КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоги, их природа и сущность
Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов Бюджет и бюджетная классификация
Государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней и регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 26 июня 1996 г. (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. №115-ФЗ). Изменения и дополнения в Закон о бюджетной классификации вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и Закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Бюджетная классификация РФ включает: - классификацию доходов бюджетов РФ; - классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает: - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; - ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; - классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; - классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ. Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по источникам их формирования и способам получения. Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Выделяют следующие группы доходов: - налоговые доходы; - неналоговые доходы; - безвозмездные перечисления; - доходы целевых бюджетных фондов. Группы и подгруппы расходов выглядят следующим образом: 1) текущие расходы (группа): - закупки товаров и оплата услуг (подгруппа); - выплата процентов; - субсидии, субвенции и текущие трансферты; - оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом; 2) капитальные расходы: - капитальные вложения в основные фонды; - создание государственных запасов и резервов; - приобретение земли и нематериальных активов; - капитальные трансферты; 3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Все источники объединены в следующие группы: - финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета; - государственные и муниципальные ценные бумаги; - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; - прочие источники внутреннего финансирования (получение кредитов, погашение основной суммы задолженности и др.); - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней; - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Данная классификация включает следующие основные статьи: - кредиты международных финансовых организаций; - кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Российской Федерации; - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерации; - изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте; - прочее внешнее финансирование. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и включает конкретные виды займов, существующие сегодня в России Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. Данная классификация включает три основные группы: - государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ); - внешний долг субъекта РФ; - внешний долг перед РФ.
Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. Указанное понятие является более узким, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят помимо бюджетных средств ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству. Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП, прежде всего такая его часть, как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. Так, например, было в СССР в 60—80-е гг., когда национальное богатство на душу населения в 80-е гг. сократилось в 1,8 раза по сравнению с I960 г. Но такое бывает нечасто. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы — внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета. В самых крайних случаях государство может использовать и такой метод, как дополнительная эмиссия денег. Однако этот способ имеет крайне негативные последствия, поэтому государство старается его использовать очень редко. Выделяют следующие виды доходов бюджетов: - налоговые доходы; - неналоговые доходы; - безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией подгруппы налоговых доходов бюджетов РФ включают: 1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала — налог на прибыль организаций, иностранных юридических лиц; налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных, страховых организаций и т.п.; налог на доходы в виде дивидендов; налог на доходы с процентов (дисконта); подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес и др. 2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы — НДС, акцизы, налог с продаж, лицензионные и регистрационные сборы, налог на покупку иностранных денежных знаков и др. 3. Налоги на совокупный доход — единый налог для юридических лиц; единый налог для физических лиц; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др. 4. Налоги на имущество — налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами. 5. Платежи за пользование природными ресурсами — платежи за пользование недрами, континентальным шельфом, минеральными ресурсами, живыми и биологическими ресурсами, лесным фондом, водными объектами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ, за добычу полезных ископаемых; земельный налог и др. 6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — таможенные пошлины (ввозные и вывозные таможенные пошлины). 7. Прочие налоги, пошлины и сборы — государственные пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др. Неналоговые доходы бюджетов включают: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности: - дивиденды по акциям, принадлежащим государству; - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, городов и поселков; - доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, научными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства; - проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных денежных средств; - проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны; - перечисление прибыли Центрального банка РФ; - доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства (консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за информацию, плата за опробование и клеймение изделий из сплавов и драгоценных металлов и др.); - доходы от реализации соглашении о разделе продукции; - доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов, материальных ценностей; - доходы от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения. 2. Доходы от продажи земли и нематериальных активов. 3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов). 4. Административные платежи и сборы. 5. Штрафные санкции, возмещение ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам, и др. 6. Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы. Безвозмездные перечисления бывают следующие: - от нерезидентов; - от бюджетов других уровней; - дотации; - субвенции; - средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; - трансферты; - прочие безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: - региональные налоги и сборы; - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Последние определяются Законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»; - неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Доходы местных бюджетов формируются за счет: - местных налогов и сборов; - отчислений от регулирующих доходов и сборов; - неналоговых доходов. Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
Раздел VI. Система налогов в РФ
Налоги составляют основную часть доходов бюджетов всех уровней. Поэтому рассмотрим более подробно сущность и функции налогов, а также проанализируем систему налогов в России с точки зрения их роли в формировании бюджетов разных уровней.
Исторически возникновение налогов относится к разделению общества на классы и появлению государства. Однако связывать появление налогов исключительно с зарождением института государства было бы не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в таком случае происходит затушевывание истинных причин, порождающих налоги, когда единственной причиной, порождающей налоги, становится государство. Во-вторых, и это особенно важно, налоги рассматриваются как неизбежное зло для граждан, которые обязаны отдавать часть своих доходов в силу того, что существует государство. По своей сути налоги — это не порождение государства. Хотя без развитого государства налоговая система не может нормально функционировать. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возникают у совместно проживающих людей. В этом смысле налоги — это прежде всего общественное благо и непременное условие развития человеческого общества. И лишь во вторую очередь — это результат существования государства. Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати. История знает налоги в форме платы за проезд по земле феодала. При Петре I взимались налоги за рыбную ловлю и бортничество. Когда государство только формировалось как институт публичной власти, взимание налогов происходило произвольно и стихийно, в меру надобности государства. Государство собирало минимальный размер средств, необходимых для выполнения таких функций, как управление, оборона, суд, охрана порядка. Однако по мере того, как расширялись функции государства, формировалась упорядоченная и разветвленная система налогообложения. Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226—1274), Ф. Бекон (1561 — 1626), Ш. Монтескье (1689—1755), Д. Рикардо (1772—1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения: - «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». - «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица...» - «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его...» - «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства...» Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения: - равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога; - определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения; - простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом; - неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика; - экономность — сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование. С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования. Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений, которые возникают в процессе взимания государством налогов, вводят более широкое понятие «налогообложение», под которым понимают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». Отличительными чертами любого налога являются: - индивидуальная безвозмездность; - безэквивалентность; - обязательность; - законность.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |