия на функционирование рыночной экономики является индикативное планирование. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено.

Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, и государство в целом не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана и прогнозирования их последствий. Этим прежде всего и обусловливаются важность изучения дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».

В предлагаемом учебном пособии раскрываются проблематика прогнозирования и планирования в условиях рынка, научные основы и организация выполнения этих функций государственными органами управления и хозяйствующими субъектами.

Познание экономических законов и их использование в практике составляют научную основу предвидения и планирования. Рассматриваются методы и организация прогнозирования и планирования, сферы применения нормативного, балансового метода, экспертной оценки, моделирования, порядок разработки прогнозов и планов на федеральном и региональном уровнях.

Целью дисциплины является изучение методологических и организационных подходов к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования национальной экономики. Методологической основой дисциплины является общая экономическая теория, изучающая механизм действия и использования экономических законов и рассматривающая общество как целостную социально-экономическую систему.

Исходя из целей изучения дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», построена структура лекционного курса.

Курс состоит из двух частей:

I. Научные основы прогнозирования и планирования;

II. Планирование в государственном секторе экономики.

Логика изложения материала первого раздела предусматривает изучение методологических основ курса и рассмотрение конкретных регуляторов в отраслях материального производства и социальной сферы, а также закономерности функционирования механизма прогнозирования и планирования национальной экономики в условиях переходного периода.

Второй раздел пособия построен на использовании материалов учебного пособия «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»: Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина, а также тексты нормативных актов из справочной системы «Консультант ПЛЮС».


РАЗДЕЛ I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.