Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции психических состояний в целостном психическом акте




Психическое состояние можно рассматривать как проявление всех психических компонентов за определенный период времени. Это – некое единство, целостность всех психических элементов, и эта целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием. В психических состояниях находит свое выражение степень активности функционирования психики, или, иначе говоря, интенсивность протекания и выражения, а также качество психических процессов и свойств.

В каждом конкретном психическом состоянии по-своему складывается система всех психических компонентов. Эта временно образовавшаяся система имеет относительно временную стабильность, замкнутость. Структурные связи в системе между психическими элементами могут быть разными. Чаще всего одни психические компоненты доминируют над другими. Например, в состоянии страха процесс мышления несколько заторможен. Доминирует эмоциональное отношение. Сильная эмоция подавляет рассудок. В этом состоянии угнетена и волевая, сознательная регуляция. Чем сильнее страх, тем меньше и вероятность проявления волевых свойств характера и больше вероятность перехода на более примитивные, низшие системы регуляции. Начинает доминировать поведение, определяемое свойствами темперамента.

Качество и интенсивность протекания психических процессов определяется также и психическими свойствами. В состоянии ужаса резко снижается влияние волевых компонентов характера, падает контроль сознания. В этом случае в регуляцию поведения включаются нижние этажи психики, сформировавшиеся филогенетически.

Человек всегда находится в каком-то состоянии. В состоянии находит выражение уровень интеграции всех элементов психики за какой-то промежуток времени. Когда идет речь о возникновении психического состояния, то речь идет об изменениях, о сменах одного состояния на другое.

К внутренним причинам относится общее физиологическое состояние организма. Человек чувствует себя и ведет себя по-разному в зависимости от того, когда он находится в состоянии болезни или здоров. Исходя из медицинских наблюдений, можно сделать вывод, что при коронарных заболеваниях чаще всего человек испытывает тревогу или раздражение, при легочных заболеваниях наблюдается общее понижение психической активности, человек чаще пребывает в депрессивных, угнетенных состояниях.

Так, например, состояние утомления появляется на фоне возникновения физиологического состояния усталости, которое характеризуется общим истощением внутренних резервов организма. Здесь поддержание кровотока, целью которого является обеспечение кислородом тканей головного мозга, осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца. Понижается сила сокращения некоторых миофибрилл волокон сердечной мышцы. В работу по поддержанию нормального кровотока включается большее количество мышечных единиц. Происходит быстрое истощение резервов организма. И в результате этого общего физиологического истощения возникает психическое состояние утомления.

По данным Н.Д. Левитова компонентами психического утомления являются:

1. Чувство слабосилия: субъективно физическое утомление переживается как ощущение снижения актуальных сил, возникает чувство напряжения и неуверенности в адекватности действий, невозможности поддержать работоспособность на обычном для человека уровне.

2. Нарушения внимания: снижается его объем, дают сбои процессы переключения и распределения. Следовательно, появляется хаотичность действий, отвлекаемость на шумы, т.е. сигналы которые не имеют ничего общего с деятельностью.

3. Расстройства психических познавательных процессов: снижается чувствительность органов чувств. Повышается абсолютный или разностный пороги чувствительности.

4. Нарушения в психомоторике: чаще всего утомление сопровождается замедлением простых и сложных движений. Иногда наблюдается парадоксальное явление. Двигательные реакции при утомлении иногда могут ускориться, но при этом снижается точность движений, резко возрастает количество ошибочных двигательных реакций. При утомлении часто происходит распад сложившихся сложных навыков, из их структуры выпадают отдельные элементы.

5. Нарушение памяти: затрудняется процесс извлечения информации из долговременной памяти. Ухудшаются процессы запоминания и удержания информации.

6. Нарушения мышления: снижается вероятность появления нового решения проблемы, поиск неординарных решений подменяется стереотипными ответами; часто мышление становится неупорядочным, возникают логические ошибки в общем ходе рассуждений.

7. Изменение мотивов деятельности: в общей структуре мотивации появляется желание скорее закончить работу, что отрицательно сказывается на качестве выполняемой деятельности. Такое явление приводит к борьбе мотивов, которая ухудшает общее психическое благополучие.

К внутренним факторам, обусловливающим смену психических состояний, относятся также различные биоритмы. Наибольший интерес вызывают циркадные (суточные) ритмы. Циркадные ритмы – не врожденные, они имеют не безусловнорефлекторную природу, они вырабатываются в процессе жизни, хотя природная, естественная смена дня и ночи облегчает приобретение этого ритма. Исследования показали, что у новорожденных циркадный ритм отсутствует, с рождения у них существует часовой ритм. Одну половину часового ритма ребенок неподвижен, другую половину активен. Постепенно под влиянием образа жизни своих родителей на часовой ритм ребенка накладывается циркадный ритм. Период относительной неподвижности попадает на ночь, а состояние бодрствования на светлое время суток.

Приобретенный суточный ритм сказывается на динамике психических состояний. Нормальные, здоровые люди ночью менее работоспособны, к ночи у них быстрее наступает состояние физиологического и психического утомления. Нарушение выработанного ранее, особенно в детстве, ритма приводит к сбоям в жизнедеятельности организма и психики человека. По данным А.М. Вейна, у 75 процентов пилотов при перелете через 4-5 часовых поясов возникает нарушение нормального циркадного ритма со всеми вытекающими последствиями для психического здоровья. Смена временных поясов, переход из зимы в лето и наоборот, а также вахтенный режим, свойственные ряду профессий, вызывают сбои в работе адаптационных механизмов, отрицательно влияют на работоспособность и самочувствие моряков и в конечном счете, очень часто приводят к искажениям личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.