Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности




Ресурсы и факторы произв-ва


Ист-м любого пр-ва явл ресурсы, кот-ми располагает общ-во. Ресурсы – матер-е и интеллектуальные элементы, кот-е могут быть исп-ны в процессе создания товаров, услуг и др ценностей. Рес-ы дел-ся на:

1) природные (исчерпаемые и неисчерпаемые); 2) матер-е (созданные человеком); 3)трудовые; 4) финансово-денежные (рынок).

Факторы пр-ва – это эк-я категория, кот-я хар-ет реально вовлеченные в процесс пр-ва ресурсы. Ф.п. имеют след-ю классификацию. Они делятся на: 1) объективные (вещественные) и 2) субъективные (личные). Ф.п. в каждый данный момент огр-ны по отн-ю к потребностям. Следует различать абсолютную (понимают недостаточность произв-х рес-ов для одноврем-го удовл-я потребностей всех членов общ-ва) и относительную (это удовл-е каких-либо выбранных потребностей) огреничения.

В западной эк-й лит-ре сущ след-я классификация факторов пр-ва: 1) земля, 2) капитал, 3) труд, 4) предпринимат-е способности.

В процессе пр-ва происходит соед-е ф.п. Оно может быть прямым или косвенным (опоследованным).

Эффективность пр-ва -- это превышение результатов пр-ва над затратами.

Показатели э-ти пр-ва: 1) производ-ть труда Пртр = П/Т (кол-во созд. прод. в натур. или денежном выражении/ затраты труда)

2) фондоотдача Фо=П/Ф

3)мат-я емкость М=Ф/П

 


Потребность – это категория, выражающая отношения людей к условиям их сущ-я и жизнедеят-ти (общ хар-ка) Эк-е потребности – это желание потребителей приобрести товары и услуги, полезные для них. П-ти классифицируются по след-м критериям:

1. по субъектам: а) интеллектуальные, коллективные, общественные; б) п-ти дома хозяйств, фирм, гос-ва.

2. по объектам: а) физиологические (низшие) – п-ти пищи, одежды, жилья; б) социальные; в) духовные, интеллект-е

3. по степени настоятельности (насущности): а) первоочередные; б) непервоочередные

4. по степени реализации: а) абсолютные – п-ти, кот-е порождены совр-м состоянием произв-х сил в обществе; б) действительные – п-ти, соотв-е своему уровню эк-ки отдельной страны; в) платежеспособные – п-ти, кот-е человек может удовлетворить в соотв-и со своими способностями.


В обществе действует объективный эк-й закон возвышения потребностей. Суть этого з-на сост в том, что п-ти постоянно возвышаются, обгоняя уровень пр-ва. П-ти могут удовл-ся по-разному: полностью, частично и не удовл-ся совсем. Степень уд-я п-ей опр-ся эк-м уровнем разв-я страны, традициями, обычиями и уровнем общ-го благосост-я.
6 Ограниченность рес. и проблема эк. выбора. Закон возвастающих вмененных издержек

В усл-х огран-ти рес-ов перед общ-вом и отд-м произв-м стоит проблема исп-я рес-ов в альтернативных вариантах, т.е. поиска наиб эффект-й их комбинации, а, => и более рацион-го их исп-я. Найти наилучший вариант в применении рес-в из всех возможных – такова проблема выбора. Выбирая один из оптим-х вариантов, произв-ль отказывается от пр-ва опр-х товаров в пользу того товара, кот-й он выбрал для своего пр-ва. Отказ от пр-ва данного товара в пользу др получил название экономических или вменённых издержек.

Проблему выбора иллюстрирует кривая произв-х возможностей, определяющая границу исп-я пр-ых ресурсов. Для ее построения принимается ряд допущений: 1) эк-ка должна функц-ть в условиях полной занятости и полного объема пр-ва; 2) действ-е факторы пр-ва должны быть постоянны по своему кол-ву и качеству; 3) технология пр-ва должна быть неизменна.

Производственные альтернативы:

Виды продук-в А B C D E
тракторы 10 9 7 4 0
Автомоб-ли 0 1 2 3 4


Каждая точка на КПВ представл какой-то максимальный объем продуктов. Каждый предприниматель гос-ва выбирает такую точку, кот-я явл для него наиб предпочтительной, исходя из тех целей, кот-е он ставит перед собой. Суть закона возр-х вмененных издержек закл в том, что то кол-во продуктов, кот-ми приходится жертвовать в пользу пр-ва др прдуктов имеет тенденцию к возрастанию. 7 Эк. содержание собственности, ее виды и формы


Наиб глуб основу всей совокупности эк-х отношений сост отн-я собственности. Они опр-т весь общ-й строй, положение отд-х групп и слоев в обществе. Соб-ть имеет эк-е и юридич-е содержание: эк-е содержание соб-ти хар-ет отношение м\у людьми по поводу присвоения условий и результатов пр-ва. Юридич-я сторона этих отнош-й выр-ся в праве соб-ти. Право собственности – это урегулированные законом общ-е отношения по владению, распред-ю и последованию имущества. Отнош-е соб-ти предполагает наличие опр-х обьектов и субьектов соб-ти.

Объекты соб-ти: 1) недвижимое имущество, 2) движимое имущество, 3) интеллектуальная соб-ть – рез-ты инт-й деят-ти и приравненные к ним ср-ва индивидуализации юридич лица (музыка, произведение).

Субъекты соб-ти: 1)физ-е лица, 2)юридич лица, 3)гос-во и муниципальные образования.

Соб-ть в системе эк-х отношений вкл след-е элементы: 1) присвоения, 2) хоз исп-я, 3)эк-я реализация соб-ти. Присвоение выр-т эк-ю связь м\у людьми, кот-я устанавливает их отн-я к вещам как к своим. Хоз-е использование преполагает передачу соб-ти во временное пользование др лицам на опр-х условиях (аренда, концессия). Лизинг – аренда транспорта и оборудования. Концессия – договор, по кот-му гос-во сдает частным лицам, иностранным фирмам пром-е предприятия, участки земли на опр-х условиях с целью получ-я опр-х доходов. Эк-я реализация соб-ти преполагает получение дохода ее владельцу. Соб-ть всегда выступает в опр-й кокрктной осторической форме.

Истории разв-я общ-ва известны разл формы соб-ти. Прежде всего, разл 2 осн формы соб-ти – общественную и частную. 1) общественная форма соб-ти хар-ет совместное присвоение условий и рез-тов труда. Историч она возникла в виде общины, а затем принимала такие формы как семейная, коллективная, муниципальная и др 2) частная с-ть хар-ет эк0е отн-я м\у людьми, когда отд-е лица или группы людей присваивают условия и рез-ты труда. Частная с-ть выступает в 2-х видах: трудовой (основана на личном труде производителя) и нетрудовой (предполагает эксплуатацию труда и присвоения прибавочного продукта произ-ля – феод-я с-ть, рабовлад-я с-ть). Сущсмешанная форма соб-ти, в кот-й в разных вариантах могут сочетаться вышеприведенные формы, виды и типы соб-ти (акционерная с-ть).

В Украине в Конституции отражены след-е формы с-ти: 1) индивидуальная (личная, частная, трудовая), 2) коллективная, 3) гос-ная (республиканская), 4) интеллектуальная.

8. Преобр-е форм соб-ти в условиях перехода к рын эк-ке. Разгос-е и приватизация.

Переход к рынку предполагает преобр-е гос соб-ти в др формы соб-ти путем разгос-я. Разгосударствление -это преобр-е соб-ти в др формы или вывод предпр-я из-под управления гос структурами. Формы разгос-я: аренда; акционирование; кооперирование.

Приватизация -термин, близкий к разгос-ю, кот-й хар-ет преобр-е гос соб-ти в частную или в частно-долевую. цели и задачи разгос-я и прив-ии: 1) устранение монополизма гос соб-ти 2)предоставление макс-й свободы хозяйствующему субъекту 3) ликв-я убыточных дотаций убыточным предпр-ям 4) создание конкурентной среды 5) ускорение НТП 6) привлечение иностр-х инвесторов.

Прив-я проводится: на платной и бесплатной основе. Бесплатная часть гос имущества передается гражданам путем оформления именных приват-х сертификатов. Часть гос соб-ти продается по ценам, определяемых рынком, т.е. платно.

Способы прив-ции: 1) продажа по конкурсу 2) покупка акций, приват-х предпр-й работниками этих предпр-й 3) выкуп объектов, наход-ся в аренде.

Этапы прив-ии: 1) малая-пр-я мелких предпр-й 2) средняя-предпр-я ср-х размеров (100 чел) 3) пр-я крупных предпр-й
9.Типы и хар-ка эк-х систем.

Эк-я система – это совокупность эк-х процессов, соверш-ся в обществе на основе действующих в нем отношений соб-ти и организационно-правовых форм хоз-я. Осн элементы ЭС: 1) отношение соб-ти-соц-эк-е отношения 2)организац-правовые нормы хоз деят-ти 3) хоз-й механизм (способ хозяйствования) 4) конкретные эк-е связи м\у фирмами, предпр-ми, орган-ми.

Посл 2 столетия в мире действовали разл ЭС: 2 рын системы (1. рын эк-ка свободной конк-ии: чистый капит-зм. 2. совр рын эк-ка: совр капит-зм) и 2 нерын-е системы (1. традиц эк-ка 2. командго-админ эк-ка)

Рыночные системы: 1) рын эк-ка своб-й конк-ции сложилась в 18в и просущ до нач 19в. Ее осн черты:

А) частная соб-ть – на ср-ва произв-ва б) рын механизм регулирования макроэк-й деят-ти на основе своб-й конк-ции. В) наличие множества самостоят-но действующих покупателей и продавцов каждого товара г) соновой хоз активности субъектов хоз деят-ти явл предпринимательство.

2) совр рын эк-ка начала складываться в нач 20в, сохранив значит часть элементов эк-ки свободной конк-ции. В это период был осущ-н переход от своб-й конк-ции к монополии. Матер-й основой этого перехода стала высокая ступень концентрации произв-ва и капитила, выразившаяся в возникн-нии крупных предпр-й, кот-е в целях ограничения конк-ции и ее разрушит-х последствий стали объединяться в союзы, получ названия монополии. Конк-я в условиях господства монополистич-го капитала получ название несовершенной конкуренции: ее осн черты: а) наличие разл-х форм соб-ти в эк-ке страны (частная, коллективная, гос-я, смешанная); б) гос регулирование эк-ки в целях предотвращения кризиса спада произв-ва, а также поддержания высокого спроса на разл виды товаров;

в) высокая соц защищенность насел-я (пособия, субсидии); г) эк-я свобода производителей и потребителей в рамках действующего законодат-ва; д) преоблад-е саморегулир-го рын-го механизма.

Нерыночные системы:
1)
традиц-я эк-ка характерна для слаборазвитых стран (колоний). Ее осн черты: а) многоукладность; б) широкое распр-е ручного труда; в) мелкотоварное произв-во; г) остатки архаичных форм хоз-я (общинное, коллективное ведение хоз-ва и натур-я форма распред-я созданного продукта); д) значит роль иностранного капитала.

2) командно-административная система управления эк-кой. Осн черты: а) общ (гос-я) соб-ть на ср-ва произв-ва; б) централизованное планирование; в) непосред-е управление из единого центра; г) констоль со стороны гос-ва за произв-вом и распред-ем продуктов; д) распред-е по труду; е) относит равенство доходов; ж) монополизация и демократизация эк-ки.

Совр рын эк-ка хар-ся таким рын механизмом, кот-й сочетает в себе, с одной стороны, саморегулирование рынком, и с другой стороны, гос регулированием, поэтому многие страны относятся к группе стран со смешенной эк-кой, в кот-й преобл осн черты рын эк-ки и в то же время имеют место опр черты, взятые из командно-администр системы (индикативное планирование и гос регулирование по ряду направлений).
10.Возн-е, сущность и осн черты товарного произв-ва.

В истории разв-я общества известны разл формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное, непосредственно-общественное пр-во.

Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б) воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я

произв-х сил; 3) замкнутый локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного универсального труда; 5) принцип самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл господствующей формой х-ва до возн-я капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.

Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.

В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.

2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий хар-р труда;

товар

потребит-я стоимость стоимость

конкретный труд абстрактный труд

частный общественный11 Товар и его св-ва.


Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:

Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.

Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.

Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.

Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.

Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда

Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей

2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной полезностью.

Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления, каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.